kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная работа на тему: "Образ Шерлока Холмса через призму культур и времен".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка темы для участия в научном обществе учахся по английскому языку.Данная работа имеет второе призовое место по району.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная работа на тему: "Образ Шерлока Холмса через призму культур и времен".»

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №126 с углубленным изучением английского языка»
Научное общество учащихся











Образ Шерлока Холмса через призму культур и времен






Выполнила:
Фомичёва Виктория, ученица 9 б класса
Научный руководитель:
Сошинская Елена Евгеньевна,
учитель английского языка





Н. Новгород
2016


Содержание.

Стр.


Введение 3

ГЛАВА 1……………………………………………… 5
ГЛАВА 2……………………………………………… 10
2.1.……………………………………………
2.2.……………………………………………

ГЛАВА 3………………………………………………
3.1
3.2
3.3
ГЛАВА 4


Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложения

















Введение


Образ Шерлока Холмса, созданный в XIX-XX веках Артуром Конан
Дойлем, является одним из самых узнаваемых и не теряет своей актуальности и по сей день. Слава этого знаменитого литературного героя вышла далеко за пределы Великобритании еще при жизни писателя, и в настоящее время до сих пор популярна по всему миру. Даже не будучи знакомым ни с одной из историй о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне, можно заметить, что большинству людей известно имя этого героя, которое прочно ассоциируется со словом «детектив». А людям, которые уже ознакомились с великими произведениями Артура Конан Дойла, каждое новое прочтение повестей и рассказов о приключениях Холмса приносит столько же эмоций, сколько и первая встреча с сыщиком и его спутником, и всегда появляются новые моменты, которые, кажется, были пропущены в предыдущие разы. Произведения о Шерлоке переведены практически на все языки мира. Однако легкоузнаваемый облик сыщика появляется в нашей жизни не только в книгах, а еще и в фильмах, постановках, сериалах, спектаклях, настольных играх, на марках и многом другом. Даже станция лондонского метро «Бейкер-стрит» широко известна изображениями Холмса на ее стенах.

Шерлок Холмс внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый экранизируемый персонаж мировой литературы, что еще раз определяет библиографию Шерлока Холмса как признанную классику детективного жанра и делает этого культового литературного героя бессмертным. Бесспорно, каждый читатель видит литературного героя по-своему, так же, как и по-разному его воспринимают в разных странах в разные периоды времени.
Цель работы – провести сравнительную характеристику представлений о Шерлоке Холмсе в России и в Великобритании, выяснить единый образ с неизменными, характерными особенностями.


Задачи:

  1. Изучить Шерлока Холмса как литературного героя повестей Артура Конан Дойла


  2. Рассмотреть образ Шерлока Холмса с точки зрения различных экранизаций России, Великобритании, Америки.



  1. Выделить сходства во внешности и характере различных представлений Холмса, которые являются сутью образа.



  1. Выяснить, какие отличительные черты приобретает герой в разные эпохи в разных странах.



















