kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья «Особенности обучения деловому иностранному языку на фоне новых тенденций в системе профессионального образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья «Особенности обучения деловому иностранному языку на фоне новых тенденций в системе профессионального образования»

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья «Особенности обучения деловому иностранному языку на фоне новых тенденций в системе профессионального образования»»

Научная статья «Особенности обучения деловому иностранному языку на фоне новых тенденций в системе профессионального образования»

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

Федеральный образовательный стандарт СПО по дисциплине Иностранный язык (ФГОС) предусматривает профессиональную направленность обучения студентов языку. В рамках данной статьи рассмотрим реализацию этого требования на примере специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. ФГОС на изучение Иностранного языка выделяет 168 часов аудиторных занятий и требует от обучающихся уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. Студенты должны знать: лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности.

Исходя из этих требований, при обучении иностранному языку в ГБПОУ «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта» осуществляется профессиональная направленность содержания учебной дисциплины для активного его применения, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Для обучения деловому иностранному языку активно используется деятельностный подход, в рамках которого осуществляется моделирование реальных ситуаций профессионального общения. Учебные занятия приближаются к условиям профессиональной деятельности будущих специалистов, воссоздаются реальные профессиональные производственные и межличностные ситуации. Таким образом, студенты получают практические навыки решения ряда производственных задач и формируют умения профессионального общения на иностранном языке.

Основным фактором успешного обучения деловому иностранному языку является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в профессиональной области. У студентов не только прививается интерес к изучению делового английского языка, но он преподносится как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция с такими специальными дисциплинами, как: Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, Участие в конструкторско-технологической деятельности и др.

Учитывая особенности обучения иностранному языку на современном этапе, на первое место ставим коммуникативность. Поэтому при планировании занятия мы стараемся учитывать:

1. Практическую направленность урока. На уроке  учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство делового общения.

2. Атмосферу общения.  Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению успешно осуществляется только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

3. Единство целей. Урок делового иностранного языка решает целый комплекс целей одновременно.  На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, мы намечаем определенный путь достижения цели, а также конкретизируем уровень или качество формируемого навыка и умения.

4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.

5. Последовательность упражнений. При работе с упражнениями, они располагаются таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планируетсяурок от простого к более сложному.

6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст выступает как средство обучения говорению. Также следует отметить, что на уроке делового иностранного языка речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.


Этапы конструирования урока в рамках ФГОС

1. Определение темы учебного материала

2. Тип дидактической цели темы

3. Тип дидактической цели урока

4. Определение типа урока

  • изучения и первичного закрепления новых знаний

  • закрепления новых знаний

  • комплексного применения ЗУН

  • обобщения и систематизации знаний

  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

5. Продумывание структуры урока

6. Обеспеченность урока

7. Отбор содержания учебного материала

8. Выбор методов обучения

9. Выбор форм организации педагогической деятельности

10. Оценка ЗУН

11. Рефлексия урока

Остановимся на примере изучения лексики по теме «Brakes» (Тормоза). Студенты изучают эту тему на МДК Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава. При этом в колледже имеется тренажер, который моделирует работу устройства.

В ходе работы с текстом «Тормоза» студенты знакомятся со специально отобранной профессионально-ориентированной лексикой для общения:

brake – томоз, тормозное устройство

locomotive brake – локомотивный тормоз

train brake - поездной тормоз

automatic air brake – автоматический пневматический тормоз

to apply the brakes- включить тормоз

to test – проверка, испытание, проба, проверять, испытывать.

Студенты также овладевают активной грамматикой, техникой перевода профессиональных текстов со специализированными словарями.

При организации иноязычного общения в рамках данной темы следует опирается на имеющиеся у студентов знания по специальности. В этом случае изучаемый материал интересен студентам, так как он непосредственно связан с их будущей профессией. Студенты овладевают специальной терминологией на иностранном языке, читают и переводят профессиональные тексты, составляют диалоги по темам программы, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам.

Одним из видов итогового контроля результатов изучения данных тем является проект в форме электронной презентации на английском языке с использованием программы Power Point.

В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу:

– поиск информации: студенты изучают специализированную учебную литературу, профессиональные газеты и журналы, дисковые носители, работают в Интернете, консультируются с преподавателями специальных дисциплин.

– перевод найденного материала на английский язык с использованием всех имеющихся знаний лексики и грамматики.

– подбор наглядного материала, картинок, фотографий, схем.

– выполнение электронной презентации, с использований программы Power Point.

– защита своей презентации. Студенты демонстрируют уровень профессионального владения английским языком, произношением, интонацией, показывают умения ориентирования в фактическом материале.

Студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление. Все это способствует формированию основных и профессиональных компетенций будущих специалистов, их профессиональной мобильности, повышает познавательный интерес к специальности железнодорожника.

Реальная профессиональная направленность содержания дисциплины Иностранный язык, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савченко Ольга Ивановна

Дата: 22.08.2019

Номер свидетельства: 518126

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства