kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи»

Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации

В последние годы широкое распространение получило ран­нее обучение английскому языку. Обучение начинается со второго, а то и с первого класса. Но не всегда при этом учитываются возрастные психофизиологичес­кие особенности учащихся начальной школы. Возникает проблема успешности обучения иностранному языку.

Учителя английского языка нередко сталкиваются с трудно­стями, которые бывает сложно преодолеть. Зачастую, отчетливо видя проблему, осознавая необходимость ее решения, учитель не может найти адекватный способ помощи ученику, так как не в состоянии определить причину неуспеваемости. Испробовав весь арсенал традиционных педагогических средств (методы по­ощрения и наказания, индивидуальный подход, индивидуальные дополнительные занятия, беседы с родителями и т.п.), учитель приходит к выводу, что данный ученик «не обучаем» иностран­ному языку. Этого не произойдет в том случае, если учитель сумеет с помощью психолога и логопеда определить причину не­успеваемости в каждом конкретном случае. Установление при­чины затруднения поможет разработать индивидуальный маршрут помощи ученику.

Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения. Эта причина остается невиди­мой для учителя, так как к школьному возрасту многие функ­циональные речевые нарушения корригируются в специальных дошкольных учреждениях или при индивидуальных занятиях с логопедами, и ребенок приходит в школу с нормально разви­той речью.

Актуальность моей работы определена недостаточной изученностью вопроса обучения детей с речевыми нарушениями, в том числе с ОНР на начальном этапе обучения английскому языку.

 

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения иностранному языку, которые проводились как в нашей стране, так и за рубежом параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
- стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
- раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;
- неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Также эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком не только развивают детей, поднимают их образовательный и культурный уровень, но наблюдается и положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного.

Основные факторы затруднений, возникающие при обучении детей с ОНР при обучении английскому языку.

Анализ успеваемости по английскому языку учащихся на­чальной школы позволяет выделить затруднения, вызванные особенностями речевого развития.

В начальном периоде овладения иностранным языком мно­гие трудности являются вполне обоснованными и представляют собой одну из сторон естественного процесса обучения. Однако уже на первом месяце обучения выявляются ученики, имеющие специфические речевые нарушения. Такие ученики едва преодо­левают обычные трудности. В некоторых случаях так и не удает­ся достичь желаемого результата.

У таких учащихся затруднения могут касаться как одной из сторон речи, так и нескольких. Наиболее часто и ярко это про­является в звукопроизношении. Трудность вызывают специфи­ческие звуки английского языка: они заменяются сходными по звучанию звуками русской фонетической системы. Дети с тру­дом дифференцируют на слух долгие и краткие гласные. Совсем не дифференцируют их в собственной речи: в словах и заучен­ных текстах. При сохранении слоговой структуры слова страда­ет его звуковой состав. Иногда дети с трудом усваивают «неудоб­ное» (для русского слуха) ударение.

Словарная работа также сопровождается специфическими затруднениями. Формирование словаря идет сложно. Слова за­учиваются механически. Очень часто смысловая сторона слова отделена от его (английского) звучания. Уже известное слово не воспринимается на слух в знакомой речевой ситуации. Словарь с трудом активизируется.

Грамматика представляет определенную трудность для детей с речевыми нарушениями. У них выявляется механическое (без понимания) воспроизведение заученного текста. Дети не выде­ляют из текста отдельные предложения. С трудом усваивают употребление местоимений. Игнорируют артикли. Часто пропус­кают в предложениях глаголы. Не понимают значения порядка слов в предложении. Не могут с помощью знакомых граммати­ческих алгоритмов самостоятельно строить фразы на английс­ком языке, что требует программа обучения.

Трудности возникают и при обучении письменной речи. Чте­ние- механическое, невыразительное, отрывочное. Встречают­ся проблемы в усвоении правил чтения. Часто чтение и понима­ние разобщены. На письме выявляются элементы дисграфии: замена английских букв сходными по начертанию буквами рус­ского алфавита, затруднение дифференциации близких по напи­санию букв английского алфавита, зеркальное изображение, не­дописывание элементов букв, перестановки, пропуски и т.п.

Страдает и интонационная сторона речи. При чтении, пере­сказе, высказывании отсутствуют интонационная и эмоциональ­ная окрашенность, логические ударения. Речь носит напряжен­ный, механический характер.

Подобные затруднения бывают почти у всех детей при обуче­нии их английскому языку в начальной школе. Однако в процессе обучения эти проблемы довольно легко преодолеваются школьниками. При наличии речевого нарушения подобные трудности носят стойкий характер и могут быть непреодолимы учащимися без специальной помощи.

Затруднения в изучении английского языка, вызванные речевыми нарушениями, как правило, сопровождаются отсутствием положительной мотивации, искаженной самооценкой: чаще встречается заниженная самооценка, проявляющаяся в неуверенности, малой активности, страхе высказывания, боязни сделать ошибку; бывает, однако, и завышенная самооценка, сопро­вождающаяся игнорированием проблемы.

 

Коррекция звуковой стороны речи.

Целью коррекции является постановка правильного иноя­зычного произношения.

Задачами коррекции, в зависимости от характера речевого нарушения, являются:

- формирование и развитие фонематического слуха на зву­ки английской речи;

- разрушение неверного произносительного стереотипа и создание нового;

- дифференциация поставленного звука - как внутри анг­лийской фонетической системы, так и между русской и англий­ской фонетическими системами;

- автоматизация поставленного звука в речи.

Коррекционную работу по устранению трудностей в обучении английскому языку детей с ОНР степени, я считаю нужно начать с коррекции звукопроизношения. И лучше, если это будет сделано в первый месяц обучения английскому языку. Занятия по постановке английских звуков лучше проводить индивидуально, на этапе автоматизации звуков можно проводить групповые занятия.

Групповые коррекционно-развивающие занятия.

Цели:

1. Создание интереса к занятиям английским языком.

2.Раз­витие слухового и зрительного внимания.

3.Развитие фонематического слуха.

4. Развитие слухового восприятия.

5. Пополнение словаря.

6. Развитие навыков диалогической и монологической речи.

7.Формирование умения слушать друг дру­га, уважительно относиться к высказываниям другого человека.

Групповые коррекционные занятия можно проводить на различных этапах урока английского языка, при этом обращая большее внимание на детей с речевыми проблемами. Эти занятия лучше проводить в игровой форме, в течение всего периода обучения в начальной школе.

Фонетические игры.

Эти игры лучше проводить в первые месяцы обучения английскому языку, когда дети знакомятся с английским алфавитом и звуками.

  1. Игра « Правда – ложь».

Учитель называет звуки, показывая соответствующие транскрипционные знаки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку.

Ошибку можно фиксировать при помощи поднятия руки или при помощи карточек +, -.

  1. Игра «Поймай звук».

Учитель даёт установку ученикам хлопнуть в ладоши, когда они услышат в произносимых им словах заданный звук.

  1. Игра « Назови слово».

Учитель по очереди бросает детям мяч, называя звук. Они бросают мяч обратно, называя слово, в котором есть этот звук.

  1. Игра «Какой звук я задумал?».

Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а остальные участники игры отгадывают этот звук.

  1. Игра « Учитель – ученик».

Учитель называет звуки, которые должны взять ученики. Участники игры берут звуки и придумывают слова, в которых есть этот звук.

6.Игра «Испорченный телефон».

Игра направлена на развитие фонематического слу­ха, слухового внимания, памяти. Она способствует закреплению речевого материала.

Игра проводится в группе, образующей круг.

Ведущий — сначала это обязательно педагог (психолог) — го­ворит какое-либо слово по-английски своему соседу слева на ухо. Произносить слово нужно шепотом, но достаточно четко и точно. Далее слово передается от одного участника к другому с соблюде­нием указанных правил произношения. Последний участник цепочки сообщает слово ведущему вслух. Если слово совпадает с тем, которое передал ведущий, то телефон работает исправно. Если же произошла ошибка, то телефон — испорчен. В этом случае нуж­но разобраться и найти причину «неисправности» телефона. То есть, обсудив ход игры, найти участников, с которых начались «непо­ладки», и выяснить, почему они произошли.

В дальнейшем к роли ведущего можно привлекать и детей.

7. Игра «Передай звук».

Игра направлена на развитие фонематического слу­ха, слухового внимания и памяти.

Упражнение проводится в группе, образующей круг.

Ведущий — сначала это всегда педагог (психолог) — произ­носит какой-либо звук. Этот звук «подхватывает» участник, си­дящий слева от ведущего, и поворотом головы «передает» его своему соседу слева. Звук «двигается» по часовой стрелке.

Упражнение считается удачным, если звук вернулся к веду­щему неискаженным.

При обсуждении упражнения анализируется успешность выполнения задания.

Вариант. Упражнение «Покажи (изобрази) звук» Можно попросить детей попробовать изобразить данный звук с помощью жеста, то есть «показать» звук. В этом случае все изображения звука будут субъективными, следовательно, различ­ными. Звук можно не передавать, а просто показывать, сопро­вождая его произнесением.

Этот вариант упражнения имеет высокую психическую и физическую активность.

Упражнение имеет высокую степень психической и среднюю степень физической активности.

Лексические игры.

Эти игры хорошо проводить в течение всего периода обучения, каждый раз используя новую лексику.

1. Игра «Съедобное—несъедобное».

Игра развивает слуховое внима­ние, память; она способствует активизации и расширению лексики.

Упражнение проводится в группе, образующей круг. Веду­щий быстро называет несколько слов, объединенных одним при­знаком. Однако среди этих слов есть и такие, которые не подходят по заявленному признаку. Участники игры должны условным дей­ствием указать это слово. Например, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой или сказать «нет» («по», «never»). В упражнении можно ис­пользовать различные части речи и лексику.

2. Игра «Я умею».

Цель - активизация языкового материала в дей­ствии.

Начинает игру педагог (психолог). Он предлагает детям по­слушать и посмотреть, что умеет делать. Учитель произносит фразу, сопровождая ее соответствующим движением. Дети дол­жны сказать, что они умеют делать то же самое, и показать это. Например, учитель произносит: «I can jump», — и прыгает. Дети: «So can I», — прыгают. В своих передвижениях они свободны, основное требование — соблюдать характер действия: прыгать, как угодно и где угодно, главное — прыгать. Во время движения детей учитель контролирует их действия. По сигналу учителя («Stop!») дети прекращают движение.

Непременное условие упражнения — выполнение соответству­ющего действия. Речевой материал выбирается в соответствии с учебно-коррекционными задачами. Упражнение проводится с постепенным усложнением, как речевого материала, так и движе­ний. После того как дети усвоят данное упражнение, можно им поручать роль водящего, предоставив право выбора действия. Это повышает степень психической активности участников.

Пример. Речевой материал — глаголы движения (to run, to jump, to walk, to swim, to fly, to climb, to skip).

I can run. (Бегает.)

  1. So can I! (Бегают.)

Т. Stop!

Т. I can fly. («Летает».)

  1. So can I! («Летают».)

Т. Stop!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи

Автор: Кузнецова Виктория Алексеевна

Дата: 20.02.2024

Номер свидетельства: 646067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства