Обучение диалогической и монологической речи на основе коммуникативно - ориентированного подхода к овладению учащимися иностранным языком (английским).
Обучение диалогической и монологической речи на основе коммуникативно - ориентированного подхода к овладению учащимися иностранным языком (английским).
Актуальность работы состоит в том, что обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Сложная задача стоит перед учителем ИЯ: научить школьников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Где выход? Итак, с одной стороны сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить учащихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:
а) отсутствие языковой среды;
б) сжатые рамки урока;
в) слабая разработанность учебно-методической базы
г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение диалогической и монологической речи на основе коммуникативно - ориентированного подхода к овладению учащимися иностранным языком (английским). »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Обучение диалогической и монологической речи на основе коммуникативно - ориентированного подхода к овладению учащимися иностранным языком (английским).
Автор опыта:
Учитель английского языка
Первой квалификационной категории
Абдрашитова Умет Жардешевна
с. Преображенка
2015 год
Содержание
1.Актуальность опыта 2-3
2.Теоретическое обоснование 3-4
3.Технология опыта 4-14
4.Результативность 14-15
5. Вывод 16-18
6.Список литературы 18
7. Приложения 19
Мы вступили в третье тысячелетие, жизнь в котором претерпела ряд существенных изменений. Наше государство становится все более открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Расширяются международные связи, происходит национализация всех сфер жизни нашего общества. Иностранный язык становится реально востребованным в деятельности человека. Все это, несомненно, внесло некоторые коррективы в методику преподавания английского языка и повысило значимость иностранного языка как учебного предмета. Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Исходным условием становления опыта явился возросший интерес личности к проблеме изучения иностранного языка вообще и английского языка в частности.
Другим важнейшим условием является Согласно ФГОС 2го поколения, что изучение иностранного языка в школе должно быть направленно главным образом на развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции.
Третьим условием становления данного опыта можно считать специфику деятельности нашей школы, которая ориентирована на интеграцию знаний детей о родном крае как окружающем микромире, а также знаний о культуре других стран планеты Земля. Представленный опыт связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств обучения диалогической и монологической речи на уроках английского языка.
Актуальность работы состоит в том, что обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Сложная задача стоит перед учителем ИЯ: научить школьников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Где выход? Итак, с одной стороны сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить учащихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:
а) отсутствие языковой среды;
б) сжатые рамки урока;
в) слабая разработанность учебно-методической базы
г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.
Таким образом, актуальность опыта определяется снятием этих трудностей. Разрешение данных противоречий приведёт нас к тому, что формирование коммуникативной компетенции учащихся в английском языке будет успешным. Выход, на мой взгляд, в расширении сферы изучения иностранного языка через интеграцию урочной и внеурочной деятельности; изучение методической литературы по вопросам развития познавательных интересов учащихся в школе; изучение нормативных документов (связанных с модернизацией системы образования, включая языковое), наблюдение за процессом обучения английскому языку в школе. Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим коммуникативно-ориентированный подход, с моей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя. Необходимость обращения к проблеме обучения диалогической и монологической речи на основе коммуникативно-ориентированного подхода на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций).
Теоретическое обоснование опыта.
К основным трудностям обучения говорения следует отнести следующие проблемы, такие как:
- ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
- учащиеся не понимают речевую задачу;
- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке
Как сделать обучение английскому языку интересным, понятным и приятным? Какие образовательные технологии мы, учителя, должны использовать, чтобы ученик умел самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру?
Известный специалист в области иностранных языков В.М.Блинов отвечает следующим образом: "Суть обучения иностранному языку - это воссоздание (воспроизводство) социально обусловленного речевого опыта в системе "родная - неродная речь" через деятельность преподавания и учения
В научных исследованиях известных учёных-методистов (Е.С. Полат 2001, П.В. Бобкова 2005, И.А. Шпак 1992, З.Н. Никонова 2001 и др.) подтверждается значимость коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.
В своем опыте я реализую следующие теории: коммуникативный подход в обучении иностранным языкам - это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить учащихся свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.Из 4-х "китов", на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух) повышенное внимание стараюсь уделять говорению. Говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено со многими трудностями, поэтому при обучении говорению важную роль приобретают умения учащихся пользоваться опорами разного характера (содержательными, зрительными, слуховыми).
Мне хочется остановиться на обучении монологической речи. Учащиеся обучаются различным видам монологической речи, например, составлению характеристик персонажей, отзыву о прочитанных книгах, докладам о жизни и творчестве писателей и поэтов, высказыванию собственного мнения по предложенной теме или проблеме. Овладение монологической речью, как известно, встречает определённые трудности. Использование вербальных опор - ассоциограмм или, по определению А.В. Конышевой, семантических блоков, в основе которых лежит принцип пулевой методики помогает решать эту проблему. Одной из основных форм речевого общения является также диалогическая речь. С точки зрения последовательности в обучении устной речи предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы.
Обучение диалогической и монологической речи осуществляется за счёт использования различных форм и методов. Это и создание ситуаций для общения, и ролевая игра, и групповые дискуссии. Из выше сказанного, можно определить ведущую педагогическую идею моего опыта.
Ведущая педагогическая идея моего опыта: - повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся; - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами; - систематическая работа над общим развитием учащихся; - осознанный подход учащихся к процессу учения; -лучше подготовить их как к Единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы;
Технология опыта
В процессе обучения учащихся диалогической и монологической речи достигаются следующие цели: формирование умения преодолевать психологический барьер в общении на иностранном языке; создание мотивации у учащихся к формированию собственного высказывания; выражению собственного метода; установке контакта;
Отбор содержания. Обучение диалогической и монологической речи осуществляется за счёт использования различных методов и форм. Это и создание ситуаций для общения, и ролевая игра, и групповые дискуссии. В своей педагогической деятельности стараюсь научить детей свободно владеть английским языком.
Методы, приемы, средства преподавания.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:
1) «сверху вниз»;
2) «снизу вверх».
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Попробуем рассмотреть урок построенного по методу: путь «сверху вниз». Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений. Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вот лишь некоторые из заданий, которые составляют содержание урока:
1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.
4. Доказать, что...
5. Определить основную идею текста.
6. Охарактеризовать...
7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
8. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).
9. Придумать другой конец для рассказа.
Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.
В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.
Содержание урока построенного по методу: путь «снизу вверх».
В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь применяется учителем в следующих случаях:
1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.
2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. В работе над текстом я использую следующие таблицы В таблице 1 представлены примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу.
Таблица 1.
Этапы работы
Примеры заданий и упражнений
1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний
• Назвать слово, глядя на картинку.
• Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.
• Прочитать слова.
• Составить словосочетания из предложенных слов.
• Заполнить пропуски в предложении.
• Найти ошибки.
• Отгадать слово по его дефиниции.
2. Отработка слов на уровне предложения
• Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.
• Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.
• Заполнить пропуски/закончить предложения.
• Соединить разрозненные части предложения.
• Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.
3. Работа на уровне сверхфразового единства.
• Описать картинку.
• Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования и т.д.).
В таблице 2 представлены примеры заданий и упражнений на среднем и старшем этапе обучения монологу.
Таблица 2
Этапы работы
Примеры заданий и упражнений
1 1. Повторение заученного материала по данной теме
• Фронтальное обсуждение темы/беседа.
• Ответить на вопросы.
• Составить /план-схему темы.
• Подбор/повторение лексики по теме.
2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка
• Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.
• Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.).
3. Речевые упражнения
• Высказать свое мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.
• Прокомментировать пословицу.
• Подготовить доклад/сообщение на тему и т.д.
В начальном звене я работаю по УМК М.З. Биболетовой. На мой взгляд очень интересные задания подобраны, тексты содержательные. Во втором классе использую различные опорные схемы, которые помогают ученику при описании персонажа или характеристики своего друга или себя(имею комплект этих схем). Начиная с 6 класса и по 11 класс работаю по УМК В.П. Кузовлёва. Выше названные этапы работы я использовала в 9 классе при изучении темы «Школы Британии» (приложение 1).
Я стараюсь использовать ассоциограммы по некоторым темам учебно - методического комплекса с 5 по 9 классы. Примером могут служить вербальные опоры. (Приложение 2).
Поэтапная работа над устной темой с помощью опор при обучении монологической речи помогает сильным учащимся свободно высказываться по теме, а слабым учащимся является вербальной опорой для высказывания, так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход в обучении иноязычной речи. Возьмём для примера тему "Моя квартира" (6 класс).
После изученного грамматического и лексического материала начинается работа над устной речью, а именно монологической речью. Я представляю учащимся тему при помощи ассоциограммы. Идёт беседа по теме в режиме учитель - ученик опять при помощи вербальной опоры. Закончив этот этап, предлагаю учащимся по цепочке составить предложения по ключевым словам ассоциограммы. Теперь прошу одного - двух сильных учащихся высказаться по теме пока ещё при помощи ассоциограммы. Далее учащиеся зарисовывают ассоциограмму в тетрадь. Таким образом, в течение урока тема была озвучена 4 раза. Домашнее задание: подготовить монологическое высказывание по теме "Моя квартира". При этом указываю, что если учащийся претендует на оценку "5", то он при ответе не использует ассоциограмму, на "4" - пользуется ею 1-2 раза, на "3" может пользоваться постоянно. Следующий урок начинается с активизации лексики по данной теме, всегда есть "эксперт", или "специалист", готовый ответить на любые вопросы по данной тематике. Идёт отработка навыков уже диалогической речи, так учащиеся задают разные типы вопросов "эксперту". Решились три практические задачи урока: активизировалась лексика, отрабатывались навыки диалогической речи, учащиеся смогли восстановить в памяти ассоциативные связи по данной теме, то есть повторить материал. Можно переходить к контролю. Ученик - эксперт уже оценён. Далее я опрашиваю 2 учащихся, чья речь может служить образцом. Теперь эти трое опрошенных и остальные работают в парах, оценивая ответы своих товарищей. Работа в парах контролируется мною. После того как работа завершена, начинается комментирование ответов и выставление оценок самими учащимися. Контроль монологической речи занимает 20-25 минут. Использование ассоциограммы и элементов коллективных способов обучения делают контроль эффективным и продуктивным. Обязательный минимум монологического высказывания для 6 класса - 10 фраз. На примере темы "Моя квартира" в 6 классе представлен один из методов обучения монологической речи. Работа по ассоциограммам даёт свой положительный результат: слабые ученики выходят на базовый уровень, монологическое высказывание сильных учащихся доводится до 12фраз. В своей работе при обучению монологической речи предпочтение отдаю тем формам организации учебной деятельности, которые ориентированы на самостоятельность учащихся, где может быть представлен «продукт» работы: - даю проблемные задания, развивающие мышление(игры»Ассоциации», “Bingo”, “Naughty (Приложения 3)
В своей практике я использую метод обучения в сотрудничестве, который относится к категории коммуникативных форм и методов обучения.
Наиболее эффективными вариантами обучения в сотрудничестве считаю метод “ажурная пила” (Jigsaw) и обучение под девизом “Учимся вместе” (Learning Together) . “Учимся вместе” (Learning Together)
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. Как я это делаю при работе с текстом:
. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:
Суммирует содержание абзаца;
Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
Растолковывает то, что для других осталось неясным;
Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца.
Как я это делаю при работе с грамматическим материалом:
Например, при изучении темы The Past Рerfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.
Класс делится на пары. Каждая выполняет свою функцию.
Пары получают карточки с типовыми предложениями по теме;
Первая пара выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
Вторая — находит указатели, слова-помощники;
Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Ажурная пила (Jigsaw).Как я это делать при работе с текстом:
Каждый из учеников выбирает одну из предложенных частей текста и выполняет задания, относящиеся к ней. Цель работы на данном этапе – самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего охвата содержания, полного понимания или извлечения конкретной информации (цель может варьироваться в разных текстах) и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного.
Второй этап работы проходит в “Expert Groups” (экспертных группах). Все учащиеся, которые работали над первой частью текста, собираются в одну группу; учащиеся, которые работали над второй – в другую группу; учащиеся, которые работали над третьей частью текста – в третью группу. Цели работы в экспертных группах:
1. Сравнить ответы, к которым учащиеся пришли, самостоятельно выполняя задание в “Home Groups”, и прийти к единому мнению;
2. Совместно подготовить такой вариант пересказа части текста, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу. Более подготовленные учащиеся помогают менее подготовленным.
3.Третий этап работы – возвращение учащихся в свои первоначальные группы (Ноme Groups), где они по очереди пересказывают свои части текста. Цель работы на данном этапе – каждый учащийся должен не только познакомить других членов группы с содержанием своей части текста, но и помочь им осознать его.
