Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи
Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи»
Обучение иностранному языку младших школьников с дефектами речи
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации
В последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Обучение начинается со второго, а то и с первого класса. Но не всегда при этом учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся начальной школы. Возникает проблема успешности обучения иностранному языку.
Учителя английского языка нередко сталкиваются с трудностями, которые бывает сложно преодолеть. Зачастую, отчетливо видя проблему, осознавая необходимость ее решения, учитель не может найти адекватный способ помощи ученику, так как не в состоянии определить причину неуспеваемости. Испробовав весь арсенал традиционных педагогических средств (методы поощрения и наказания, индивидуальный подход, индивидуальные дополнительные занятия, беседы с родителями и т.п.), учитель приходит к выводу, что данный ученик «не обучаем» иностранному языку. Этого не произойдет в том случае, если учитель сумеет с помощью психолога и логопеда определить причину неуспеваемости в каждом конкретном случае. Установление причины затруднения поможет разработать индивидуальный маршрут помощи ученику.
Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения. Эта причина остается невидимой для учителя, так как к школьному возрасту многие функциональные речевые нарушения корригируются в специальных дошкольных учреждениях или при индивидуальных занятиях с логопедами, и ребенок приходит в школу с нормально развитой речью.
Актуальность моей работы определена недостаточной изученностью вопроса обучения детей с речевыми нарушениями, в том числе с ОНР на начальном этапе обучения английскому языку.
Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения иностранному языку, которые проводились как в нашей стране, так и за рубежом параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; - стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка; - раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной; - неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Также эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком не только развивают детей, поднимают их образовательный и культурный уровень, но наблюдается и положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного.
Основные факторы затруднений, возникающие при обучении детей с ОНР при обучении английскому языку.
Анализ успеваемости по английскому языку учащихся начальной школы позволяет выделить затруднения, вызванные особенностями речевого развития.
В начальном периоде овладения иностранным языком многие трудности являются вполне обоснованными и представляют собой одну из сторон естественного процесса обучения. Однако уже на первом месяце обучения выявляются ученики, имеющие специфические речевые нарушения. Такие ученики едва преодолевают обычные трудности. В некоторых случаях так и не удается достичь желаемого результата.
У таких учащихся затруднения могут касаться как одной из сторон речи, так и нескольких. Наиболее часто и ярко это проявляется в звукопроизношении. Трудность вызывают специфические звуки английского языка: они заменяются сходными по звучанию звуками русской фонетической системы. Дети с трудом дифференцируют на слух долгие и краткие гласные. Совсем не дифференцируют их в собственной речи: в словах и заученных текстах. При сохранении слоговой структуры слова страдает его звуковой состав. Иногда дети с трудом усваивают «неудобное» (для русского слуха) ударение.
Словарная работа также сопровождается специфическими затруднениями. Формирование словаря идет сложно. Слова заучиваются механически. Очень часто смысловая сторона слова отделена от его (английского) звучания. Уже известное слово не воспринимается на слух в знакомой речевой ситуации. Словарь с трудом активизируется.
Грамматика представляет определенную трудность для детей с речевыми нарушениями. У них выявляется механическое (без понимания) воспроизведение заученного текста. Дети не выделяют из текста отдельные предложения. С трудом усваивают употребление местоимений. Игнорируют артикли. Часто пропускают в предложениях глаголы. Не понимают значения порядка слов в предложении. Не могут с помощью знакомых грамматических алгоритмов самостоятельно строить фразы на английском языке, что требует программа обучения.
Трудности возникают и при обучении письменной речи. Чтение- механическое, невыразительное, отрывочное. Встречаются проблемы в усвоении правил чтения. Часто чтение и понимание разобщены. На письме выявляются элементы дисграфии: замена английских букв сходными по начертанию буквами русского алфавита, затруднение дифференциации близких по написанию букв английского алфавита, зеркальное изображение, недописывание элементов букв, перестановки, пропуски и т.п.
Страдает и интонационная сторона речи. При чтении, пересказе, высказывании отсутствуют интонационная и эмоциональная окрашенность, логические ударения. Речь носит напряженный, механический характер.
Подобные затруднения бывают почти у всех детей при обучении их английскому языку в начальной школе. Однако в процессе обучения эти проблемы довольно легко преодолеваются школьниками. При наличии речевого нарушения подобные трудности носят стойкий характер и могут быть непреодолимы учащимися без специальной помощи.
Затруднения в изучении английского языка, вызванные речевыми нарушениями, как правило, сопровождаются отсутствием положительной мотивации, искаженной самооценкой: чаще встречается заниженная самооценка, проявляющаяся в неуверенности, малой активности, страхе высказывания, боязни сделать ошибку; бывает, однако, и завышенная самооценка, сопровождающаяся игнорированием проблемы.
Коррекция звуковой стороны речи.
Целью коррекции является постановка правильного иноязычного произношения.
Задачами коррекции, в зависимости от характера речевого нарушения, являются:
- формирование и развитие фонематического слуха на звуки английской речи;
- разрушение неверного произносительного стереотипа и создание нового;
- дифференциация поставленного звука - как внутри английской фонетической системы, так и между русской и английской фонетическими системами;
- автоматизация поставленного звука в речи.