Глава 1
Рождение Шерлока Холмса и история его создания Артуром Конан Дойлем

Создателем известнейшего классического персонажа детективной литературы является английский писатель Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл, родившийся 22 мая 1859 года в Эдинбурге, в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. Его отцом был Артура Чарльз Алтамонт Дойл, матерью - Мэри Фоули. Чарльз Дойл, архитектор и художник, был натурой творческой, но совершенно непрактичной, умер он в инвалидном доме, когда дети еще не подросли. С матерью у Дойла отношения всегда были теплыми. Мэри Фоули играла большую роль в его жизни, о чем говорит хотя бы их сердечная переписка: сохранилось около полутора тысяч писем Конан Дойла к «матушке».
С 1869 по 1876 год Артур учился. В течение семи лет он обучался в школе-интернате иезуитов в Англии в Ходдере, а затем в иезуитском колледже Стонихерст в графстве Ланкашир. Рассказчик «заговорил» в Артуре еще со школьных лет. Прочитанное в раннем детстве, рассказы матери, собственное воображение – все это просилось наружу, и тогда Конан Дойл решил начать заниматься устными повествованиями. Утверждают, что во время обучения в колледже у Артура самым нелюбимым предметом была математика, а также ему изрядно доставалось от соучеников — братьев Мориарти. Эти воспоминания Конан Дойла отразил в появлении в рассказе «Последнее дело Холмса» образа «гения преступного мира» — профессора Мориарти, отличавшегося глубокими познаниями в математике. Сразу после окончания колледжа, Конан Дойл отправился учиться в Австрию, городок Фелдкирх, что находится неподалеку от Швейцарии. В школе, где продолжает получать образование Артур, проходили обучение юноши из семей немецких католиков, и среди них оказалось всего около двадцати англичан и ирландцев, среди которых был и Артур. Дойл решился попробовать свои силы на литературном поприще, будучи уже студентом на медицинском факультете Эдинбургского университета, куда он поступил в 1876. Его первый рассказ «Тайна Сэсасской долины», созданный под влиянием Эдгара Аллана По и Брета Гарта, был опубликован университетским журналом. Будучи студентом, он также увлекался спортом: был страстным футболистом, любил конькобежный и лыжный спорт. Получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой. В качестве врача на китобойном судне он плавал по Ледовитому океану, был в западной Африке. Конан Дойл был военным корреспондентом во время египетского похода, принимал участие в англо-бурской войне, как госпитальный врач и как публицист. После возвращения из Африки Конан Дойл стал жить в Лондоне, занимаясь частной врачебной практикой, а затем — литературной деятельностью. В 1884 году он издал роман «Торговый дом Гердлстон», который не вызвал особого интереса читателей. В 1885 году он женился на Луизе Хокинс и окончательно решил заняться литературой. Но именно на этапе путешествий у автора зародилась мысль создать на страницах своих произведений детектива, который использовал бы естественнонаучные данные, приобретенные самим Дойлом в университете и в ходе врачебной практики, а также некоторые навыки, полученные им от профессора Джозефа Белла. Принято считать, что именно Белл был прототипом героя Дойла: очень высокий и необычайно худой человек с орлиным носом, квадратным подбородком и пронизывающим, изучающим взглядом серых глаз. Приглашая в аудиторию очередного пациента, Белл первым делом интересовался у студентов, кто может определить, что это за человек, откуда он прибыл, род его занятий и причину заболевания, не расспрашивая самого пациента. Однажды на лекцию явился человек в шляпе с явными признаками лихорадки. Белл пояснил студентам, что поскольку человек забыл снять шляпу, то, скорее всего, он отвык от цивилизованных манер, значит, в последнее время он служил в армии, где принято оставаться в головном уборе для отдания чести. А поскольку у него признаки лихорадки, характерной для Вест-Индии, то прибыл, судя по всему, этот человек из Барбадоса. Таким образом, доктор Джозеф Белл был для Дойла мастером наблюдательности, проницательности, логики, системного мышления. Шерлок Холмс, по мнению многих, «списан» с профессора Белла, однако по словам Адриана Конан Дойла, сына писателя, это мнение неверно. Без сомнения, у них есть определенные сходства, но Андриан подкрепляет свою точку зрения словами своего отца: «Если и был Шерлок Холмс, так это я сам». При этом Холмс якобы заимствует безудержную энергию от студента Эдинбургского университета Джорджа Бадда, некоторые особенности и привычки копирует с профессора анатомии Уильяма Резерфорда, а свою манеру переодеваться и накладывать грим перенимает от манчестерского сыщика Джерома Каминада. Таким образом, можно сделать вывод, что Шерлок Холмс – не реальный человек, перемещенный Дойлем на страницы книг, а вымышленный литературный персонаж, собирательный образ, созданный, безусловно, не без влияния некоторых личностей в жизни автора.

Но то, что Шерлок Холмс пользуется научными методами раскрытия преступлений, не стоит приписывать только к знаниям, которые сам Дойл получил в университете. Как раз во время написания произведений о Холмсе складывалась криминалистика как наука, причем Конан Дойл опередил в этом отношении криминалистов-профессионалов. Он собирал газетные вырезки о преступлениях, отчёты о судебных процессах, которые помогали ему писать многочисленные детективные повести. Читая и докапываясь до разгадки, он и сам начал с удивлением обнаруживать в себе черты настоящего детектива. Словом, нашел в себе все данные, чтобы и самому стать выдающимся сыщиком. Он обладал энциклопедическими познаниями, у него был зоркий взгляд, схватывающий мельчайшие детали, способность увязать причину со следствием и восстановить прошлое по-настоящему. Чем больше Конан Дойл писал о Холмсе, тем больше развивались его собственные способности к дедукции и тем сильнее становилось его влияние на область криминалистики и розыска, которые в то время были развиты довольно слабо. Неудивительно, что позже люди начинали отправлять записки с просьбой о помощи в некоторых жизненных обстоятельствах и предполагаемых преступлениях по началу Шерлоку Холмсу, а потом и самому Дойлу.

Однако в основу повестей о Шерлоке Холмсе легли не только вымышленные приключения, но и опыт, полученный в случаях раскрытия преступлений самим автором:

Утром 1903 года на поле в окрестностях Бирмингема был обнаружен пони с огромной резаной раной на брюхе. Полиция, не раздумывая, арестовала предполагаемого виновника - Джорджа Эдалджи, сына местного викария. При обыске у него в качестве улик взяли футляр с бритвами, пару сапог, брюки, испачканные свежей грязью, и старую домашнюю куртку, всю в пятнах. На куртке обнаружили конские волосы, а два пятнышка на рукаве оказались следами крови животного. Следы на месте преступления, по мнению полиции, были оставлены сапогами Эдалджи. Следы измеряли палочками и соломинками, хотя, когда их мерили, земля вокруг была уже затоптана чужими следами. Когда обвиняемого везли в суд, толпа напала на полицейскую карету и чуть не растерзала его. Оказалось, что к семье обвиняемого все жители уже давно относились неодобрительно. Уже несколько лет вокруг семьи пастора создавалась неприязненная атмосфера. Когда в округе начали повторяться убийства животных, в полицию стали поступать анонимные письма, автор которых угрожал, что вслед за пони наступит черёд самих жителей. Джорджа Эдалджи судили и приговорили к семи годам каторжных работ. Но вдруг через три года Эдалджи освободили - без всяких объяснений и без восстановления прав. 11 января 1907 года в газете появилась статья Конан Дойла, где он обвинял полицию в расизме и подтасовке фактов. Оказалось, что Дойл получил письмо от Джорджа, который после его освобождения решил обратиться к Дойлу точно так же, как десятки людей поднимались по ступеням дома на Бейкер-стрит, чтобы просить помощи у Шерлока Холмса. Конан Дойл самостоятельно изучил дело и пришел к выводу о невиновности Джорджа Эдалджи, так как, например, приписываемое Эдалджи авторство анонимных писем не было подтверждено даже простым сравнением почерков. Огромной заслугой Конан Дойла было и то, что после многочисленных дел в Англии наконец создали кассационный суд.

Прочитывая рассказы о Шерлоке Холмсе и параллельно изучая события жизни Конан Дойла, можно убедиться в глубоком сходстве между автором и его героем. Конан Дойл наделил Шерлока Холмса главной чертой своего же характера − бескорыстным стремлением восстанавливать справедливость.

