Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка как средство реализации метапредметного подхода в условиях профильного обучения
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка как средство реализации метапредметного подхода в условиях профильного обучения
В настоящее время основной задачей школы является не только предоставление учащимся актуальных знаний, но и формирование потребности и способности получать эти знания самостоятельно в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности – одна из важнейших задач современного образования. Одним из ее решений является включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, в которой проявляются творческие способности, полученные в ходе самостоятельного поиска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка как средство реализации метапредметного подхода в условиях профильного обучения»
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка как средство реализации метапредметного подхода в условиях профильного обучения
В настоящее время основной задачей школы является не только предоставление учащимся актуальных знаний, но и формирование потребности и способности получать эти знания самостоятельно в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности – одна из важнейших задач современного образования. Одним из ее решений является включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, в которой проявляются творческие способности, полученные в ходе самостоятельного поиска.
В последнее время значительно возрастают требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что выражается в их способности самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности. В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь целью образования является «формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося» [1, с. 16]. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования образовательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы. Поэтому организация исследовательской деятельности учащихся должна стать неотъемлемым направлением в процессе обучения предметов на повышенном уровне.
В учебной программе по учебному предмету «Иностранный язык» раскрываются требования к обязательному содержанию образования, в которых большая роль уделяется формированию творческих способностей учащихся, навыков поисковой и исследовательской деятельности [2, с. 5]. Именно оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Изучение учебного предмета «Английский язык» на повышенном уровне предполагает развитие метапредметных компетенций учащихся посредством активного их вовлечения в исследовательскую деятельность.
Активизация исследовательской деятельности связана с созданием на уроках ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Так, учебный материал может быть усвоен в исследовательском контексте, для этого необходимо только дать возможность учащимся обнаружить проблему, увидеть пробелы в собственных знаниях, обратиться к личному опыту.
На учебных занятиях по английскому языку следует предложить учащимся роль исследователя при изучении нового материала. Так, целесообразно использовать различные виды исследовательской деятельности, среди которых, хочется выделить практические – мини-исследования. Мини - исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Так, в профильных 10-11 классах можно проводить такие мини-исследования, как: «Рейтинг самых опасных видов спорта», «Рейтинг любимых каналов», «Идеальная комната», «Разработка экскурсионного маршрута по столицам стран изучаемого языка», «За и против проживания в деревне, городе», и др. Такая практическая творческая деятельность подталкивает учащихся к ежедневной работе с дополнительной литературой, к использованию ресурсов сети Интернет.
Урок английского языка открывает широкие возможности для применения кейс - технологии. Суть данной технологии состоит в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой для дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой работы. При изучении темы «Экология», был проведен урок с использование кейс-технологии. Вначале урока было определено проблемное направление занятия “Paper or plastic bags”, учащиеся после обсуждения самостоятельно задавали проблему “Paper bags or plastic bags: which are best?” В ходе работы учащиеся по группам проводили социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или эко пакеты в нашей жизни». Составляли сравнительную таблицу экологичности пакетов, а также проводили экологический мониторинг уровня загрязненности своего микрорайона (Московский район г. Минска) бумажными и полиэтиленовыми пакетами. На завершающем этапе исследования изучили особенности производства бумажного пакета и полиэтиленового пакета и их влияние на экологию.
Представленный вариант использования кейс-технологии очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык, и особенно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также метапредметных результатов.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка помогает не только формировать их исследовательские компетенции, но и способствует самореализации каждого учащегося. Результатом такой работы является результативное участие в конкурсах работ исследовательского характера районного и городского уровней. Полученные результаты доказывают, что выполнение заданий исследовательского характера на учебных занятиях является важным в развитии логического мышления учащихся, их творческих способностей и интеллектуального потенциала, коммуникативных умений и активизации познавательной деятельности.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13.01.2011 №243-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 17.01.2011. – 16 с.
2. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для Х класcа учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования русским языком обучения и воспитания, 2020 – 5 с.