kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзор методов и подходов к обучению иностранному языку. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор методов и подходов к обучению иностранному языку. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обзор методов и подходов к обучению иностранному языку. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.»

Обзор методов и подходов к обучению иностранному языку. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.

Метод обучения

Совокупность приемов учебной работы. (Я.А. Коменский) Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения. (Ч. Кулисевич) Форма реализации содержания образования. (Дж. Брунер) Способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский) Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П. Подласый)

Метод – это путь, способ продвижения к истине.

Метод обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и ученика, в ходе которого решаются дидактические задачи, обеспечивается усвоение содержания образования.

Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей.

Методы обучения связаны:

  • задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их сочетанием);

  • учебными возможностями детей (аудиалы лучше усваивают материал, переданный словесными методами, визуалы – наглядными, кинестетики- практическими).

Вывод: методы обучения должны применяться обоснованно

Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы передачи учебной информации учителем и восприятие его учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий):

  • словесные; (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы, звуковоспроизведение и др.);

  • наглядные; демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фотографий, презентаций и др.);

  • практические (упражнения)

2. Гностический аспект (методы усвоения материала: путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же путём активного запоминания готовой учебной информации):

  • иллюстративно-объяснительные;

  • репродуктивные;

  • проблемные

  • эвристические (частично-поисковые);

  • исследовательские.

3. Логический аспект (методы подачи и усвоения учебного усвоения):

  • индуктивные, дедуктивные;

  • конкретные и абстрактные; синтез и анализ; сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

4.Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):

  • методы работы под руководством учителя;

  • методы самостоятельной работы учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

  • Методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуаций новизны, успеха и т.п.

  • Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, наказание и т.д.

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.

  • устные или письменные;

  • фронтальные, групповые и индивидуальные;

  • итоговые и текущие;

  • с применением компьютера и других технических средств или без них.

Вышеприведенная классификация носит системный характер, т.к любой из выбранных методов реализуется через все остальные: «беседа» может быть иллюстративно-объяснительного, репродуктивного или эвристического характера, она может предполагать индуктивные или дедуктивные мыслительные операции, быть методом стимулирования мотивов интереса или мотивов долга (или тех и других), быть методом фронтального, группового или индивидуального контроля.

Структура метода обучения


Деятельность учителя






Приемы обучения


Цель учителя




Цель ученика


Средства обучения






Деятельность ученика





Методы обучения (МО) (по Б.Б. Аймонтасу)

  • Рассказ

  • Беседа

  • Лекция

  • Дискуссия

  • Работа с книгой

  • Демонстрация

  • Иллюстрация

  • Видеометод

  • Упражнения

  • Лабораторный метод

  • Практический метод

  • Познавательная игра

  • Методы программированного обучения

  • Обучающий контроль

  • Ситуационный метод

Методы обучения (основание деятельность)

Методы учителя

  • Рассказ

  • Беседа

  • объяснение

Методы ученика

  • упражнения

  • Самостоятельная работа

Методы обучения (Основание: источник получения знаний)

Словесные методы

(устное и печатное слово)

  • Рассказ

  • Объяснение

  • Беседа(вводная,

эвристическая,

вступительная и пр.)

4. Дискуссия

5. Лекция

6. Работа с учебником

и книгой

Наглядные методы

  • Наблюдаемые

явления

2. Наглядные пособия

  • метод иллюстраций

  • метод демонстраций


Практические М

  • Упражнения (устные,

письменные,

графические,

учебно-трудовые;

У. воспроизводящие и

тренировочные )

  • Лабораторные занятия

  • Практические занятия


Методы

дидактических игр



Методы обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Основание: характер познавательной деятельности по усвоению материала

Объяснительно-иллюстративные М.

Репродуктивные М.


Исследовательские М


М. проблемного изложения


М. частично-поисковые

Методы обучения Основание: дидактическая цель

Методы изложения

новых знаний

Методы повторения и

закрепления знаний

М. применения знаний

Методы контроля


Методы обучения (В.А. Онищук) Основание: дидактические цели занятий и виды деятельности учителя и учащихся

Коммуникативный метод

Цель: усвоение готовых знаний


Познавательный М.

Цель: восприятие, осмысление, запоминание

Преобразовательный М.

Цель: усвоение и творческое применение умений и навыков

Систематизирующий М.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний


Контрольный метод

Цель: выявление качества усвоения З, У, Н и их коррекция

Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому

1 группа

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

2 группа

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

3 группа

Методы контроля и самоконтроля в обучении


  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной информации


По логике передачи и восприятия

учебной информации


По степени самостоятельности

мышления обучающихся


По характеру управления учебной работой


Словесные

(рассказ, беседа,

лекция, дискуссия,

конференция)


Наглядные

( иллюстрация,

демонстрация


Практические

(лабораторные опыты,

упражнения,

учебно-производственный труд)


индуктивные


дедуктивные


репродуктивные


Продуктивные

(проблемные,

проблемно-поисковые,

эвристические)


Работа под управлением

учителя


Самостоятельная работы

(работа с книгой, письменные задания,)

лабораторная работа, работа в мастерских

2. Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности

Стимулирование интереса к учению:

  • Познавательные игры

  • Учебные дискуссии

  • Создание ситуаций занимательности

  • Создание ситуаций успеха

Стимулирование долга и ответственности:

  • Убеждение

  • Предъявление требований

  • Упражнение в выполнении требований

  • Поощрение и порицание

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устного контроля

  • Устный опрос: индивидуальный опрос,

фронтальный опрос, программированный опрос

  • Устный самоконтроль: устные зачеты и экзамены


Методы письменного контроля

Письменный опрос: индивидуальный опрос,

фронтальный опрос, программированный опрос

Письменный самоконтроль: письменные зачеты и

экзамены

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

  • Контрольно-лабораторные работы

  • Машинный контроль

  • Лабораторно-практический самоконтроль

Функции методов обучения: Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Побуждающая 5. Контрольная ( МО в разной степени пригодны для выполнения этих функций (Напр. МО «Рассказ» - пригоден для 1, 2, 3, 4 и в меньшей степени пригоден для 5).

Эффективность методов обучения

МО

Побуждают к :

  • продуктивному мышлению

  • применению полученных ЗУ

  • проявлению инициативы, самостоятельности

  • соревнованию

  • коллективному сотрудничеству

Напр. МО «Рассказ» – непригоден для 1, 2, 3, 4, 5


Задачи развития:

  • мышления

  • познавательного интереса

  • активности

  • памяти

  • воли

  • способности выражать мысли

  • эмоций

Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4, 5, 7 и непригоден – 3, 6


Задачи формирования:

  • Кругозора, мировоззрения

  • Теоретических знаний

  • Практических, трудовых умений

  • умений систематизировать и применять знания

  • Умения учиться, навыков самообразования

  • Навыков упрочения знаний , умений

Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4. 6 и непригоден – 3, 5


  • Выбор методов обучения зависит от:

  • целей и задач обучения,

  • соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы,

  • условий обучения,

  • уровня знаний, умений, навыков учащихся,

  • возрастных особенностей учащихся,

  • индивидуальных особенностей и способностей учащихся .

Цели обучения иностранному языку на современном этапе.

Процесс обучения иностранному языку является комплексным, поэтому в методике чаще всего речь идет не о цели, а о целях, например, о практической (прагматической, коммуникативной), которая предусматривает практическое овладение и владение им как средством общения, средством иноязычной коммуникации, а также развивающей, воспитательной, общеобразовательной целях.

  • Развивающая цель предусматривает как целостное развитие личности ученика, так и развитие его отдельных психических функций, качеств и свойств.

  • Воспитательная цель заключается в выработке у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду, внимательного отношения к партнерам по общению.

  • Общеобразовательную цель обычно связывают с расширением у учащихся кругозора в результате ознакомления с культурой страны изучаемого языка.

  • Практическая цель нередко определяется и интерпретируется как формирование и развитие у учащихся умений общаться на иностранном языке или иноязычной коммуникативной компетенции. При этом достижение развивающих, воспитательных и образовательных целей предусматривается на основе и в контексте реализации практической, коммуникативной цели. (*учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме. Речь идёт об овладевании 4мя видами речевой деятельности: рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика).

ФГОС

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС (полное) общее

  • Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  • Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  • Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.


  • Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям других культур, оптимизма и выраженной личной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетенции;

  • Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

  • Достижение допорогового уровня иноязычной компетенции;

  • Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях.

Базовый уровень

  • Сформированность коммуникативной иноязычной компетенции и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

  • Владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

  • Достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого ия, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.

  • Сформированность умения использовать ия как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Углубленный уровень (базовый +)

  • Достижение уровня владения ия, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;

  • Сформированность умения перевода с ия на русский язык при работе с несложными текстами выбранного профиля;

  • Владение ия как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лянгусова Юлия Геннадьевна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Игры ролевые  на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(47) "ighry-rolievyie-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150750"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420553247"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Роль игры на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(40) "rol-ighry-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150753"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420553503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства