Просмотр содержимого документа
«Обзор методов и подходов к обучению иностранному языку. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.»
Обзор методов и подходов к обучению иностранному языку. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.
Метод обучения
Совокупность приемов учебной работы. (Я.А. Коменский) Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения. (Ч. Кулисевич) Форма реализации содержания образования. (Дж. Брунер) Способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский) Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П. Подласый)
Метод – это путь, способ продвижения к истине.
Метод обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и ученика, в ходе которого решаются дидактические задачи, обеспечивается усвоение содержания образования.
Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.
Средства обучения – материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей.
Методы обучения связаны:
задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их сочетанием);
учебными возможностями детей (аудиалы лучше усваивают материал, переданный словесными методами, визуалы – наглядными, кинестетики- практическими).
Вывод: методы обучения должны применяться обоснованно
Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы передачи учебной информации учителем и восприятие его учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий):
наглядные; демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фотографий, презентаций и др.);
практические (упражнения)
2. Гностический аспект (методы усвоения материала: путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же путём активного запоминания готовой учебной информации):
иллюстративно-объяснительные;
репродуктивные;
проблемные
эвристические (частично-поисковые);
исследовательские.
3. Логический аспект (методы подачи и усвоения учебного усвоения):
индуктивные, дедуктивные;
конкретные и абстрактные; синтез и анализ; сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
4.Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):
методы работы под руководством учителя;
методы самостоятельной работы учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуаций новизны, успеха и т.п.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, наказание и т.д.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
устные или письменные;
фронтальные, групповые и индивидуальные;
итоговые и текущие;
с применением компьютера и других технических средств или без них.
Вышеприведенная классификация носит системный характер, т.к любой из выбранных методов реализуется через все остальные: «беседа» может быть иллюстративно-объяснительного, репродуктивного или эвристического характера, она может предполагать индуктивные или дедуктивные мыслительные операции, быть методом стимулирования мотивов интереса или мотивов долга (или тех и других), быть методом фронтального, группового или индивидуального контроля.
Структура метода обучения
Деятельность учителя
Приемы обучения
Цель учителя
Цель ученика
Средства обучения
Деятельность ученика
Методы обучения (МО) (по Б.Б. Аймонтасу)
Рассказ
Беседа
Лекция
Дискуссия
Работа с книгой
Демонстрация
Иллюстрация
Видеометод
Упражнения
Лабораторный метод
Практический метод
Познавательная игра
Методы программированного обучения
Обучающий контроль
Ситуационный метод
Методы обучения (основание деятельность)
Методы учителя
Рассказ
Беседа
объяснение
Методы ученика
упражнения
Самостоятельная работа
Методы обучения (Основание: источник получения знаний)
Словесные методы
(устное и печатное слово)
Рассказ
Объяснение
Беседа(вводная,
эвристическая,
вступительная и пр.)
4. Дискуссия
5. Лекция
6. Работа с учебником
и книгой
Наглядные методы
Наблюдаемые
явления
2. Наглядные пособия
метод иллюстраций
метод демонстраций
Практические М
Упражнения (устные,
письменные,
графические,
учебно-трудовые;
У. воспроизводящие и
тренировочные )
Лабораторные занятия
Практические занятия
Методы
дидактических игр
Методы обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Основание: характер познавательной деятельности по усвоению материала
Объяснительно-иллюстративные М.
Репродуктивные М.
Исследовательские М
М. проблемного изложения
М. частично-поисковые
Методы обучения Основание: дидактическая цель
Методы изложения
новых знаний
Методы повторения и
закрепления знаний
М. применения знаний
Методы контроля
Методы обучения (В.А. Онищук) Основание: дидактические цели занятий и виды деятельности учителя и учащихся
Коммуникативный метод
Цель: усвоение готовых знаний
Познавательный М.
Цель: восприятие, осмысление, запоминание
Преобразовательный М.
Цель: усвоение и творческое применение умений и навыков
Систематизирующий М.
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний
Контрольный метод
Цель: выявление качества усвоения З, У, Н и их коррекция
Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому
1 группа
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
2 группа
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
3 группа
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной информации
По логике передачи и восприятия
учебной информации
По степени самостоятельности
мышления обучающихся
По характеру управления учебной работой
Словесные
(рассказ, беседа,
лекция, дискуссия,
конференция)
Наглядные
( иллюстрация,
демонстрация
Практические
(лабораторные опыты,
упражнения,
учебно-производственный труд)
индуктивные
дедуктивные
репродуктивные
Продуктивные
(проблемные,
проблемно-поисковые,
эвристические)
Работа под управлением
учителя
Самостоятельная работы
(работа с книгой, письменные задания,)
лабораторная работа, работа в мастерских
2. Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности
Стимулирование интереса к учению:
Познавательные игры
Учебные дискуссии
Создание ситуаций занимательности
Создание ситуаций успеха
Стимулирование долга и ответственности:
Убеждение
Предъявление требований
Упражнение в выполнении требований
Поощрение и порицание
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля
Устный опрос: индивидуальный опрос,
фронтальный опрос, программированный опрос
Устный самоконтроль: устные зачеты и экзамены
Методы письменного контроля
Письменный опрос: индивидуальный опрос,
фронтальный опрос, программированный опрос
Письменный самоконтроль: письменные зачеты и
экзамены
Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Контрольно-лабораторные работы
Машинный контроль
Лабораторно-практический самоконтроль
Функции методов обучения: Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Побуждающая 5. Контрольная ( МО в разной степени пригодны для выполнения этих функций (Напр. МО «Рассказ» - пригоден для 1, 2, 3, 4 и в меньшей степени пригоден для 5).
Эффективность методов обучения
МО
Побуждают к :
продуктивному мышлению
применению полученных ЗУ
проявлению инициативы, самостоятельности
соревнованию
коллективному сотрудничеству
Напр. МО «Рассказ» – непригоден для 1, 2, 3, 4, 5
Задачи развития:
мышления
познавательного интереса
активности
памяти
воли
способности выражать мысли
эмоций
Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4, 5, 7 и непригоден – 3, 6
Задачи формирования:
Кругозора, мировоззрения
Теоретических знаний
Практических, трудовых умений
умений систематизировать и применять знания
Умения учиться, навыков самообразования
Навыков упрочения знаний , умений
Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4. 6 и непригоден – 3, 5
Выбор методов обучения зависит от:
целей и задач обучения,
соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы,
условий обучения,
уровня знаний, умений, навыков учащихся,
возрастных особенностей учащихся,
индивидуальных особенностей и способностей учащихся .
Цели обучения иностранному языку на современном этапе.
Процесс обучения иностранному языку является комплексным, поэтому в методике чаще всего речь идет не о цели, а о целях, например, о практической (прагматической, коммуникативной), которая предусматривает практическое овладение и владение им как средством общения, средством иноязычной коммуникации, а также развивающей, воспитательной, общеобразовательной целях.
Развивающая цель предусматривает как целостное развитие личности ученика, так и развитие его отдельных психических функций, качеств и свойств.
Воспитательная цель заключается в выработке у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду, внимательного отношения к партнерам по общению.
Общеобразовательную цель обычно связывают с расширением у учащихся кругозора в результате ознакомления с культурой страны изучаемого языка.
Практическая цель нередко определяется и интерпретируется как формирование и развитие у учащихся умений общаться на иностранном языке или иноязычной коммуникативной компетенции. При этом достижение развивающих, воспитательных и образовательных целей предусматривается на основе и в контексте реализации практической, коммуникативной цели. (*учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме. Речь идёт об овладевании 4мя видами речевой деятельности: рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика).
ФГОС
ФГОС НОО
ФГОС ООО
ФГОС (полное) общее
Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям других культур, оптимизма и выраженной личной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетенции;
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
Достижение допорогового уровня иноязычной компетенции;
Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях.
Базовый уровень
Сформированность коммуникативной иноязычной компетенции и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
Владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
Достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого ия, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.
Сформированность умения использовать ия как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Углубленный уровень (базовый +)
Достижение уровня владения ия, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;
Сформированность умения перевода с ия на русский язык при работе с несложными текстами выбранного профиля;
Владение ия как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.