kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа на тему "Учим слова без депрессии через ассоциации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание достаточного словарного запаса - это важная часть овладения английским языком. Не зная слов невозможно понять речь говорящего и самому красиво разговаривать, невозможно читать и понимать тексты. 

А запоминание слов  на каждом уроке английского языка и дома мне и моим одноклассникам кажется бесконечной  и тщетной работой. Сколько новых слов задают нам на дом?! Как можно всех их запомнить?

 Актуальность моей работы очевидна. Изучив кучу литературы, я выявила несколько методов, но мне показался интересным метод запоминания слов через ассоциации. Но моя учительница сказала, что это  занимает много времени урока и его использование на уроке нецелесообразно.  Поэтому при написании этой работы я выдвинула следующую гипотезу: заучивание слов через ассоциации очень даже эффективно и без депрессии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему "Учим слова без депрессии через ассоциации" »



















Научно – исследовательская работа

по английскому языку

на тему:















УЧИМ СЛОВА

БЕЗ ДЕПРЕССИИ

ЧЕРЕЗ АССОЦИАЦИИ.











Автор: Мифтахова Н.,

ученица 8 класса

МОБУ Лицей с.Ургуш

Руководитель: Ахметова А.М.,

учитель английского языка

























Оглавление





I Введение ___________________________________________



II Основная часть _____________________________________

1. Три золотых правила запоминания слов___________________  

2. Девять методов запоминания слов ___________________  

3. Ассоциативный метод. ________________________


III Практическая часть. _________________________

  1. Анкетирование и социологический опрос. _______________

  2. Эксперимент. _____________________________________



IV Вывод ______________________________________________



V Список использованной литературы _____________________


























I.Введение


Создание достаточного словарного запаса - это важная часть овладения английским языком. Не зная слов невозможно понять речь говорящего и самому красиво разговаривать, невозможно читать и понимать тексты.

А запоминание слов на каждом уроке английского языка и дома мне и моим одноклассникам кажется бесконечной и тщетной работой. Сколько новых слов задают нам на дом?! Как можно всех их запомнить?

Актуальность моей работы очевидна. Изучив кучу литературы, я выявила несколько методов, но мне показался интересным метод запоминания слов через ассоциации. Но моя учительница сказала, что это занимает много времени урока и его использование на уроке нецелесообразно. Поэтому при написании этой работы я выдвинула следующую гипотезу: заучивание слов через ассоциации очень даже эффективно и без депрессии.

Цель моего исследования – изучить методы быстрого запоминания английских слов и доказать, что ассоциативное запоминание слов является самым эффективным и недепрессивным среди всех остальных. Цель работы определила следующие задачи: изучить теоретический материал по теме, провести анкетирование и опрос учащихся 7-8 класса, проанализировать, систематизировать и обобщить полученные данные. В качестве обьекта исследования послужили учащиеся 7-8 классов и лексические единицы из УМК «Happy English.ru» К.Кауфман.

Предмет исследования - метод ассоциативного запоминания. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: поиск информации в сети Интернет, анкетирование учащихся и эксперимент.


II.Основная часть

В прошлом учебном году я начала изучать литературу по данной теме и в ходе исследования я нашла 3 золотых правила запоминания  английских слов Инны Ковылиной [1]

  1. Три золотых правила запоминания слов


1. Объедините слова английского языка  в темы, например: "Люди", "Дом", "Работа", "Путешествие", "Деньги", "Еда" и др. Очень хорошо объединять тематические слова с тематическими фразами.

2. Объедините английские слова в другие смысловые группы, например: "Глаголы движения",

"Полезные глаголы", "Синонимы",  "Синонимы и антонимы",  группа "Нужные прилагательные".

3. Всегда учите английские слова в ассоциациях, а не как отдельные слова. Связи между словами

английского языка во фразах помогут вам вспомнить нужное слово. Хорошие словари обычно

дают примеры, как употребляются английские слова, используйте эти примеры как ваши

ассоциации.

В ходе изучения методической литературы мною были выявлены 9 методов запоминания иностранных слов [2]


2. Девять методов запоминания слов.

Традиционный. Вы составляете список слов, записываете их столбиком слева, а с правой стороны записываете их основное значение. Затем при помощи значительного умственного усилия Вы даете себе установку на запоминание. Затем внимательно перечитываете построчно список, стараясь запомнить слова. Затем закрываете правую половину списка и вспоминаете значение слов. Затем наоборот - левая половина закрывается, и Вы восстанавливаете в памяти образ и звучание английского слова. Повторять слова таким способом нужно многократно в течение нескольких дней с определенными интервалами времени. (Пока я только описывала этот способ, у меня уже разболелась голова. Это и есть та самая зубрежка, которой мы с Вами, Уважаемые Читатели, так стремимся избегать).

Карточки. Будет лучше, если карточки будут с картинками, т.е. с изображением значения запоминаемого слова. С одной стороны английское слово, его изображение и транскрипция, с другой - только перевод. Сейчас такие карточки продаются в книжных магазинах. Можно сделать процесс запоминания очень увлекательным, если превратить его в игру для нескольких человек (например со своими детьми) по принципу лото. Кто первый правильно назвал слово, получает карточку в свой арсенал. Игра проводится с одной группой карточек несколько раз - показывается то одна, то другая сторона.

Ассоциативный. Например, Вы хотите запомнить слово "resent" (обижаться, сердиться). Выбираете произвольно похожее по звучанию русское слово - к примеру, "резинка" и выстраиваете ассоциацию: человек, который обижен или сердится, как бы натягивает "резинку отношений". Если отпустит - свой конец, тому, кто держит другой будет очень больно. Представляйте себе весь процесс как можно более образно - обиженный или сердящийся человек натягивает "resent", представьте как Вам будет больно, почувствуйте это. Слово, как по волшебству, запомнится очень быстро. Ассоциации могут быть и комичными. Например слово "брюки" - "trousers" выглядит по-русски почти как трусы. Представив себе однократно, как люди по улице ходят в "trousers" , Вы наверняка с лету запомните это слово.

Визуализация. Запоминая английское слово, Вы соотносите его не с его русским переводом, а с его образом, с мысленной картинкой. Такой способ хорош для запоминания однозначно переводящихся слов с одним конкретным значением. Например, запоминая слово "curtains" (занавески), Вы повторяете "curtains" и мысленно представляете себе занавески. При чем будет лучше, если это будут не просто какие-то занавески, эмоционально значимые для Вас - те, которые висели в Вашей детской и тем Вам милы; те, которые Вы видели у соседки и мечтаете приобрести; и т.п.

Бирки. Ко всем возможным предметам Вы прикрепляете бумажки со словами, обозначающими их на изучаемом языке. Встречаясь часто глазами с этими предметами и соответственно с их значениями Вы довольно быстро их запоминаете. Если Вы обучаете ребенка, сначала нужно достаточно хорошо закрепить в его памяти звучание слова, а "бирки" использовать только для закрепления.

Запоминание в контексте. Запоминаемые слова нужно включить в фразу, главное, чтобы грамматически она была составлена верно. Например, одна наша студентка составила для своего сынишки стишок: 
- Good morning, Peter! 
- Good morning, mum! 
- What you'll have eaten? 
- An egg, some ham, 
Some bread and butter, and some jam. 
All that I'll have at breakfast, mum! 
Ребенок предложил пропеть этот незатейливый стишок и очень быстро его запомнил. 
Этот способ хорош тем, что он не только помогает запомнить слова, но и выстраивать грамматический строй речи (например, предлоги хорошо запоминаются), а также развивает языковые способности, поскольку это уже творчество.

Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы. Хорошо также тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его. I am striking a match - я зажигаю спичку (сейчас, в этот момент).

Пассивное восприятие слов. Запишите на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который Вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для Вас момент времени. Этот способ хорош тем, что его можно совмещать с обыденными делами, т.е. прослушивать запись, когда чистишь картошку или едешь в транспорте. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся.

Чтение. Читать надо активно. Именно при чтении незаметно происходит наша встреча, столкновение с правильными формами, повторяющимися как можно больше, бесчисленное количество раз до тех пор, пока не усваиваются нами автоматически. Так называемые "ситуативные элементы" языка заключены в подтексте художественного повествования и вместе с подтекстом незаметно вкрадываются в память. И по ассоциации всплывают вновь, когда мы попадаем в ситуацию, сходную с той, которую мы встречаем в книге. Преимущество "ситуативных" текстов заключается в том, что они дают, как правило, самые нужные слова и грамматические модели. Недостаток - в том, что усваивать их самостоятельно труднее.

И в правилах и в методах мне показался интересным метод запоминания слов через ассоциации. Но моя учительница сказала, что он занимает много времени урока и его использование на уроке нецелесообразно. Но я решила опровергнуть мнение учительницы и доказать, что ассоциативное запоминание слов является самым эффективным среди всех остальных и изучать литературу про этот метод.


3. Ассоциативный метод.

Запоминание слов английского языка эффективно только тогда, когда все виды памяти работают вместе:

-внимательно рассмотрите новое английское слово - работает ваша зрительная память

- прослушайте, как его произносит диктор - работает слуховая память,

- произнесите английское слово вслух - работает артикуляционная память,

- напишите его - работает двигательная память.

 Основа, предлагаемого здесь метода, заключается в привязке звучания английских слов к конкретной фантазийной ситуации, как правило неестественной и так называемой "шоковой", именно она позволит нам запомнить английские слова  быстро и без особого напряжения. Это метод учёные называют методом мнемотехники или ассоциативным.

Суть метода заключается в том, что к определенному английскому слову нужно подобрать звуковую ассоциацию на русском языке. После этого необходимо придумать фразу, стишок, сценку или историю с правильной ассоциацией и грамотным переводом. Все, что остается ученику, - это запомнить историю. Последующие 2-3 дня фраза повторяется несколько раз в день. Вспоминается фраза по цепочке: «иностранное слово – звуковой ассоциативный ряд – текст (история) – перевод на русский язык».

Специалисты утверждают, что после четырех дней повторения определенной фразы, слово запоминается, а надобность в цепочке отпадает. С этого момента в долговой памяти человека остается только сокращенная цепочка - «иностранное слово – перевод». До этого момента в долговой памяти будет только выдуманная история. Например: book- книга (букварь тоже книга)

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное - не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка» [7]

Ассоциативная память помогает помнить, как английские слова употребляются во фразах и в предложениях. Чтобы развить ассоциативную память, всегда изучайте новые английские слова вместе с изучением их значений и употребления в типичных фразах.

Чтобы метод сработал, ассоциации должны быть:
• по созвучию с неким русским словом, или хотя бы по внешнему буквенному сходству (как в нашем примере) – только тогда помните о правильном произношении! (Галлибл, не гуллибл);

• логичными (гуля – голубь – доверчивая птица – доверчивость);

• но при этом – смешными, забавными или нестандартными – чем ярче и эмоциональнее ассоциация, тем легче запоминается;

• и желательно — динамичными (когда картинка движется) – например, представьте голубя, доверчиво клюющего крошки с руки. По результатам исследований, движущиеся сюжетные картинки запоминаются легче.

Существуют даже специальные мнемонические словари, например: Мнемословарь Герасима Ашваряна. Специалисты пишут, что учить английские слова при помощи этого метода и таких словарей детям куда проще, нежели зубрить новые иностранные слова. Особенно это интересно учащимся, если пример ассоциации удачно и интересно подобран.



III. Практическая часть.

Часть 1. Анкетирование и социологический опрос.

В ходе констатирующего этапа исследования я попыталась посредством анкетирования и опроса 29 учащихся 7-8 классов МОБУ Лицей с.Ургуш выяснить их отношение к объекту исследования. Вначале им было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1), разработанной мной и учителем на основе изученной литературы. Для удобства изложения и последующего анализа результаты анкетирования представлены на рисунках.

Обратимся теперь к анализу полученных результатов по анкете, направленной на выявление отношения учащихся к английскому языку, определение их осведомленности о сущности метода запоминания английских слов через ассоциации.

Рис. 1. Нравится ли вам изучать английский язык?

На этот вопрос часть учащихся не смогли однозначно ответить. В то же время подавляющему большинству нравится изучать английский язык.

Рис. 2. Каждый ли ученик должен изучать английский язык?

Подавляющее большинство учеников выступают за изучение английского языка, так как он пригодится в вузе, при общении с иностранцами, при работе с компьютером

Рис. 3. Легко ли вам дается английский язык?

Среди тех, кому нравится изучать английский, есть и такие, которым он тяжело дается, и они его не понимают.

Рис. 4. В чём трудность изучения английского языка? Подавляющее большинство ответили, что надо учить много слов.

Рис. 5. Какой метод запоминания слов на уроке вам больше нравится? По карточкам ответили все 84% опрошенных.

Рис. 6. Как вы учите слова дома? Закрываем учебник, повторяем, кто-то проверяет – ответили 47 %, а 40 % рифмуют с русскими словами.

Рис. 7. Знаете ли вы про метод запоминания слов через ассоциации? Не знают 96 %.

Часть 2. Эксперимент.

В день самоуправления я вела уроки английского языка в 7 - 8 классах и провела эксперимент с применением метода запоминания слов уроков по теме «Мы идём в поход» в 7 классе и «Из скольких палат состоит парламент Британии?» в 8 классе по УМК «Happy English.ru» К.Кауфман, М.Кауфман (Приложение 2). Вначале я им показала пример на слове have –иметь любовь к хэви метал, if – если это не миф. А затем они сами начали фантазировать и очень увлеклись этим занятием. Но к слову aprove не смогли найти ассоциацию и его запомнили немногие. В конце урока я провела тест на проверку качества запоминания слов и результат показал, что подавляющее большинство учащихся справились этим делом. На следующем уроке учительница сама проверила слова и результат был ошеломляющий (Рис 8 и 9). После проведения эксперимента мной был составлен словарь мнемонических слов, придуманных самими учащимися (Приложение 3).

Я заново провела анкетирование( Приложение 4).

Рис. 10. Понравился ли вам метод ассоциаций? 87% учащимся понравился.

Рис. 11. Использовали ли вы его раньше? Если в первый раз все ответили нет, из-за того , что не знали название, то сейчас 71% использовали.

Рис. 12. Почему вам он нравится? Интересный -47, лёгкий – 44.

Проведя эксперимент, выяснилось, что слова заученные методом построения образной картинки по созвучию с русским словом сохраняются в долговременной памяти раз и навсегда, чем по карточкам. Но чтобы метод сработал, ассоциации должны быть правильно запомнены и созвучны с неким русским словом, логичными, забавными и динамичными.

IV Вывод

Делая вывод, хочу сказать, что для учителя требуется много времени и огромная подготовка при использовании данного метода и ученики школ не знакомы с данным методом заучивания на уроке, но автоматически применяют их дома. Я считаю, что именно ассоциативным методом процесс заучивания слов перестаёт быть зубрежкой. Пока другие переворачивают свои карточки – вы выучиваете десятки слов, запоминая их с первого раза. Использование этих приемов на уроках английского языка обеспечивает поддержание интереса к изучаемой теме, будит творческое воображение учащихся и способствует лучшему запоминанию усваиваемого материала и в конечном итоге развивает память учеников.

Литература:

http://dld.bz/qn6N.

http://en101-english.livejournal.com/

http://english99.ru/how-to-learn-english-words/

http://englishgu.ru/angliyskie-kartochki/

http://oneyear.ru/2009/01/02/mnemo2/

http://www.yugzone.ru/articles/secrets_english_words.htm

http://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php



















































Приложение 1.

Анкета

  1. Нравится ли вам изучать английский язык?

а) да б) нет с) не знаю

2. Каждый ли ученик должен изучать английский язык? Если «да» то почему?

а) да б) нет с) мне всё равно

3. Легко ли вам дается английский язык? Почему?

а) да б) нет

4. В чём трудность изучения английского языка?

а) надо учить много слов

б) не понимаю грамматику

с) свой вариант ответа

5. Какой метод запоминания слов на уроке вам больше нравится?

а) по карточкам

б) по контексту

с) запись на доске

д) по ассоциации

6. Как вы учите слова дома?

а) закрываете учебник и повторяете

б) шутя придумываете русские рифмовки

с) свой вариант ответа

д) вообще не учу

7. Знаете ли вы про метод запоминания слов через ассоциации?

а) да б) нет


Приложение 2.

7 класс

disgusting - отвратительный

heavy- тяжёлый

to pick up - собирать

to go camping – идти в поход

adventure - приключение

wood- хворост

campfire - костёр

bear - медведь

hard - жесткий

to snore - храпеть

burnt - подгоревший

source – исток. Источник


8 класс

to tease – дразнить

to elect – выбирать

to vote – голосовать

to approve – одобрять

to inherit – наследовать

to represent – представлять

peer – пэр

personal achievement – личное достижение

state – государство

common – простой, обыкновенный

to consist – состоять из

at least – по меньшей мере

to be called - называться


Приложение 3.

7 класс

disgusting – отвратительный (ДИЗГАСТИН отвратительное слово )

heavy- тяжёлый (ХЭВИ метал – тяжёлый металл)

to pick up – собирать (собирать ПИКАП не очень легко)

to go camping – идти в поход (мы идём в поход в ГОУ КЕМПИНГ)

adventure – приключение (ЭДВЕНТЭ это настоящее приключение)

wood- хворост ( поедем собирать хворост вГолиВУД)

campfire – костёр (мы любим ходить в поход и разводить костёр КЭМПФАЙЭ)

bear – медведь (баран БЕ Экает медведю)

hard – жесткий (джихХАД это жёсткая борьба)

to snore – храпеть (Папа спит крепким СНОм и храпит)

burnt – подгоревший (не пейте БЁНт подгоревший энергетик)

source – исток, источник (СОС источник помощи)


8 класс

to tease – дразнить (дети дразнятся очень ТИЗ( по-татарски «быстро»)

to elect – выбирать (ИЛЭКТивные предметы мы можем выбирать)

to vote – голосовать (клёВО Утка голосует)

to approve – одобрять (нет ассоциации)

to inherit – наследовать (актёр ИН ХЭРИТ наследует миллион евро)

to represent – представлять (РИПРЕЗЕНТация представляет слайд шоу)

peer – пэр (ПИ Это частица, которую изучает пэр)

personal achievement – личное достижение (ПЁС ЕНЕЛ ЭЧИВМЕНТ имеет личные достижения)

state – государство (из каких чаСТЕЙ То состоит государство)

common – простой, обыкновенный (КОМЭН простой мужчина по имени Ко)

to consist – состоять из (КЭН СИСТема состоит из непонятно чего)

at least – по меньшей мере (ЭТот ЛИСТ по меньшей мере стоит заполнить)

to be called – называться (ТУ БИ КОЛД называется новый риниколд)


Приложение 4.

1.Понравился ли вам метод ассоциаций?

а) да б) нет с) мне всё равно

2. Использовали ли вы его раньше?

а) да, но я не знал, что он так называется

б) нет

3. Почему вам он понравился?


Рис. 1.






Рис. 2.


Рис. 3


Рис.4.


Рис. 5.



Рис. 6.



Рис. 7.



Рис. 8. Качество запоминания слов в 7 классе



Рис. 9. Качество запоминания слов в 8 классе



Рис. 10.



Рис. 11.



Рис. 12.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Научно-исследовательская работа на тему "Учим слова без депрессии через ассоциации"

Автор: Ахметова Анна Михайловна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства