Просмотр содержимого документа
«Особенности работы на уроках английского языка с детьми с ОВЗ»
Особенности работы на уроках английского языка с детьми с ОВЗ.
Понятие ОВЗ употребляется к детям, для которых характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитость познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой обычной массовой школы. Недостаточность развития внимания, сниженный объем памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения, дефекты произношения, аграмматизм, отсутствие фонематического слуха, скудный словарный запас.
Я, как учитель английского языка, не имеющий специальной подготовки по работе с такими детьми, ознакомилась с большим объемом информации, опытом других учителей и пришла к такому выводу, что учить детей с ОВЗ нужно не практическому владению языком, а с помощью уроков английского способствовать общему развитию детей: развивать память, мышление, познавательную деятельность, обогащать знания об окружающем мире.
Группа школьников с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется тем, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, нарушения в эмоционально-волевой сфере и т.д. У большинства учащихся отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Невооруженным взглядом видны отклонения в здоровье у 5 учащихся. Остальные – педагогически запущенные. Некоторые дети в таких классах из не совсем благополучных семей. Ребята не умеют работать самостоятельно, в группах, в парах, хором. Им всем необходим индивидуальный подход. Поэтому поиск и использование активных методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ нужно использовать следующие активные методы и приемы обучения.
Использование наглядных и зрительных стимулов, обеспечивающих смену вида деятельности в ходе урока и способствующих развитию зрительного восприятия, памяти и внимания. Детям нравятся небольшие тексты в виде комиксов (у Комаровой) с красочными картинками, помогающие им догадаться о смысле высказываний. Легче воспринимается информация в виде таблиц и схем, по определённому алгоритму.
Для закрепления новой лексики можно использовать упражнения: составить слова из букв, вставить пропущенные буквы и слова в предложения. Повторения многократные, которые позволяют хотя бы частично усвоить новый лексический материал (каждый урок – как по-новому).
«Расскажи, что есть в портфеле», упр. с использованием моделей (I have got…) при изучении темы школьные принадлежности и модели в упражнении «Собери портфель» (Take a …, please) с использование одинаковой лексики.
Использование сигнальных карточек.
Деление большого объема материала на мелкий, составление алгоритмов.
Узелки на память: вывешивание на доску основных моментов темы, выводов, которые нужно запомнить.
Использование сюрпризных моментов.
Активная рефлексия (настроения, содержания учебного материала и приемов работы).
Здоровьесберегающие технологии (физкультурные минутки).
Урок состоит из 3 этапов:
Вовлечение в учебный процесс с помощью речевой и фонетической зарядки, представленной в форме рифмовок, поговорок, вопросов How are you? What date is it today?
Основной этап – предъявление нового грамматического, речевого и лексического материала. Использование схем, наглядности, алгоритмов выполнения заданий. Главное – удержать внимание.
Эффективная практика. Главное – создать ситуацию успеха (поощрение вербальное, хорошая оценка). Освоивший тему, объясняет ее слабому.
Принципы работы:
Динамичность восприятия (от простого к сложному). Использование графических рисунков, использование моторно-мышечного метода (изобрази глагол и догадайся).
Коррекция психических функций: задания на развитие внимания, мышления, навыков чтения, тренировка произношения. (Что пропало, Найди лишнее).
В основе обучения – обучение чтению и изучение лексических единиц, письмо выступает как средство обучения. Проблемы при аудировании, т.к. нарушен фонематический слух и звуковой анализ слов. Грамматика изучается только на простых грамматических конструкциях.
Создание мотивации к обучению (алгоритм, памятки, игровая деятельность). Игры в переводчиков, «Какое слово я загадала», «Волшебный мешочек», орфографические игры «Змейка» и т.д.
При исправлении оценок пользоваться корректором, стикером, делать исправления на полях, давая возможность ребенку самому исправить свои ошибки и почувствовать уверенность в себе, создавая ситуацию успеха (не исправляют свои ошибки).
Оценивать не по учебным результатам, а по личностным УД и познавательным УД (старание, усилие, успехи).
Работа с такими детьми очень сложная и кропотливая, требующая работы логопеда, психолога и медицинского персонала. Педагогу необходимо мудрое терпение и чуткость. Он должен принимать детей такими какие они есть, радоваться каждому их успеху. Важно дать ребенку не как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить его учиться. Мы должны корректировать недостатки познавательной и эмоционально-личностной сферы средствами языкового материала.
Соучастие, сопереживание, содействие – вот девиз нашей работы с особенными детьми.