Просмотр содержимого документа
«Особенности оценивания учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, на уроках английского языка»
Тема доклада: «Особенности оценивания учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, на уроках английского языка».
Данный доклад по теме «Критерии оценивания учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, на уроках английского языка» предназначен для преподавателей, задействованных в процессе обучения английскому языку учащихся, находящихся на индивидуальном обучении по программе специальных (коррекционных) классов VII вида в образовательных учреждениях основного общего образования.
Всем известно, что язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие общества. Происходящие сегодня изменения в государственной политике, общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Все это повышает статус предмета «иностранный язык», основное назначение которого состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает широкое вовлечение детей с особенностями развития в этот процесс. А также делает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, что должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, не только приобщение учащихся к культуре страны/стран изучаемого языка, но и лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка.
Здесь следует сказать об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Для них характерны незрелость высших психических функций (эмоционально-волевой сферы) и недоразвитие (недостаточная выраженность) познавательной деятельности, что сочетается с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно влияет на продуктивную деятельность, что в иностранном языке сказывается прежде всего на письме.
Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Поэтому, исходя из документов, требования к уровню подготовки детей с ОВЗ соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. Однако при выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по предмету.Контролирующая функция нашей программы обучения данных учащихся должна определять эти требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы для детей с ОВЗ при этом аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
Выше было сказано, что учащиеся с диагнозом ОВЗ характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей иностранному языку? Это возможно при постановке цели не практического владения языком, а общего развития детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского языка дети с ОВЗ испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Сложные конструкции и клише учащимися не смогут быть усвоены, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Такую работу возможно проводить лишь с целью ознакомления.
Но они смогут говорить на другом языке на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с ОВЗ овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения, как правило, используется только как средство обучения. В основе обучения таких детей может лежать обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе, что может представлять сложность для многих учащихся с ОВЗ. Таким образом, основная цель изучения иностранных языков здесь развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся: память, речь, восприятие, мышление, кругозор.
Для работы с такими детьми учитель иностранного языка может составить собственную программу для обучения или внести изменения в общеобразовательную программу. Учитель имеет право:уменьшить объем изучаемой лексики;выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;подобрать упрощенные тексты;снизить требования к изучению иностранного языка. Начиная с начальной школы, обучение иностранному языку ведется мной по четко разработанным тематическим разделам УМК, используемого в школе. Составленная мной адаптированная программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения.
Чтение. На начальном этапе устный вводный курс сокращается, параллельно вводится изучение букв со зрительной опорой. Обучение чтению идет с опережением. Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, доступных детям данного возраста. Необходимо обучать применять речевые образцы не только с глаголом to be, но и со смысловыми глаголами. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение. На чтение и перевод прочитанного нужно отвести побольше учебного времени. Особое внимание следует уделить переводу, поскольку при этом дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом.
Лексический материал. Новая лексика вводится со зрительной опорой, её полезно отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со словарем; на дом давать не новые упражнения, а отработанные на уроке.Словарирекомендуется вести, чтобы подкрепить восприятие устной речи зрительными моторными опорами.
Грамматический материал. Объём грамматического материала сокращен. Косвенные общие, альтернативные и специальные вопросы либо рассматриваются ознакомительно, либо исключаются из изучения. Употребление артиклей дается в ознакомительном плане из-за его малой практической значимости. Если детей затрудняет усвоение перфектных форм, можно перенести изучение этого материала на следующий год обучения, однако не следует исключать его полностью.
Аудирование текстов рекомендуется значительно сократить, либо давать их сильным учащимся.
Письменные работы желательно сократить (либо уменьшить их объем), особенно те, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, а оставшиеся тщательно разбирать или выполнять в классе.
При обучении детей с ОВЗ диалогической речи наиболее целесообразно использовать доступные для понимания обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям. Драматизация - это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.
В нормативных документах контрольные работы в конце каждой четверти рекомендуется исключить, так как у детей с ОВЗ слабо сформированы навыки аудирования и устной речи. В других источниках рекомендуется оставить контроль чтения. По моему мнению, учитель может предусмотреть наличие контрольных работ при планировании и разработке своей программы в зависимости от способностей учащегося. Однако необходим серьезный отбор материала, представленного для контроля.
Специфика обучения иностранному языку для детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Учебный материал необходимо дробить, предлагая его детям небольшими порциями, перемежая игровые и учебные виды деятельности.
Как же оцениватьучащихся за проделанную ими работу на уроках английского языка?Во-первых, поскольку учебный материал необходимо дробить, мною практикуется поэтапное выставление оценок.Начиная с начальной школы, мне помогают карточки из УМК «Милли», где предлагаются четыре уровня достижений: Great! (Super!) Well done! OK! Try again! Надпись сопровождается соответствующей картинкой. Сначала учащемуся выдаются картинки с уже готовой надписью, затем выдается только картинка, где учащийся сам ставит свою надпись, оценивая себя самостоятельно. На следующем этапе обучения учащемуся предлагается выбрать самому ту оценку, которую он считает правильной. В журнал за урок выставляется либо оценка за основной вид деятельности на уроке, либо средняя оценка, получившаяся по набору карточек.
В любом случае, оценка выставляется с позитивным уклоном, поскольку необходимо поддерживать интерес к иностранному языку. Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, сколько за старание и усилия учащихся. Ошибки, допущенные во время чтения или устной речи рекомендуется не исправлять, однако по окончании выполнения подобного задания их можно разобрать, не забывая оценить старание учащегося.
В конце урока обязательно провести рефлексию, акцентируя внимание на то, что учащийся смог сделать, что у него получилось, а не на то, что не получилось. В начале обучения используя для этого родной язык, а на следующих этапах обучения такие простые предложения как: I like/ love/ enjoy… I can… My favourite… Данный подход дает позитивный настрой, мотивирует, дает уверенность учащемуся в своих силах.
В конце моего доклада хочется напомнить две народные мудрости, которые как нельзя кстати подходят, когда мы говорим об обучении учащихся с ОВЗ: «Не говори – учился, а говори, что узнал» и «Наука глаза открывает».
Список используемой литературы:
Примерные программы по иностранным языкам // Программа среднего (полного) общего образования по английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства Российской Федерации № 288 от 12.03.1997 г. С изменениями от 10.03.2000 г.);
Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-р от 10.04.02 г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Комитета по образованию № 912 от 04.06.2003 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
Мамайчук И.И, М.Н.Ильина. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2006
Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания, Просвещение, Работаем по новым стандартам, 2013