После того, как выскажутся все ученики, они должны обсудить и суммировать всю полученную информацию. В конечном результате этой деятельности учащихся на уроке, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме.
Практически на каждом уроке использую игры.(Приложения4 )
Обучение навыкам диалога следует начинать с первых уроков. Можно использовать следующие виды работ. Например, тренировочные упражнения(1):
в них подбираются все возможные для данного класса ситуативно-семантические диалогические единицы Задание № 1: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации.
Shall we go for a walk? No, I can’t I’m watching TV now.
When will you see him? When I finish my work we shall go for a walk
Can you help me? Tomorrow, I think he will be free.
I’m so happy today because I’ve got an excellent present
2) Творческие упражнении:
Задание № 1: составить вопросы к утвердительным предложениям.
Например:
I’m not ready. / I’ll be glad to do it. / The sooner the better. / It’s difficult to say.
Данное задание способствует отработке навыка вопроса. Задание № 2: подобрать нестандартные ответы на вопросы а) учителя; б) учащегося; в) партнёра в паре.
Например:
Do you like this book? / Is anything wrong? / May I take your pen?
Задание № 3: составление диалога на основе стихотворения.
На доске написан стих:
Where are you going to go, Dad?
I’m going to the baker’s to buy some bread.
What else are you going to buy there, Andy?
I’m also going to buy a large candy.
Примерный диалог, который можно составить.
Where are you going?
I’m going to the fruit-shop.
What are you going to buy there?
I’m going to buy grapes and apples.
III) Логические упражнения.
Задание № 1: составление диалога по тексту.
Например:
Текст "At the book-shop”.Составлено 14 предложений.
"It’s not expensive, it costs only fifty roubles”.
"At the book-shop”.
"My friend likes poems and perhaps he has bought that book”.
"What can I do for you?”
"That’s cheap; I’ll take that then”.
"Here are some new novels”.
"A friend is coming to visit me and I want to give him a book as a present”.
"What kind of book?”
"No, I think it is better to give him a book about our town”.
"There is a good book of poems which were written last year by young poets”
"That will be a very nice present, won’t it?”
"Yes, here is one with very good pictures”.
"How much does it cost?”
"Have you a book with pictures of our town?”
Класс делиться на две команды. Каждый учащийся получает по 1 предложению на карточке. Задание – составить диалог из данных предложений. Ученик, который считает, что у него заголовок диалога встаёт, прочитывает предложение и занимает первое место, если он прав. Затем учащийся, который считает, что у него первое предложение диалога встаёт, прочитывает предложение и т.д. Класс выстраивается в две колонки (вопросы и ответы). В данном случае будет следующая логическая последовательность, позволяющая составить связный диалог: 2, 4, 7, 8, 10, 3, 6, 9, 14, 12, 11, 13, 15 . Как уже известно, диалогическая речь создаётся в процессе общения двух или более партнёров. Другая особенность её состоит в том, что она протекает, как правило, в непосредственном контакте участников диалога, хорошо знающих обстановку, в которой происходит общение, а в ряде случаев и друг друга. Я заметила, что дети любят обсуждать то, что касается именно их : увлечения, друзья, помощь по дому. Особенно интересно прошёл урок в 7 классе на тему»Досуг»(Приложения5). К группе активных способов обучения диалогу относится ролевая игра. Чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения, которые привожу ниже. Я, в частности, из урока в урок практикуем следующую традиционную «шапку»:
– Hello, Natasha. Nice to see you. – Hi, Igor. Glad to see you, too. How are you? – I am fine, thank you. And what about you? How are you? – I am fine, too. – I am glad to hear that. – The weather is rather pleasant today, isn’t it? – Oh, yes. I quite agree with you. It is rather nice, indeed. – Igor, I’d like to ask you a couple of questions about… – You are welcome. What would you like to ask me? – To begin with…
Итак, начало диалогу положено. Диалог может касаться семьи, квартиры, школы, а также интересов партнера, его увлечений, распорядка дня, здоровья и т. д.
Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации.
Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
-сначала читаем диалог по ролям, обращая внимание ребят на реплики, подлежащие усвоению;
-читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
-инсценируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
-самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации.
Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации.
При проведении ролевых игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация.
Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.
Активизация упражнений на отработку навыков диалогической и монологической речи поможет учащимся выучить английский язык на хорошем уровне; окажет помощь при подготовке к ЕГЭ. С каждым годом увеличивается количество учащихся, выбирающих английский язык в качестве экзамена на итоговой аттестации. Устная часть экзамена в IX и XI классах несколько отличается. В IX классе задания для говорения - это монолог и диалог-расспрос, в XI классе - монолог и моделированная ситуация.
Готовясь к экзамену можно использовать разного рода упражнения:
Сопоставьте части текста и пункты плана.
Распредели предложения из списка по пунктам плана.
Составь предложение из слов.
Вставьте в пропуски средства логической связи.
На более продвинутом этапе можно в парах или мини группах предложить ученикам придумать предложения на каждый пункт плана, а потом обменяться идеями. Очень важно использовать в монологе средства логической связи: first, second, moreover, more than that, finally, as for me, to my mind, etc. После того, как ученик раскроет тему, экзаменатор задаёт ему вопрос, связанный с темой. Здесь ученик должен продемонстрировать умение понимать иноязычную речь.
Второе задание (диалог) более полно проверяет умение взаимодействовать с собеседником.
Работая над диалогом, необходимо научить учащихся задавать вопросы. Здесь экзаменуемый должен продемонстрировать умение задавать общие, специальные и косвенные вопросы. Учащиеся должны чётко видеть разницу между прямыми и косвенными вопросами, соблюдать правильный порядок слов в вопросительном предложении. На уроках можно в качестве речевой зарядки начинать урок с заданий, которые направлены на отработку вопросительных предложений. Например:
I’ve got a letter. Ask me about it.
I saw a film yesterday. Ask me questions about it.
Ask me only general questions.
Ask me only special questions.
I’ve read a book. Ask me questions about it.
На уроках необходимо как можно чаще использовать приём управляемого диалога. Целесообразно выучить с учащимися клише, которые можно использовать при разговоре. Например, чтобы предложить куда пойти или что посмотреть и т.д., можно использовать такие выражения, как Let’s …, Would you like to ….? I have thought about. Для того, чтобы прореагировать на контраргументы собеседника, учащиеся должны выучить фразы: I see, Perhaps, you are right, It sounds reasonable. Учащимся необходимо уметь аргументировать свой выбор. К каждой опции желательно подобрать три веских аргумента, логично изложить их и выслушав контраргументы собеседника, правильно отреагировать и продолжить беседу. Можно использовать следующие упражнения:
Распредели предложения согласно пунктам плана.
Напиши аргументы «за» и «против».
Соедините предложения, используя средства логической связи.
Составьте предложения с ключевыми словами.
При подготовке к устной части экзамена важно понимать, что искусству говорения необходимо учить учащихся с самых первых дней изучения языка. Урок должен вестись на английском языке и на уроке должен поддерживаться диалог между учителем и учениками и между учащимися. Следует уделять большое внимание формированию лексического запаса учащихся и совершенствованию грамматических навыков и умений, тогда будет достаточно легко подготовиться к устной части ГИА и ЕГЭ.
Длительность работы над опытом. Над изучением и разработкой темы описываемого опыта я работаю третий год.
Этапы становления опыта. Этап “Монологическая и диалогическая речь» как объект изучения” (2012-2013);(журнал «Иностранный язык в школе», газета «Первое сентября» ,статьи в периодической печати и на сайтах Интернета); 2. Этап “Методы, формы и приёмы при обучению монологической и диалогической речи». Практическое использование и применение данных методов на уроках английского языка” (2013-2014). Создание дидактического материал . 3.Этап “Обобщение и распространение данного педагогического опыта” (2014 -2015).
Диапазон опыта охватывает систему «урок –дополнительные занятия-внеклассная работа», что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету.
Результативность опыта.
1.Уровень обученности учащихся за 2013-14 год составил 65 %. За последние 3 года – неуспевающих не было.
2.Динамика качества знаний учащихся ( процент успеваемости на «4» и «5» ) за последние 3 года представлена в следующей диаграмме.
Таблица №1.
65
62
60
2011-2012гг. 2012-013гг. 2013-2014гг.
3.Победители и призеры школьной олимпиады, участники различных конкурсов.
№ п/п
Ф.И.О.
Год
Класс
Название олимпиады
Занятое место
Уровень олимпиады
1
Тулаев Алексей
2011-2012г.г
9
Английский язык
2
Школьный
2
Тюрина Лена
2012-2013г.г
10
Английский язык
1
Школьный
3
Звягина Оксана
2013-2014г.г
11
Английский язык
1
школьный
4
Тюрина Юля
2011-2012г.г
7
Конкурс «Любимый край, Красногвардейский»
2
муниципальный
5
Звягина Оксана
2013-2014г.г
11
Конкурс «Язык-как культура»
участник
региональный
6
40%
учащихся
2010-2014гюг
2-11
«Британский бульдог»
Призёры, участники
всероссийский
4. Результат контрольных срезов знаний за 3 года:2011-2012 гг.
5 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
5
1
2
2
-
8 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
5
1
2
2
-
10 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
4
2
2
-
-
2012-2013 гг.
6 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
5
1
3
1
-
9 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
6
1
3
2
-
11 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
5
2
1
2
-
2013-2014 гг.
7 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
6
2
2
2
-
8 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
4
0
3
1
-
11 класс
Кол-во учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
4
3
1
-
-
Вывод.
Коммуникативно-ориентированный подход подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения. Безусловно, современному учителю необходимо знать и применять на практике не одну технологию, не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе той или иной технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к теме урока, подготовить занимательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся. А это полностью зависит от учителя, его опыта и желания научить. Ещё хотелось бы заметить, что при обучении школьников английскому языку дело не в сумме выученных слов и правил, а в приобщении к культуре другого народа. Существуют, конечно же определённые трудности при обучении устной речи. И моя задача, как учителя английского языка заключается в том, чтобы слова, бывшие чужими, иностранными, зазвучали в новом контексте, стиле. А устная речь и диалоги должны раскрывать не какие-то отвлеченные проблемы, а именно те, которые волнуют всех подростков. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение иностранного языка играет важную роль. Кругозор человека, знающего иностранный язык, шире и полнее. И очень важно начинать добиваться этого с детства. В ходе моего опыта были исследованы основы обучения говорению (диалогу и монологу), а также разработаны упражнения, игры, вербальные опоры. Попробовала раскрыть современные методы преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе, с тем, чтобы обеспечить овладение, в условиях жесткого лимита времени, английским языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на английском языке. Обобщая свой опыт работы, я попыталась выделить самое главное, самое необходимое, чем я руководствуюсь при обучении диалогической и монологической речи детей английскому языку. Имея опыт обучения диалогической и монологической речи на уроках английского языка и во внеурочное время, наверно уже можно сделать некоторый вывод:
- приведённый выше комплекс упражнений обучения диалогу и монологу ускоряют процесс обучения;
- они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
- улучшают качество усвоения материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки.
Список источников и использованной литературы
Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. // ИЯШ, 2004, №2.
Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. // ИЯШ, 2004, №1.
Государственный образовательный стандарт. // Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Русско-балтийский информационный центр «Блиц», Cambridge University Press, 2001.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Директор школы, 2002, № 1.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва, Народное образование, 1998.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – Москва: Просвещение, 2003.
Сысоев П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой. // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2003, № 4.
Цель: Контроль навыков аудирования и говорения по теме «Школьное образование».
Задачи:
1.Практиковать и контролировать учащихся в аудировании, монологической и диалогической речи, чтении.
2. Развивать у учащихся навыки говорения в парах и группах. . 3.Привить интерес к системе образования Британии.
Оснащение урока: 1. Тематическая таблица по теме « Школы Британии »
2. магнитофонная запись
3, опоры для речевой деятельности
Ход урока
1. Оргмомент.
Today we have got an unusual lesson. We have a lot of guests at our lesson. So we must try hard at our lesson. We shall do our best to develop our listening skills, speaking skills, mainly of course, reading skills also. But at first let’s remember our new words and structures of the theme «British schools». They will be of great use.
2. Фонзарядка.
I agree, disagree private(public, home) school
I am afraid you are wrong (right) educate community
certainly(not) education equipment
of course(not) develop salary
I am sure(not) pay taxes tuition
I think supply elementary school
I suppose support graduate school
to be run by
attend
1) T→ C
2) T→ P1,P2,P3
3) про себя каждый
4) P1→P2
5) Who wants to read
3. Речевая зарядка
1. Do you go to the public school?
2.What is the number of your school?
3.What grade are you in?
4. How many lessons do you have? What are they?
5. You have a health class in your school, haven’t you?
6. Do your students study English or German?
7. What do you do after school?
8. Do you like your school? Why?
T→ C
T→P1
P1→P2
P1→P2,P3,P4
P1→P2, P3,P4
4. Now listen to the text about British Schools, Education and try to understand.
а) Listening(without books).
б) Listen and repeat.
в) Read the text by yourself.
г) Id like to hear you read aloud.
д) Read the text to each other.
е) Who wants to read the text aloud? Will you begin?
5. Контроль домашнего задания. Your home task is to make 5 questions to the text. Please ask and answer these questions in your groups. Then make your dialogues using these questions. Try to use everyday sentences in it.
1) обсуждение в группах
2) контроль диалогов.
6.Подведение итогов урока. Оценивание.
Your home task is to learn your dialogues.
Приложение 2
Вербальные-опоры
Приложения 3
«Ассоциации». Я пишу на доске слово на изучаемую тему. Первый ученик называет слово, которое ассоциируется у него с заданным. Второй называет ассоциацию к слову первого ученика и так далее. Когда каждый назовет свое слово, я записываю последнее слово рядом с первым и прошу учащихся составить предложения , используя оба слова в одном предложении. Например : Учитель: A pet 1-й ученик: A cat 2-й ученик: Milk 3-й ученик: Food 4-й ученик: Tasty 5-й ученик: Ice-cream, etc. В результате на доске 2 слова: A pet - Ice-cream. учащиеся составляют предложения с этими словами. Например: My pet does not like ice-cream . Эту игру можно использовать, начиная с первого года обучения. Я часто использую ее в качестве речевой зарядки. 2. “Bingo”. Возможно, многие знают эту игру, но она мне нравится своей универсальностью. Ее можно применять как для отработки лексики и фонетики, так и грамматики. На доске я пишу ряд слов и прошу учащихся записать три любых слова из предложенных. Потом начинаю называть эти слова в произвольном порядке. Тот учащийся, чьи три слова назвали первыми, поднимает руку и кричит: “Bingo!”. Он побеждает в этой игре. Универсальность этой игры еще и в том, что ее можно использовать на любом этапе обучения, начиная с самых первых уроков. 3. “Naughty Names”. Эта игра служит мне прекрасным помощником при изучении прилагательных, описывающих черты характера. Суть состоит в том, чтобы подобрать прилагательное, начинающееся с той же буквы или звука, что и имя ученика. Например: Lovely Lena, Naughty Natasha, Clever Kirill, etc . чтобы увеличить объем лексики можно придумать новые имена каждому учащемуся.
Приложения 4
Фонетические игры:1. Слышу – не слышу..
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Я произношу слова. Если я называю слово, в котором есть долгий гласный ( или межзубный и т. д.), дети поднимают руку. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
.2. Правильно – неправильно.
Ход игры: я называю отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Дети поднимают руку при чтении выделенного мной звука в звукосочетаниях.
3Скороговорки.
Yellow butter, Purple jelly, Red jam, Brown bread, Spread it thick, Say it quick.
I miss my Swiss Miss. My Swiss Miss misses me.
Merry Mary marries Marty Monday.
Лексические игры:1. "Что изменилось? "
Учащимся на стол выкладываются предметы. Они рассматривают их в течение 1-1,5 минут. Затем один из учащихся отворачивается, один из предметов убирают, Ученик должен сказать что изменилось.
2. "Много слов из одного слова"
Учитель называет слово. Ученики должны назвать животных, названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове.
Орфографическиеигры:
1.“Scramble the words. How many words can you form?” Учащимся предлагается составить как можно больше слов из одного слова.
Например: Advertisement.
Ten, man, name, rat.
2. Write down your name or surname then the words beginning with the letters of your name. Напиши своё имя или фамилию, а затем слова, начинающиеся с этих букв. Например:
Ice Garden October Rhyme
Грамматические игры:1. "The Gate" – на повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений. Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку.
Ex. Are you going to .. .(do smth)?
What are you going to do in (on, at)?
2. "Guess it" – на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
Приложение 5
Тема урока: Досуг
Языковой и речевой материал: новый – опорный диалог «Before the perfomance»материал для повторения – диалогические единства
-What's your opinion of the play? +It was a real success.
- What's your impression of the play? +I enjoyed every minute of it.
-How did you like the performance? +To my mind it was wonderful.
-Did you enjoy the show, I wonder? +It was one of the best comedies I have ever see…
+It made a great impression on me.
+I think they could do better.
+In my opinion it was not up to the mark.
+Sorry to say? I didn’t like it.
Ход урока:
Подготовка учащихся к речевой деятельности на иностранном языке
Отработка ранее введенного языкового материала и овладение видами коммуникативной деятельности
a) Упражнения в развитии диалогической речи учащихся
-ориентирующее замечание:
Today we are going to learn how to discuss a play, a concert or a circus performance. Listen to me carefully and try to remember everything.
б) демонстрация новых диалогических единств в речи
T.: Imagine that your friend & you visited a theatre & you want to know if your friend liked the play or not. How will you ask him?
P1: Did you like the play?
P2: Did you enjoy the performance?
P3: How did you like the performance? How did you enjoy it?
T.: You are right. But you may also say “What’s your impression (opinion) of the play?”
Let’s pronounce all the sentences altogether (хоровая и индивидуальная отработка)
T.: By the way, what will your friend answer if he liked the performance of the show?
P4: I liked it very much. I enjoyed it.
T.: That’s it. But there are a lot of other phrases that help us to express our feelings towards the performance. I’d like to draw your attention to the board. Let’s read the phrases.
It was a real success. I enjoyed every minute of it.
In my opinion (to my mind) it was wonderful. It was one of the best comedies (operas) I’ve ever seen (heard). (хоровая и индивидуальная отработка).
T.: And what will you say if you did not like the play at all?
P5: I didn’t like it. I didn’t enjoy it.
T.: You are right. There are some more expressions. Here they are: I think they could do better; In my opinion it was not up to the mark; Sorry to say I didn’t like it. Please, let’s read the phrases altogether (хоровая и индивидуальная отработка)
В) чтение диалогических единств
So boys & girls it’s time to read the phrases. Look at the board, pronounce the sentences after me. Pay attention to the melody, try to imitate the speaker.
*What’s your opinion of the play?
* What’s impression of the play?
*How did you like the performance?
*Did you enjoy the show, I wonder?
г) фонетическая отработка ДЕ в разных режимах
-It was a real success.
- I enjoyed every minute of it.
-To my mind it was wonderful.
-It was one of the best comedies I’ve ever seen.
-It made a great impression on me.
+I think they could do better.
+ In my opinion (to my mind) it was not up to the mark.
+Sorry to say? I didn’t like it.
+I prefer plays of another kind.
T.P1.P2.P3: Now I want to know your opinion about this or that play.
Here are some theatre bills. They’ll help you to recognize the title of the play.
e.g. T.: I say,…Have you seen the play “Hamlet”?
P1: Yes, I have.
T.: What’s your opinion of the performance?
P1: It was a real success.
T.: I see. - I enjoyed every minute of it too.
P1.P2.P3: T: Will you ask me my opinion of the play?
T: It was a real success.
P1.P2.T.: Now I’d like you to express your opinion to each other.
д) работа над опорным диалогом
-ориентирующее замечание учителя:
Boys & girls, I’d like to have a bit of your attention. Now I want you to listen to the conversation “Before the performance”. Be ready to say if the play is worth seeing.
-слушание диалога с заданием
-I say, Mike, what about going to the theatre today? I have two tickets for the evening show.
-And what is on, I wonder?
- Spartak with…in the main role.
-Sorry to say, I have already seen this ballet.
-What’s your impression of the play then?
-It was one of the best ballets I have ever seen. I advice you to go to the Opera House. Be sure you’ll enjoy every minute of it.
-Thank you for your advice. Good bye. I must hurry not to be late.
-Good bye.
-проверка понимания прослушанного диалога
So, is the play worth seeing? Why?
-тренировочное чтение диалога за диктором и по ролям
At home you are to act the dialogue out. Now let’s practice it. Listen to the speakers, pronounce after them, try to imitate their melody.
-Итог
So you have the example how to speak & to express your opinion of the plays. I have papers with the dialogue. They’ll help you to discuss a play.
But you must not learn the dialogue by heart. Try to do some change in it (change the title of the play, your attitude to it, etc.)