Просмотр содержимого документа
«Организационно-педагогические условия повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»
Муниципальное образовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
Школьные педагогические чтения
Организационно-педагогические условия повышения мотивации учащихся к изучению английского языка
Крылова Е.Г., учитель английского языка
Нерюнгри, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Системно деятельностный подход в образовании
1.1 Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку
1.2 Определение понятия «Мотивация»
1.3 Виды существующих приемов повышения мотивации к изучению английского языка в рамках системно-деятельностного подхода
2. Организационно-педагогические условия повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в рамках системно деятельностного подхода
2.1. Структура урока английского языка в рамках системно-деятельностного подхода и методические приемы
2.2. Результаты анализа эффективности использования приемов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа представляет собой исследование организационно-педагогических условий повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
Актуальность исследования обусловлена тем, что новые социально-экономические условия развития российского общества, процессы глобализации, интеграции в различных сферах жизни оказывают непосредственное влияние на построение современного урока и делают востребованным изучение английского языка как средства межкультурного, делового и личностного общения.
Цель данной работы – выявить наиболее эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы раскрыть суть «системно-деятельностного подхода в образовании», изучить понятие «мотивация», выявить существующие средства повышения мотивации учащихся, разработать организационно-педагогические условия повышения мотивации учащихся, внедрить и апробировать методики повышения мотивации, проанализировать способы повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, а также поделиться опытом с профессиональными сообществами с целью получения обратной связи.
Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ отечественной и зарубежной научной литературы по педагогике, психологии, методике обучения иностранным языкам;
2. Изучение и обобщение передового опыта по исследуемой проблеме;
3. Наблюдение за процессом обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода. Сравнительный анализ. Анкетирование.
Новизна работы заключается в том, что для решения проблемы низкого уровня мотивации учащихся и низкого уровня качества знаний, проводится анализ организационно-педагогических условий повышения мотивации учащихся, а также оценка эффективности методических приемов повышения мотивации.
Практическая значимость заключается в том, что в соответствии с результатами анализа организационно-педагогических условий, преподаватель английского языка сможет применить в своей работе только самые эффективные методики повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в рамках системно-деятельностного подхода.
1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку
Как гласит китайская народная мудрость «Я слышу-я забываю, я вижу-я запоминаю, я делаю – я усваиваю» и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
Таким образом, в основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках английского языка необходимо использовать разнообразные приемы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению английского языка, создает положительный эмоциональный фон урока.
Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении лексики, применение средств ИКТ, раздаточные материалы и т.д.
Таким образом, главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
Развивая познавательную и творческую активность детей, удается решить две альтернативные задачи:
1) «Разбудить спящих» детей, то есть вовлечь в активную познавательную и созидательную работу малоактивных слабых учеников через их равноправное сотрудничество с сильными учениками в достижении общей цели.
2) Наиболее полно раскрыть потенциал одаренных детей, вовлекая их в исследовательскую деятельность, связанную с реальными проблемами современного общества.
Существует огромное количество методических приемов обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Однако, немаловажной является необходимость не только внедрять различные методики, а также анализировать их эффективность в повышении мотивации к изучению английского языка.
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ»
А. Шопенгауэр впервые употребил слово «мотивация» в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910). После этого понятие «мотивация» стали рассматривать для объяснения причин поведения человека и животных.
На сегодняшний день существуют различные трактовки термина «мотивация». Так. К.К. Платонов трактует мотивацию, как совокупность мотивов. М.Ш. Магомед-Эминов понимал мотивацию, как процесс психической регуляции конкретной деятельности. В.К. Вилюнас рассматривал мотивацию, как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность человека.
Так, первое направление рассматривает мотивацию, как совокупность факторов или мотивов. А второе направление - как процесс, механизм.
И в том, и другом направлении мотивация является вторичным по отношению к мотиву образованием, явлением.
Многие психологи под мотивацией подразумевают детерминацию поведения. На основании этого они выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
На сегодняшний день пока нет единого взгляда на сущность мотивации, ее роли в регулировании поведения человека.
Согласно определению данному в Википедии Мотива́ция (от лат. movere)- побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие учёные. Потребности в порядке их очерёдности:
Физиологические потребности
Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.
Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в принадлежности и любви
Человек жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.
В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.
Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Потребность в самоактуализации
Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.
Потребность в познании и понимании
Эстетические потребности
Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершённости, в законченности, в системе, в структуре.
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии, требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идёт снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идёт снизу вверх и сверху вниз; движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Иерархия потребностей А. Маслоу
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Такую зависимость называют законом Йеркса-Додсона. Эти учёные ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).
1.3 ВИДЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРИЕМОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету «английский язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету.
Возможные пути решения:
1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
При изучении новой лексики по теме можно применять такие упражнения как кроссворд, составление истории по картинке.
Например, игра «Найди слова». Дается сетка клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по заданной теме. Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке и перевести.
2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
Учащимся предлагается пословица, по которой необходимо составить историю так, чтобы концом истории являлась сама пословица. Можно использовать жизненные ситуации или придумать историю.
3) педагогические воздействия учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений;
Необходимо стимулировать учащихся, поощрять их ответы оценками. Например, первому, отвечающему на балл выше поставить оценку, в результате у учащихся появится еще один мотив (хорошая оценка) к изучению предмета.
4) использование на уроках аудиовизуальных средств;
Использование нескольких средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса.
5) использование личностной индивидуализации;
Каждый ребенок это-личность, следовательно, к каждому ученику нужно подобрать индивидуальный подход.
6) разработка системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. Необходимо вовлекать детей в постановки спектаклей, сценок и т.д.
Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации происходит через:
вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке (создание специальных упражнений, в которых каждый ученик искал бы свое решение).
проблемность заданий и ситуаций;
Для учеников очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication».В этой игре необходимо помочь своему другу . Ваш друг попал в незнакомый город и ему надо добраться до кинотеатра , используя карту местности, нужно объяснить, как он может добраться до нужного места.
контроль знаний умений и навыков (своевременное проведение контрольных срезов по чтению, говорению, грамматике, аудированию);
использование познавательных игр;
К повышению мотивации можно отнести нетрадиционные формы урока, обучающие и развивающие игры, ролевые игры, игровые ситуации, позволяющие сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяющей реализовать цели, заложенные в рамках стандарта, а также повысить уровень обученности, заложенный в стандарте.
развитие творческих способностей;
Важно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии. Можно предложить ученикам сделать художественный перевод или написать свое стихотворение.
побуждение развития внутренней мотивации учения школьника;
Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении английским языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравиться говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к изучению английского языка и обеспечены условия для достижения определенных успехов. К средствам внутренней мотивации относятся различного рода квизы, которые служат стимулом иноязычного говорения, которые реализуют стремление школьников самим найти ответ на интересные для них вопросы. Поиск истины в старшем школьном возрасте происходит обычно в спорах, обсуждениях, которые являются не только средством познания, но и средством самовыражения. Как показывают наблюдения, в процессе обсуждения принимают участие все школьники, в том числе и те, которые обычно пассивны на уроках.
В обучении взаимодействуют следующие составляющие:
Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.
Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.
Сам предмет «иностранный язык» — т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.
Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.
В результате обучения в классах, где регулярно соблюдаются условия повышения мотивации, по окончании изучения тем проводились контрольные работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры, специальные упражнения.
Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже. Более того у учащихся формируются следующие навыки:
Учащиеся умеют составлять кроссворды, и класс их разгадывает на уроках, либо проводятся конкурсы любителей кроссвордов по темам.
Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Умение слушать оппонента.
Умеют давать рецензию на ответ.
Согласно опыту обучения иностранному языку - начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет повторить и прочно усвоить лексику, закрепить новые грамматические структуры и речевые обороты, лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.
Таким образом, анализируя существующие на сегодняшний день возможности изучения английского языка, представляется возможным сделать вывод о том, что эффективность процесса обучения английскому языку зависит не только от готовности преподавателя и обучаемых использовать современные технологические решения, которые найдут применение на уроке, но и от умения педагога обосновать необходимость изучения предмета, осуществить творческий подход к преподаванию данной дисциплины.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
2.1. Структура урока английского языка в рамках системно-деятельностного подхода и методические приемы
Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода может варьироваться в зависимости от типа урока. Урок в рамках системно-деятельностного подхода может иметь следующую структуру:
1) Начало урока, мотивация к учебной деятельности (самоопределение)
2) Актуализация и целеполагание
3) Изучение нового материала, первичное закрепление изученного материала
4) Обобщение, повторение и систематизация знаний
4.1) Физминутка
5) Контроль и коррекция знаний
6) Рефлексия
7) Домашнее задание
Необходимо отметить, что одним из самых эффективных способов изучить и закрепить материал, а также осуществить рефлексию является работа с интерактивной доской.
Таким образом, на каждом из этапов урока в рамках системно-деятельностного подхода были внедрены и апробированы различные методические приемы, в том числе приемы работы с интерактивной доской.
Построение современного урока, а также выбор методических приемов можно осуществить с помощью представленной таблицы:
ЭТАП НАЧАЛА УРОКА, МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Прием «Защитный лист»;
Прием «Образовательная стратегия»;
Прием «Доволен-недоволен»
2. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ:
Прием «Игра в случайность»;
Прием «Отсроченная реакция»;
Прием «Настроение»;
Прием «Отсроченная отгадка»;
Прием «А знаете ли вы что…»;
Прием «Ручеек»;
Прием «Ассоциативное солнышко»;
Прием «Необъявленная тема» с помощью интерактивного элемента «Подсветка»
Прием «Тонкий и толстый вопрос»
3. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Прием «Получи бонус»;
Прием «Паутина»;
Прием «Лови ошибку!»(Инт.доска);
Прием «Горячий стул»;
Прием «Мобильная связь»;
4. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ, ПОВТОРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:
Прием «Урок без правил»;
Прием «Брейн-ринг»;
Прием «Кто быстрее?»;
Прием «Обыграй учителя»;
Прием «Анаграммы» (Инт.доска);
Прием «Мемо-карточки» (Инт.доска);
Прием «Говорящая лягушка» (Инт.доска);
Прием «Викторина» (Инт.доска);
Прием «Игра компетентность»;
Прием «Баскетбол» (Инт.доска)
Прием «Я-учитель»
Прием «Стань звездой»
4.1 ЭТАП ФИЗМИНУТКИ
Прием «Креативная физминутка»
5. ЭТАП КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ:
Прием «Слепой текст»;
Прием «Терминологический диктант»;
Прием « Выбери ответ»;
Прием «Самооценка»;
Прием «Поощрительные карточки»
6. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Прием «Синквейн»;
Прием «ЗХУ»;
Прием « Опрос-итог»;
Прием «Наклейка настроения»;
Прием «Рюкзак»
Прием «Звездный рейтинг»
Прием «Поощрительные смайлики»
7. ЭТАП ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Прием «Необычная обычность»; Прием «Лотерея»
Прием «Идеальное задание»;
Прием «Трехуровневое задание»;
Прием «Творчество работает на будущее».
Необходимо отметить, что данные приемы универсальны и могут использоваться не только на уроках английского языка. Более того, многие из представленных приемов могут реализовываться на разных этапах урока.
Подробная расшифровка приемов представлена в Приложении №1.
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В рамках данного исследования была поставлена цель - выявить наиболее эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в рамках системно-деятельностного подхода, а также поставлены задачи разработать организационно-педагогические условия повышения мотивации учащихся, внедрить и апробировать методики повышения мотивации, проанализировать способы повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, а также поделиться опытом с профессиональными сообществами с целью получения обратной связи.
Необходимо отметить, что в настоящее время изменились требования к обучению, изменились учителя и ученики, другой стала наша жизнь, и введение ФГОС действительно было необходимо. Если урок в прошлом начинался с постановки задач учителем, то теперь учащиеся сами, с первых минут урока, учатся формулировать цели по заданной теме, выражать свои мысли, строить высказывания. На этапе изучения нового материала учащиеся самостоятельно ищут способы решения поставленных задач и ответы на них. В процессе работы на уроке, а также на этапе рефлексии учащиеся оценивают как самих себя, так и ответы одноклассников.
В настоящее время современный урок — это урок, воспитывающий творческую и самостоятельную личность, которая осознает необходимость получения знаний и применения их в будущем, что невозможно без применения современных технологий.
Однако, адаптацию учителей и учащихся к введению современных требований нельзя назвать абсолютно успешной, так как уровень мотивации многих учащихся к изучению английского языка остается довольно низким.
Таким образом, для решения проблемы низкого уровня мотивации учащихся были внедрены и апробированы различные методики, после чего был проведен анализ организационно - педагогических условий повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Методом исследования являлось анкетирование с развернутыми ответами, которое позволило не только проанализировать реакцию учащихся на использование приемов повышения мотивации на уроках английского языка, а также выявить и сравнить уровень мотивации к изучению английского языка в младших и старших классах.
В ходе исследования было опрошено 74 человека с 3 по 10 классы. В начальных классах – 31 чел., в старших классах – 43 чел.
Учащимся предлагалось дать развернутые ответы на вопросы, касающиеся отношения учащихся к различным приемам, используемым на уроках английского языка. Учащиеся начальной школы отвечали на 7 вопросов, учащиеся 8,9,10 классов отвечали на 15 вопросов.
Анализ анкет учащихся 3, 4 классов показал что:
1. Самыми эффективными методами повышения мотивации являются прием «Наклейка настроения» – 90%, прием «Креативная физминутка» – 100%, прием «Поощрительные карточки» - 89%, прием «Викторина» – 87% и прием «Поощрительные смайлики» – 94 %.
Реакции детей на данные методы можно охарактеризовать следующими цитатами:
«Мне нравится танцевальная физминутка, потому что в этот момент я счастлив»
«Мне нравится заморозка, потому что там можно застыть как звезда» (кошка, футболист)
«Мне очень весело чувствовать себя КРУТЫМ!»
«Я Бог стикеров»
«Мне нравится получать наклейки! Я испытываю радость!»
«Да, мне очень нравится получать эти карточки, потому что я хочу быть на 1 месте»
«Я расстраиваюсь, когда я получил грустный смайлик, но я пытаюсь исправить»
«Мне очень нравятся викторины, очень круто соревноваться»
«Я супермэн по викторинам»
«Да, потому что это укрепляет знания и работу в команде»
«Да, я люблю играть и соревноваться, особенно с учителем»
2. Менее эффективным с точки зрения некоторых детей оказался прием «Я учитель» - только 68% детей положительно отнеслись к данному приему, остальным 32 % данный прием не подходит. Этот факт объяснили сами дети в своих анкетах. Самыми распространенными причинами оказались: «Я стеснительный», «Я не очень умный», «Я стесняюсь».
Дети, давшие положительную оценку данному приему, сказали «Да, я люблю быть учителем», «Я чувствую себя Еленой Геннадьевной», «Это интересно», «Я люблю командовать», «Я был учителем и хочу еще».
3. Таким образом, средний уровень мотивации к изучению английского языка в 3,4 классах составил – 86%, что говорит о том, что дети в 3-4 классах открыты и легко воспринимают представленные приемы.
Анализ анкет учащихся 8, 9, 10 классов показал что:
1.Самыми эффективными приемами, которые используются в 8,9,10 классах, оказались прием «Викторина» - 89%, прием «Креативная физминутка» – 94%, прием «Поощрительные карточки» – 91 %, прием «Звездный рейтинг» - 87%, приемы работы с интерактивной доской – 87%, прием «Наклейки настроения» и прием «Поощрительные смайлики» - 87% и 85 % соответственно.
Реакции детей на данные методы можно охарактеризовать следующими цитатами:
«Необъявленная тема»:
«Это интересно»
«Да, развиваешь свое воображение, проверяешь свои знания»
«Мне интересно придумывать что-нибудь новое»
«Лови ошибку»:
«Так я проверяю свои знания»
«Исправление ошибок – залог успешного изучения языка»
«Есть мотивация учиться лучше»
«Познавательно»
«Забавно»
«Я редко замечаю ошибки»
«Да. Это интересно. В этом есть такая интрига. Можно узнать свою внимательность»
«Обыграй учителя»:
«Топовая игра, когда я обыгрываю учителя я чувствую себя Eminemом в песне «Rap God»»
«Сложно, обыграла один раз, испытала чувство радости»
«Очень понравилось, но обыграть не удалось»
«Так я учусь быстро читать»
«Есть стимул стремиться к новому и чувствовать себя на уровне учителя»
«Обыграла несколько раз. Хочу висеть на доске почета»
«Не нравится, потому что учитель очень быстрая»
«Нет, т.к. не могу обыграть»
«Не нравится»
«Это было незабываемо. Теперь я чувствую себя азиатом»
Приемы работы с интерактивной доской («Викторина», «Анаграммы» и т.д.):
«Хорошо запоминаю слова»
«Весело»
«Поднимает настроение»
«Познавательно»
«Хороший прием повышения мотивации»
«У доски чувство гордости берет»
«Выучила половину слов, благодаря этим приемам»
«Не мотивирует»
«Они очень нравятся мне тем, что развивают интеллект»
«Я-учитель»
«Хотелось бы придумать задания и посмотреть, как с ними справляются»
«Я – стеснительная натура»
«Мне бы очень хотелось побывать на месте учителя, т.к. почувствовать себя надеждой всего класса – это почти тоже самое, что и чувствовать себя по- настоящему нужным»
«Игра Компетентность»:
«Повышает желание заниматься»
«Повторение материала»
«Мне нравится соревноваться, вырабатывается качество работы в команде»
«Нет, просто не люблю викторины и игры»
«Креативная физминутка»:
«Нравится для глаз. В школе нагрузку получают именно глаза»
«Отличный способ отвлечься, посмеяться, попрыгать» (10 класс)
«Разряжает обстановку»
«Физминутка бодрит и дает заряд позитивной энергии»
«Вот ты такой спать хочешь, а тут физминутка и всё не хочешь спать»
«Нравится танцевальная, после глазной кружится голова»
Приемы, связанные с рефлексией:
«Отношусь очень серьезно к самоанализу»
«Помогает понять, где я достиг, а где не понимаю»
«Для меня это способ проанализировать свои успехи, ведь мы лучше учимся на своих ошибках»
«Для меня это обычное задание, которое не особо способствует проанализировать проделанную работу»
«Звездный рейтинг»:
«Три раза занимала призовое место. Это очень приятно»
«Классная система, мотивирует на изучение предмета, но призовое место занять пока не получилось»
«Очень круто. Как в американских школах»
«Классно. Я так два раза освобождение получил»
«Нет. Так как получаю мало звезд».
«Поощрительные карточки»:
«Я себя почувствовал профессионалом»
«Приятно получать благодарность за труды»
«Конечно, получаю каждый семестр, я ведь у мамы умный»
«Наклейки настроения»:
«Приятно понимать, что наше мнение важно для учителя»
«Прикольная идея»
«Так проще передать эмоции от урока»
«Ты можешь показать свое настроение, которое большинство не замечает»
«Так мы помогаем учителю оценить свои силы и мастерство проведения уроков»
«После урока у меня хорошее настроение и я делюсь им с другими людьми»
«Поощрительные смайлики»:
«Мой дневник стал намного ярче и разнообразней»
«Я испытываю радость и некоторую гордость за себя»
«Из-за грустных не расстраиваюсь, стремлюсь»
«Классно, могу опять вспомнить годы в началке»
«Клейте, пожалуйста, побольше сердечек. У меня их нет»
«Очень нравится. Недавно я получила сердечко»
«Всегда бегу к учителю клеить смайлики, это весело. Хотя раньше считала бесполезным, но потом поняла»
«Дневник стал ярче и приятно смотреть на все эти миленькие наклеечки»
«Мне нравится. Чувствую себя младшим школьником 1 класса»
«Когда я получаю наклейки, я чувствую себя царем, знающим весь английский язык»
«Стань звездой»:
«Петь не умею, но это весело, что мы всем классом делаем что-то вместе»
«Думаю мой «ангельский голосок» поднимет всем настроение»
«Вы единственная аудитория, не закрывающая мне рот из-за ужасного пения»
«Разгрузка для мозга»
«Предпочитаю петь за мытьем посуды»
«Нет голоса»
«Не люблю петь на публике»
2. Менее эффективными приемами с точки зрения учащихся являются приемы «Необъявленная тема» и приемы, связанные с рефлексией (47% и 68 % соответственно).
Такое отношение к приемам учащиеся объяснили так:
«Мне проще, когда мне дают конкретную заранее придуманную тему, чтобы я могла сразу переключиться»
«Нет, не нравится, потому что лучше, чтоб учитель сказал»
«Нет, не люблю играть в загадки»
«Рефлексия мне никак не помогает, и я не нуждаюсь в ней. Свои успехи могу проанализировать с помощью викторин и различных заданий на интерактивной доске»
«Анализировать успехи мне нравится только в своем виде спорта»
3. Таким образом, средний уровень мотивации к изучению английского языка в 8-10 классах составил – 78%, что говорит о том, что учащиеся 8-10 классов активнее высказывают свое мнение, имеют большую способность анализировать организационно-педагогические условия.
Проводя сравнительный анализ уровня мотивации учащихся было выявлено, что:
1. Уровень мотивации учащихся 3,4 классов в разрезе использования представленных приемов составляет – 86%
Уровень мотивации учащихся 8 классов в разрезе использования представленных приемов составляет – 84%
Уровень мотивации учащихся 9 классов в разрезе использования представленных приемов составляет – 74% (был проанализирован только один класс 9Б)
Уровень мотивации учащихся 10 классов в разрезе использования представленных приемов составляет – 77%
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень мотивации старших классов немного ниже. Однако, это говорит о том, что в старших классах достигается оптимум мотивации согласно закону Йеркса-Додсона, согласно которому наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации.
2. Учащиеся также имели возможность написать о своих пожеланиях к урокам английского языка с целью повышения мотивации.
Среди пожеланий:
«Игра «Внезапный тест». Вы кидаете небольшой мячик на парту и те, кто сидят за этой партой решают небольшой тест»
«Можно смотреть фильмы на английском и переводить. Читать известные книги»
«Создание каких-либо поделок своими руками с различными надписями на английском языке»
«Мне бы было интересно изучать переводы русских стихотворений и переводить их дословно»
«За хорошую работу на уроке, можно было бы раздавать конфетки или чупа-чупсы. Может быть, кто-то начнет думать лучше»
Наличие подобных предложений говорит о том, что дети готовы к диалогу и активному сотрудничеству с учителем. Также этот факт позволяет сделать вывод о том, что учащиеся сами заинтересованы в улучшении организационно-педагогических условий повышения мотивации.
3. Также в результате данного исследования был сделан вывод о том, что данные приемы помогают установить более тесный контакт с детьми и найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
4. Немаловажным является вывод о том, что в опрошенных классах отсутствует чрезмерно высокий уровень мотивации, приводящий к стрессу и снижению мотивации, а учащиеся не боятся высказывать свое мнение по поводу тех или иных методик. Однако необходимо следить за мотивацией учащихся начальной школы, чтобы уровень мотивации находился в пределах золотой середины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа представляла исследование организационно-педагогических условий повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
В рамках данного исследования была достигнута поставленная цель- были выявлены наиболее эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
Также были решены поставленные задачи, а именно:
1. Была раскрыта суть системно-деятельностного подхода в обучении;
Раскрыто понятие «мотивация», выявлены существующие средства повышения мотивации учащихся к изучению английского языка;
Разработаны организационно-педагогические условия повышения мотивации учащихся, внедрены и апробированы методики повышения мотивации;
Проанализированы способы повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ отечественной и зарубежной научной литературы по педагогике, психологии, методике обучения иностранным языкам.
2. Изучение и обобщение передового опыта по исследуемой проблеме.
3. Наблюдение за процессом обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода. Сравнительный анализ. Анкетирование.
Для решения проблемы низкого уровня мотивации учащихся и низкого уровня качества знаний, проводился анализ организационно-педагогических условий повышения мотивации учащихся, а также оценка эффективности методических приемов повышения мотивации.
Данные, полученные в результате данного исследования, позволили сделать вывод о том, что построение современного урока невозможно без реализации организационно-педагогических условий, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению английского языка. Необходимо совершенствовать методики, которые получили положительную оценку учащихся, а также рассмотреть целесообразность использования приемов, получивших негативные оценки. Более того, нужно создавать и внедрять в процесс обучения инновационные методики, а также учесть пожелания учащихся к урокам английского языка.
В дальнейшем планируется отслеживание уровня знаний обучающихся, а именно влияние организационно-педагогических условий повышения мотивации к изучению английского языка на успеваемость и качество по предмету.
Данный опыт будет представлен в педагогических сообществах с целью получения обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Методические приемы в рамках системно-деятельностного подхода на каждом этапе урока
ЭТАП НАЧАЛА УРОКА, МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
прием «Защитный лист»; Перед каждым уроком на столе лежит этот ЛИСТ, куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.
Зато, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, его родителями и коллегами. Отмечается каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
прием «Образовательная стратегия»; Учитель говорит в начале урока:
- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?
- Расскажи, как ты готовился к тесту, диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами.
прием «Доволен-недоволен» Учитель говорит детям:
- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
А тем, кто остался стоять:
- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.
2. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ:
прием «Игра в случайность»; Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем и его поставить на службу. Для этого можно использовать игральные кости, жребий (бумажки), вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.
прием «Отсроченная реакция»; Никаких выкриков с мест. Высокий темп работы допустим, но чаще он способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому задается вопрос и включается таймер на 10 – 30 секунд.
прием «Настроение»; Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.
прием «Отсроченная отгадка»; В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
прием «А знаете ли вы что…»; Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Подобранный занимательный материал по желанию учащегося можно оформить в виде презентации, буклета, книжки-раскладушки, иллюстрируя картинками, фотографиями.
прием «Ручеек»;
После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме.
прием «Ассоциативное солнышко»; На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.
прием «Необъявленная тема» с помощью интерактивного элемента «Подсветка»
Детям предлагается просмотреть картинки с помощью инструмента «Подсветка» и назвать данные изображения. После просмотра картинок происходит совместное повторение данных слов, после чего ребята должны предположить, какая сегодня будет тема урока. Также учащиеся могут просмотреть видео-ролик и затем сформулировать тему урока.
прием «Тонкий и толстый вопрос» Тонкий вопрос предполагает однозначный ответ. Толстый вопрос – рассуждение и обоснование своей точки зрения. После того, как учащиеся ответят на вопросы, весь класс приходит к компромиссному решению. Самые удачные варианты ответов записываются на интерактивную доску, что формирует УУД: познавательные УУД (логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство)), коммуникативные УУД.
3. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
прием «Получи бонус»; В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик или карточку. В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться.
прием «Паутина»; Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.
прием «Лови ошибку!» На интерактивной доске написан отрывок из текста с намеренно допущенными ошибками. Задача учащихся красным маркером отметить все допущенные ошибки, а зеленым маркером подписать правильное написание слов, что также способствует формированию регулятивных УУД (коррекция, внесение необходимых изменений и дополнений), познавательных УУД (общеучебных универсальных действий: смысловое чтение). Данный прием может реализовываться как с использованием интерактивной доски, так и самим учителем.
прием «Горячий стул»;
Перед классом ставится стул, на него садится учащийся спиной к доске. Учитель или ученик на доске пишет слово, относящееся к теме урока. Класс с помощью наводящих слов, описывает это слово, не называя его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул под учеником (образно).
прием «Мобильная связь»;
Многие дети любят играть в мобильный телефон на уроке. Конечно, учитель запрещает ему это делать. Но эта игра не запрещает играть в мобильный телефон, а он даже необходим на уроке. Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер.
4. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ, ПОВТОРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:
прием «Брейн-ринг»; Учитель вызывает 2-3 учеников. Перед ними разложены перевернутые карточки, на которых записаны события или определения терминов. Дети должны написать на доске даты этих событий или соответствующий термин. Карточки берутся по одной. Победит тот, кто успеет за 1-2 минуты написать больше правильных ответов.
Прием может применяться при закреплении материала (понятий и определений), на повторительно-обобщающих уроках, в начале урока как разминка.
прием «Кто быстрее?»; Данный прием может применяться для обобщения, повторения материала и может заключаться в баттлах между учениками (чтение, выполнение заданий на закрепление лексико-грамматических навыков на время)
прием «Обыграй учителя»; Данный прием заключается в том, чтобы обыграть учителя в том или ином задании. Например в чтении текста на время. Ученик может попробовать прочитать текст быстрее, чем учитель. По результатам данной игры ученик получает запись в дневник, поощрительную карточку и стикеры.
прием «Анаграммы» (Инт.доска); Прием предполагает составление слов как на правильность, так и на время
прием «Мемо-карточки» (Инт.доска); Учащиеся тренируют память с помощью работы с мемо-карточками на которых записаны те или иные слова, которые нужно сопоставить по заданным признакам
прием «Говорящая лягушка» (Инт.доска); Изо рта интерактивной лягушки «выпрыгивают» слова. Задача учащихся дать определение или перевод заданных слов
прием «Викторина» (Инт.доска); Учащимся предлагается составлять слова из букв, спрятанных среди других символов.
прием «Игра компетентность»; Ученики распределяются по группам. Также выбираются два работодателя. Учащиеся придумывают задания друг другу, после чего происходит игра, во время которой «Работодатели» выбирают для себя самых способных «Работников»
прием «Баскетбол»; (Инт.доска) Данный прием используется для разгадывания слов. Каждый ход в игре сопровождается довольно забавными звуками, поднимающими настроение детям. Также данный прием позволяет усвоить лексический материал в игровой форме.
прием «Я учитель»; Цель приема – дать возможность ученику оказаться на месте учителя и осуществлять контроль знаний своих одноклассников.
прием «Стань звездой»; Прием заключается в изучении материала путем разучивания песен, стихотворений на английском языке с возможностью последующего выступления на внеклассных мероприятиях.
4.1 ЭТАП ФИЗМИНУТКИ:
прием «Креативная физминутка»; Данный прием заключается в использовании танцевальной зарядки, игры «Заморозка», тренировки глаз, sleep-минутки для того, чтобы учащиеся могли сменить вид деятельности, поднять настроение себе и другим, немного отдохнуть.
5. ЭТАП КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ:
прием «Слепой текст»; Прием подразумевает восстановление текста, в котором пропущены некоторые слова.
прием «Терминологический диктант»; Учитель называет определения понятий, а учащиеся записывают понятия-термины.
прием «Выбери ответ»; Необходимо выбрать подходящие ответы из предложенных и закончить предложения.
прием «Самооценка»; Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе.
прием «Поощрительные карточки»; Данный прием предполагает получение детьми поощрительных карточек на уроке. В зависимости от их количества учителем выставляется оценка, либо «звездочки» в список «Звездного рейтинга».
6 ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
прием «Синквейн»; Строгие правила составления синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.
По сути, синквейн – это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. К тому же, упражнение интересное и увлекательное.
Классический синквейн – это пятистрочие, составленное по определенным правилам:
1. Первая строка содержит одно слово из любого количества слогов – термин, фамилия, понятие.
2. Вторая строка содержит два слова – определения предмета, темы стихотворения.
3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.
4. Четвертая строка содержит предложение из 4-х слов, раскрывающих смысл главного слова синквейна.
5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
прием «Опрос-итог»; Учитель в конце урока задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
Что на уроке было интересным?
Что узнали нового сегодня?
А что на уроке было главным?
ИЛИ
В конце урока ребятам можно предложить закончить записанные на доске предложения:
- А я и не знал…
- На будущее мне надо иметь в виду…
- Самым сложным для меня сегодня было…
- Сегодняшний урок показал мне…
Этот прием направлен на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки, учит детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.
прием «Наклейка настроения»; Учащиеся наклеивают стикер настроения на солнышко или импровизированный лист, таким образом оценивая урок и свои результаты.
прием «Рюкзак» На интерактивной доске изображены рюкзаки. Рядом с рюкзаком фразы, отображающие уровень усвоения материала (Я научился…, Я узнал…, Я разобрался…,Я наконец-то запомнил). Учащиеся «складывают» полученные навыки в понравившийся рюкзак. Данный прием можно использовать как на этапе самоконтроля знаний, так и на этапе рефлексии.
прием «ЗХУ»; На интерактивной доске или в тетради рисуется три столбца Iknow, Iwanttoknow, Igottoknow. Знаю, Хочу узнать, Узнал. Данный прием способствует формированию регулятивных и познавательных учебных действий.
прием «Звездный рейтинг»; Учитель ведет второй список в журнале, но не с оценками, а со звездочками, которые ставятся ребенку за оценки, за полученные смайлики, за активность не только на уроке, но и за проявление инициативы, отличную дисциплину, участие в олимпиадах и т.д. В конце каждого семестра звездочки подсчитываются, после чего определяются три победителя «Звездного рейтинга». Данные учащиеся могут рассчитывать на 2-х или 1 кратное освобождение от диктантов в зависимости от занятого места.
7. ЭТАП ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
приемы «Необычная обычность», «Лотерея»; Например, темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок, и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания.
прием «Идеальное задание»; Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля, когда и задание задавать не обязательно. Ребятам такой прием нравится.
прием «Трехуровневое задание»; Учитель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк.
прием «Творчество работает на будущее»; Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.