Обобщение опыта на тему "Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе"
Обобщение опыта на тему "Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе"
Обучение – это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями, способностью владеть и формированию профессиональных компетенций, развитию мышления, творческих способностей, личных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Внедрение в обучение инновационных технологий является определяющей чертой современного образования.
Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов.
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, её способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Инновационные методы, на наш взгляд, – это совокупность приёмов применения инновационных средств обучения в творческом сочетании с применявшимися ранее в учебном процессе методами обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта на тему "Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе"»
Обучение – это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями, способностью владеть и формированию профессиональных компетенций, развитию мышления, творческих способностей, личных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Внедрение в обучение инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, её способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Инновационные методы, на наш взгляд, – это совокупность приёмов применения инновационных средств обучения в творческом сочетании с применявшимися ранее в учебном процессе методами обучения. Принципы обучения – это руководящие положения, которые регламентируют и регулируют деятельность педагога. Принцип научности на практике реализуется соблюдением ряда требований: • при организации обучения осуществляется научно обоснованный подход к отбору содержания учебного материала; • при проведении занятий рассматриваются все явления в развитии и взаимосвязи; • материал излагается с позиции последних достижений науки.
Внедрение инновационных технологий позволяет реализовать требования принципа научности на новом качественном уровне за счёт: • оперативности отбора учебного материала через Интернет ресурсы; • наглядно в статике или динамике показать изучаемые явления и процессы в развитии, рассмотреть их взаимосвязи; • излагать учебный материал с помощью компьютерных технологий, применяя видео- и звуковой каналы восприятия обучаемых.
Принцип соответствия содержания и организации обучения в вузе потребностям профессиональной деятельности. Применение инновационных технологий позволяет в режиме реального времени создавать на занятиях различную обстановку и обеспечивает моделирование поведения обучающихся в созданных условиях. Обучающиеся могут в течение времени, отведённого на занятие, или во время самостоятельной работы, моделируя различные ситуации и принятые решения, выбрать оптимальный вариант действий, а преподаватель в состоянии проверить и оценить работу каждого обучающегося. Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучающихся предусматривает: • осознания обучающимися значимости их будущей профессии; • формирование у обучающихся положительного отношения к учебному процессу; • чётко сформулированных целей изучения предмета и учебных целей каждого занятия.
Использование инновационных технологий обеспечивает обучающимися возможность доступа к Интернет-ресурсам, что позволяет в режиме он_лайн отслеживать изменения в деятельности структур государства, тем самым, создавая условия для формирования своего мировосприятия их жизнедеятельности. Принцип наглядности обучения обеспечивает работу всех органов восприятии информации обучаемого во время занятия, в том числе первую и вторую сигнальную систему познания действительности. Применение на занятиях средств мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую по сравнению с другими техническими средствами обучения реализацию принципа наглядности. Принцип системности, последовательности и комплексности в обучении требует в процессе обучения руководствоваться программами, тематическими планами изучения дисциплины, соблюдать логику учебного процесса, увязывать ранее изученный материал с новым. Инновационные технологии позволяют создавать учебно-методические комплексы, которые уже с успехом применяются различных вузах. Принцип доступности обучения означает: • соответствие объема материала, выносимого на каждое занятие, познавательным возможностям обучающихся; • обеспечением обучающимися достаточным количеством учебников, учебных пособий, техническими средствами обучения.
Применение инновационных технологий позволяет создавать электронные библиотеки, электронные учебники, учебные пособия, которые через Интернет становятся доступными для обучающихся и обеспечивают возможность дистанционного обучения. Принцип обучения на высоком уровне трудностей предусматривает создание на каждом занятии обстановки, требующей от обучающихся максимального напряжения интеллектуальных и физических сил. С помощью инновационных технологий, используя электронные тренажёры, можно создавать обстановку, максимально приближённую к реальной, что позволяет прививать обучающимся необходимые практические навыки и умения, сформировать профессиональные компетенции без затрат материальных ресурсов. Принцип прочности знаний, умений и навыков требует от преподавателя постоянного контроля степени усвоения обучающимися учебного материала, а от обучающихся постоянного самоконтроля полученных знаний, умений и навыков. С помощью инновационных технологий можно создавать компьютерные тесты различной категории сложности для текущего, промежуточного и итогового контроля, электронные домашние задания, контрольные работы и другие виды контроля. Принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучающемуся предусматривает: • систематическое изучение обучающихся, выявление их особенностей; • проявление внимания к каждому обучающемуся, независимо от успеваемости; • организацию учебного процесса в соответствии с особенностями коллектива и личности обучающихся.
Применяя инновационные технологии можно создавать ролевые игры, формируя рабочие коллективы и распределяя роли обучаемым. Тем самым, в работу включается каждый обучающийся и в целом учебная группа. Метод обучения – это система последовательных действий преподавателя и обучаемого, обеспечивающих условия восприятия учебного материала. Информационно-рецептивный метод обучения. Его дидактическая сущность заключается в предъявлении готовой продукции со стороны педагога и в её осознанном восприятии и запоминание обучающимися. Инновационные технологии обеспечивают подачу учебного материала, как в письменном виде, так и в виде рисунков, схем, фильмов, презентаций и анимации. Дидактическая сущность репродуктивного метода обучения состоит в том, что педагог составляет систему заданий на воспроизведение действий, уже известных и осознанных обучающимися – информационно-репродуктивным методом, а обучающиеся, выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Система заданий может создаваться с применением инновационных технологий в различных видах: письменная; в виде электронной карты с нанесённой тактической обстановкой; на электронном тренажёре; в виде видеоматериала и других формах. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения. Эвристический метод – это поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными элементами решения проблемных задач. Инновационные технологии позволяют создавать электронные алгоритмы пошаговой деятельности с указанием правильных и неправильных действий обучающихся, технологические карты с раскрытием содержания операций и т.д. Анализ результатов использования инновационных технологий в образовательном процессе показал, что реализуя в педагогической деятельности принципы и методы обучения в совокупности с применением компьютерных технологий обучения, удалось повысить уровень успеваемости обучающихся на 5–7%. Современные условия развития государства диктуют необходимость внедрение новых технологий обучения с учетом изменившихся требований к уровню подготовленности специалиста. Основными направлениями в этой области мы считаем: • создание научно-методической и информационной базы образовательного процесса с использованием инновационных технологий обучения; • системная комплексная интеграция новых информационных технологий в учебный процесс; • внедрение единых нормативно-технических требований к информационным технологиям обучения с использованием ЭВТ; • разработка и внедрение средств компьютерного обучения; • разработка и внедрение научно-методического и учебно-методического обеспечения применения инновационных технологий; • разработка научно-методической и технологической базы создания компьютерных курсов учебного назначения; • разработка технологий тиражирования, распространения и сопровождения программно-методических средств учебного назначения.
Литература 1. Тихомирова А.Н. Внедрение информационных технологий в процессы военного обучения. А.Н. Тихомирова. // Военная мысль. – 2009. – № 4. – С. 45–51. 2. Сайфетдинов Х.И., Выпаспяк В.И.. О состоянии и перспективах развития компьютерной формы оперативной подготовки. Х.И. Сайфетдинов, В.И. Выпаспяк // Военная мысль. – 2009. – № 7. – С. 34–44. 3. Терехов В.И.. Применение гибридных систем вычислительного интеллекта для выбора рационального варианта управленческого решения. В.И. Терехов // Военная мысль. – 2009. – № 10. – С. 29–34. 4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).