Просмотр содержимого документа
«Обучение диалогической речи»
И. В. Иванова
ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложнее явление Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима без него, ибо общение ' это всегда взаимодействие с другими людьми Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения
При обучении язык, с задачей коммуникативной подавленности наибольшую трудность представляет обучение диалогической речи, разговорному английскому. Составление и выстраивание диалогов не достигают цели свободного говорения.
Обучение собственно диалогу предшествует большей предварительная работа со словами, тренировочные упражнение, заучивание готовых речевых структур, языковых штампов, фрагментов и целых диалогов
Работу по обучению диалогической речи можно условно разделить на несколько этапов
I этап включает обычное ознакомление с текстами, чтением, тренировочную работу над словарем, словосочетаниями, активизацию речевых структур.
Например: Hello, may I speak to
Hold on a minute, please
I'm sorry, I've the wrong number etc.
What's the message?
Could I take a message?
I'll call you right back)
После отработки лексического материала начинается работа по II этапу. Обучающимся предлагается конструировать новые фразы, предложения при составлении плана своего высказывания (например, пригласить к телефону, ответив на звонок, сделать сообщение по телефону и т д.)
В целях знакомства с определенными образцами, обучаемым предлагается реализовать выученный материал в различных конкретных ситуациях. Необходимо объяснись, что от обучаемых требуется для импровизированного полилога - не только высказаться самому, но и поддержать партнера; дать развернутый совет или добавить свое умение поддержать беседу.
Невозможно не коснуться проблемы контроля над ошибками. И чем дальше речевые образцы будут обыгрываться в ситуациях, тем меньше будет допускаться ошибок. Ошибки можно фиксировать, а исправлять следует лишь явно грубые, те, которые мешают пониманию.
Для эффективного обучения разговорной речи требуются строгая дозировка и отбор языкового минимума.