Коррекционную работу по устранению трудностей в обучении английскому языку детей с ОНР степени, я считаю нужно начать с коррекции звукопроизношения. И лучше, если это будет сделано в первый месяц обучения английскому языку. Занятия по постановке английских звуков лучше проводить индивидуально, на этапе автоматизации звуков можно проводить групповые занятия.
Групповые коррекционно-развивающие занятия.
Цели:
1. Создание интереса к занятиям английским языком.
2.Развитие слухового и зрительного внимания.
3.Развитие фонематического слуха.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Пополнение словаря.
6. Развитие навыков диалогической и монологической речи.
7.Формирование умения слушать друг друга, уважительно относиться к высказываниям другого человека.
Групповые коррекционные занятия можно проводить на различных этапах урока английского языка, при этом обращая большее внимание на детей с речевыми проблемами. Эти занятия лучше проводить в игровой форме, в течение всего периода обучения в начальной школе.
Фонетические игры.
Эти игры лучше проводить в первые месяцы обучения английскому языку, когда дети знакомятся с английским алфавитом и звуками.
Игра « Правда – ложь».
Учитель называет звуки, показывая соответствующие транскрипционные знаки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку.
Ошибку можно фиксировать при помощи поднятия руки или при помощи карточек +, -.
Игра «Поймай звук».
Учитель даёт установку ученикам хлопнуть в ладоши, когда они услышат в произносимых им словах заданный звук.
Игра « Назови слово».
Учитель по очереди бросает детям мяч, называя звук. Они бросают мяч обратно, называя слово, в котором есть этот звук.
Игра «Какой звук я задумал?».
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а остальные участники игры отгадывают этот звук.
Игра « Учитель – ученик».
Учитель называет звуки, которые должны взять ученики. Участники игры берут звуки и придумывают слова, в которых есть этот звук.
6.Игра «Испорченный телефон».
Игра направлена на развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти. Она способствует закреплению речевого материала.
Игра проводится в группе, образующей круг.
Ведущий — сначала это обязательно педагог (психолог) — говорит какое-либо слово по-английски своему соседу слева на ухо. Произносить слово нужно шепотом, но достаточно четко и точно. Далее слово передается от одного участника к другому с соблюдением указанных правил произношения. Последний участник цепочки сообщает слово ведущему вслух. Если слово совпадает с тем, которое передал ведущий, то телефон работает исправно. Если же произошла ошибка, то телефон — испорчен. В этом случае нужно разобраться и найти причину «неисправности» телефона. То есть, обсудив ход игры, найти участников, с которых начались «неполадки», и выяснить, почему они произошли.
В дальнейшем к роли ведущего можно привлекать и детей.
7. Игра «Передай звук».
Игра направлена на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти.
Упражнение проводится в группе, образующей круг.
Ведущий — сначала это всегда педагог (психолог) — произносит какой-либо звук. Этот звук «подхватывает» участник, сидящий слева от ведущего, и поворотом головы «передает» его своему соседу слева. Звук «двигается» по часовой стрелке.
Упражнение считается удачным, если звук вернулся к ведущему неискаженным.
При обсуждении упражнения анализируется успешность выполнения задания.
Вариант. Упражнение «Покажи (изобрази) звук» Можно попросить детей попробовать изобразить данный звук с помощью жеста, то есть «показать» звук. В этом случае все изображения звука будут субъективными, следовательно, различными. Звук можно не передавать, а просто показывать, сопровождая его произнесением.
Этот вариант упражнения имеет высокую психическую и физическую активность.
Упражнение имеет высокую степень психической и среднюю степень физической активности.
Лексические игры.
Эти игры хорошо проводить в течение всего периода обучения, каждый раз используя новую лексику.
1. Игра «Съедобное—несъедобное».
Игра развивает слуховое внимание, память; она способствует активизации и расширению лексики.
Упражнение проводится в группе, образующей круг. Ведущий быстро называет несколько слов, объединенных одним признаком. Однако среди этих слов есть и такие, которые не подходят по заявленному признаку. Участники игры должны условным действием указать это слово. Например, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой или сказать «нет» («по», «never»). В упражнении можно использовать различные части речи и лексику.
2. Игра «Я умею».
Цель - активизация языкового материала в действии.
Начинает игру педагог (психолог). Он предлагает детям послушать и посмотреть, что умеет делать. Учитель произносит фразу, сопровождая ее соответствующим движением. Дети должны сказать, что они умеют делать то же самое, и показать это. Например, учитель произносит: «I can jump», — и прыгает. Дети: «So can I», — прыгают. В своих передвижениях они свободны, основное требование — соблюдать характер действия: прыгать, как угодно и где угодно, главное — прыгать. Во время движения детей учитель контролирует их действия. По сигналу учителя («Stop!») дети прекращают движение.
Непременное условие упражнения — выполнение соответствующего действия. Речевой материал выбирается в соответствии с учебно-коррекционными задачами. Упражнение проводится с постепенным усложнением, как речевого материала, так и движений. После того как дети усвоят данное упражнение, можно им поручать роль водящего, предоставив право выбора действия. Это повышает степень психической активности участников.
Пример. Речевой материал — глаголы движения (to run, to jump, to walk, to swim, to fly, to climb, to skip).