Основные виды заданий для работы над рифмованными текстами на уроках английского языка в начальной школе
Основные виды заданий для работы над рифмованными текстами на уроках английского языка в начальной школе
Известно, что выбор конкретных заданий при работе с рифмованными текстами будет зависеть от следующих факторов: темы занятия; цели,уровня знаний обучаемых возраста обучаемых; этапа обучения. В работе рассмотрена типология возможных заданий и особенности работы с рифмованными текстами для совершенствования речевых навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные виды заданий для работы над рифмованными текстами на уроках английского языка в начальной школе»
Автух Вера Владимировна
Основные виды заданий для работы над рифмованными
текстами на уроках английского языка в начальной школе
Известно, что выбор конкретных заданий при работе с рифмованными текстами будет зависеть от следующих факторов: темы занятия; цели;уровня знаний обучаемых; возраста обучаемых; этапа обучения.
Рассмотрим типологию возможных заданий с рифмованными текстами для совершенствования речевых навыков:
1. Прием вопросно-ответной работы. При работе со стихотворением можно предложить два варианта вопросов:
а) comprehension questions – вопросы на проверку понимания прочитанного или прослушанного текста на основе узнавания, припоминания. Например:
А cat has three kittens.
They are white.
But they hаvе black spots
Each оn his side.
How mаnу kittens does the cat have?
What colour are they?
Do they have black or red spots?
В данном случае, текст песни, стихотворения или рифмовки дети слушают или читают.
b) true / false questions – вопросы, требующие выбор ответа, высказывания, подтверждающего или опровергающего данное утверждение. На пример:
Му mother is so kind and nice.
But she isn't very brave.
She is afraid of dogs and miсе.
And cries: Take them away!
Is mу mother kind and nice?
Is ту mother very brave?
Is she afraid of cats?
2. Заполнение пропусков. Детям предлагается заполнить пропуски, выбирая слова из пар антонимов, затем они сравнивают свои варианты с оригиналом. Например:
А pig is ………. big – little
А mouse is ………. short – tall
А giraffe is very ………. small – large
Отметим, что в данном случае мы обращаемся к письменной речи.
3. Логическая перегруппировка – упражнение, в основе него лежит прием восстановления. Учащимся дается задание выстроить предлагаемый материал в логической последовательности, воссоздав связный текст стихотворения из предложений или слов. Например:
а) The sun has visited The sun has visited
The nest. The day is nice.
The bird is glad to see the guest. It is so good to eat а worm!
The day is nice. The nest.
The day is warm. The bird is glad to see the guest.
It is so good to eat а worm! The day is warm.
b) The sun has visited. – sun, the, visited, has
The nest. – nest, the
Тhе bird is glad to see the guest. – is, the, bird, to, glad, see, guest, the
Тhе day is nice. – is, day, nice, the
Тhе day is warm. – wаrm is, day, the
It is so good to eat а worm! – so, is, it, good, to, а wоrm eat
4. Ранжирование – упражнение, в котором учащиеся получают задание подобрать предметы или картинки к стихотворению и разложить их по мере появления в тексте. На пример: разложить картинки к выделенным словам.
Mr. Frog is mу friend.
And we hор, hор.
Mr. Dog is mу friend.
And we run, run.
Mr. Fish is mу friend.
And we swim, swim.
Mr. Cock is mу friend.
And we sing, sing.
5. Упражнение на расширение заданного речевого материала (стихотворения). Расширение высказывания может осуществляться за счет детализации, уточнения, включение элементов описания и других способов логического развития мысли. Например:
I'll go to Granny What is she like?
Оn foot, оn foot, оn foot. Who will уоu go with?
I'll go to Granny How old is she?
Ву bus, bу bus, bу bus. What colour is the bus?
I'll go to Granny Where does she live?
Ву plane, bу plane, bу plane. Is the plane fast and соmfortable?
I'll go to Granny What present do уоu have for her?
Today, today, today! Why will уоu go to Granny?
Затем учащимся предлагается рассказать историю о своей бабушке.
6. Рисунок-упражнение, в котором учащиеся должны, опираясь на текст стихотворения, передать его содержание при помощи графических символов или рисунков. Например:
Flowers, flowers,
I love уоu.
Yоu are yellow,
Yоu are bluе.
White and red,
And green and brown.
In the village.
In the town.
7. Упражнение, нацеленное на передачу содержания стихотворения, с помощью мимики, движений и жестов. Упражнения такого рода могут быть использованы для снятия усталости у детей. Например:
Wind is blowing, (дети поднимают руки вверх и покачиваются)
Wind is blowing
То the left, (дети делают наклоны влево и вправо)
То the right.
Wind is blowing,
Wind is blowing
Day and night, (на слове «day» дети улыбаются и подпрыгивают)
Day and night! (на слове «night» дети закрывают глаза)
8. Упражнение, предлагающее сочинить собственное стихотворение на английском языке на основе имеющегося. Отметим, что ученики здесь используют усвоенную лексику, опираются на необходимые грамматические конструкции.
Например:
Let us sing together,
Together, together.
Let us sing together,
Together we shall sing.
Let us hop together.
Together, together.
Let us hop together.
Together we shall hop.
Let us + (play, run, draw, write, read, f1y, dance).
Здесь уже наблюдается творческий подход к переработке информации, когда можно совершенствовать все речевые навыки [1; 3].
9. Рифмовка – упражнение, направленное на закрепление лексики на основе стихотворения путем подбора рифмующихся слов. Учитель подбирает пары рифмующихся слов, необходимых для закрепления [3].
Например:
Pencil, pencil, bat – rat
Draw а hat. bear – hare
And а chicken, mouse – house
And а cat. dog – frog
And а bear, and а dress. cock – croc
– Yes!
10. Прием игрового моделирования, который составляет часть арсенала коммуникативного метода. Например:
I see а dog (а frog, а cat, а bear)
– Hеllo!
– Hеllo!
– Let's go to the Zoo (park, school, cinema) – No, nо, nо!
Дети не просто читают данное стихотворение по ролям, а воспроизводят его в виде сцен [2].
Таким образом, мы видим, что существует большое количество заданий, которые могут быть выполнены для совершенствования речевых навыков на уроках английского языка в начальной школе на основе рифмованных текстов.
Можно также использовать следующий порядок работы над стихотворением, выделенным Печененко Т.В. [4]. Так, после знакомства с какими-либо лексическими единицами, грамматическими или фонетическими явлениями на предыдущих занятиях, можно для совершенствования речевых навыков использовать в начальной школе небольшие по объему стихотворения. Название стихотворения записано на доске, и ребята дают свои ассоциативные представления, которые, по их мнению, связаны с содержанием стихотворения. Всё записывается на доске. Далее можно предложить учащимся вопросы по прогнозированию содержания стихотворения: What is this poem about? What are your ideas? What makes you think so? Try to make up a short story using the words from the Word-Web. Или предложить учащимся небольшой фрагмент прочесть про себя и догадаться, какую проблему мы будем обсуждать на уроке. В этом случае стихотворение выступает в качестве lead-in, так как от него можно легко построить «мостик» к теме урока с помощью наводящих вопросов.
Следующим шагом может стать прослушивание стихотворения. На первом уроке происходит первичное прослушивание с опорой на текст (если стихотворение достаточно большое). Во время первого прослушивания стихотворения, учащиеся проверяют обоснованность своих предположений, относительно его содержания. При необходимости выписываю на доску незнакомые слова. Делать это лучше в той последовательности, в которой они следуют в тексте. Таким образом, учащиеся пополняют свой словарный запас и закрепляют знание лексических единиц по теме. Опыт доказывает, что слова, предъявленные в стихотворной форме, выучиваются быстрее. Происходит снятие лексико-грамматических трудностей при первичном предъявлении. Далее следует фонетическая отработка слов. Происходит повторное закрепление и обобщение. Фонетическая отработка стихотворения осуществляется построчно, по частям. Можно дать учащимся время для самостоятельного прочтения шепотом или попросить одного, двух сильных учеников прочесть вслух. Остальные читают вместе с ними шепотом.
На более продвинутом этапе, при первичном предъявлении можно предложить учащимся карточки, где последние рифмующиеся слова в каждой строчке пропущены и написаны внизу, но не по порядку. Учащиеся индивидуально, в парах или небольших группах должны подобрать нужные слова к каждой строчке, чтобы получилось стихотворение. Можно так же подготовить несколько вариантов карточек или слайдов с различными пропущенными словами и провести соревнование на быстрое заполнение пропущенных слов.
Далее выстраивается беседа о содержании стихотворения. Здесь учитель задает несколько проблемных вопросов. Для ответа на них учащиеся анализируют содержание, находят главную тему стихотворения: зачитывают вслух нужные строки или сами делают вывод.
На следующем этапе ведется работа над выразительным чтением. Выразительное чтение дает возможность передать личностное понимание учеником содержания стихотворения. Можно провести конкурс на лучшего чтеца.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что при отборе рифмованных текстов для учащихся начальных классов следует руководствоваться следующими критериями:
1) рифмованные тексты не должны быть слишком длинными;
2) содержание рифмованных текстов должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к ним картинку-опору, подобрать игрушку или предмет и обыграть, потому что в этом возрасте дети лучше запоминают слова, связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями;
3) рифмованные тексты должны быть эмоционально окрашенными и интересными для учащихся;
4) будет лучше и интереснее, если рифмованные тексты будут с музыкальным сопровождением, поскольку такие тексты более эмоционально окрашены, лучше запоминаются, вносят разнообразие в урок.
Библиография:
Фурсенко С.В. Грамматика в стихах. – СПб.: КАРО, 2006.
Филатов В.М., Филатова Е.Г. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых вузов. – Ростов н/ Д: АНИОН, 1999. – 384 с.
Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму. – М.: Филоматис, 2004.
http://u4eba.net/wp-content/uploads/2013/03/Rabota-so-stihi-i-pesni-na-urokah-angliyskogo-yazyika-1.doc - Печененко Т.В. Работа со стихами и песнями на уроках английского языка как один из способов повышения мотивации учащихся (методические рекомендации)