В общей сложности сумма произведений о Шерлоке Холмсе составляет 56 рассказов и 4 повести. Конан Дойл писал основный цикл произведений о Шерлоке Холмсе с 1886 по 1917 годы, и их действие происходит примерно с 1874 по 1914 годы. Но сам писатель считал, что главным в его творчестве являются исторические романы, такие как «Сэр Найджел» (1906) и «Михей Кларк» (1888). К тому же стоит упомянуть, что Конан Дойл добился значительного успеха и в области научно-фантастического жанра. Его перу принадлежат романы «Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913) и «Открытие Рафлза Хоу» (1891), фантастическая повесть «Маракотова бездна» (1927) и множество не менее интересных произведений. Артур Конан Дойл принадлежал к литературному поколению Бернарда Шоу, Оскара

Уайльда, Редьярда Киплинга и несколько огорчался тем, что как бы не попадал в круг серьезных писателей, поскольку прославившие его рассказы о Шерлоке Холмсе считались развлекательным чтением.
Однако рассказы и повести о Шерлоке Холмсе сыграли большую роль для развития детективной литературы, заинтересовав этим жанром большое количество читателей. Детективная литература − вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящён раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов.1 Само название литературы происходит от английского слова «детектив», что значит − сыщик.
Повесть «Этюд в багровых тонах» («A Study in Scarlet», первоначальное название – «Запутанный клубок» («The Tangled Skein»), в которой впервые появляется Шерлок Холмс, доктор Дойл начал писать в марте 1886-го. Он написал ее за полтора месяца и ясно понимал, что его вещь хороша, хотя и считал ее «легким чтивом», но первый издатель, к которому обратился Конан Дойл с повестью «Этюд в багровых тонах», назвал ее «бульварной дешевкой». Вышла в печать она лишь 1 декабря 1887 в составе ежегодного рождественского альманаха, где были собраны небольшие произведения «дешевой литературы». Критика его не заметила, но тираж разошелся, и в начале 1888 «Этюд в багровых тонах» стал выпускаться отдельной книгой, через некоторое время заработав себе огромный успех. Первый рассказ из серии приключений Холмса, «Скандал в Богемии», появился в июле 1891 года в журнале «Strand Magasin», на страницах которого детектив впоследствии прочно укрепился. Литературная карьера Артура Конан Дойла пусть не разом, но постепенно пошла в гору. На момент написания «Собаки Баскервилей» в 1900 году Артур Конан Дойл был самым оплачиваемым в мировой литературе автором. О Холмсе было написано четыре романа: «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырёх» (1890), «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» — и пять сборников рассказов: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917), «Архив Шерлока Холмса» (1927). Не разделяя любви читателей к повестям о Шерлоке Холмсе, так как тот затмил собой все остальные его произведения, Дойл решил прекратить историю сыщика, устранив персонажа в схватке с профессором Мориарти в повести «Последнее дело Холмса», которая должна была стать последней в серии. На последней странице рассказа Шерлок Холмс погибал, упав со скалы вместе с профессором Мориарти. Читатели протестовали против такого завершения, таким финалом оказалась возмущена даже королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии Виктория. «Архив Шерлока Холмса» — последний сборник детективных рассказов о Шерлоке Холмсе, выпущенный в печать в 1927 году и включавший рассказы, опубликованные в 1921-1927 гг. Артур Конан Дойл писал: «Боюсь, что м-р Шерлок Холмс, подобно иным знаменитым певцам, пережившим свое время, но не желающим покидать сцену, беспрестанно устраивает «последние» выступления. Пора с этим покончить, он должен уйти. Итак, читатель, скажем: прощай, Шерлок Холмс!». Таким образом, мистер Холмс отошёл от дел и поселился на маленькой ферме в Суссексе, чтоб предаться любимому занятию — разведению пчёл.
Судьба же самого Дойла сложилась иначе. В 1900 году Конан Дойл в качестве хирурга военно-полевого госпиталя вернулся к медицинской практике на англо-бурскую войну, а затем выпустил в 1902 году книгу «Англо-Бурская война». Возрастающая авторская слава и рождение детей осложнялись тяжелой болезнью самого писателя, туберкулезом жены Луизы, которая умерла 4 июля 1906 года. После этого в1907 году он женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен еще с 1897 года. В 1930 году, вспоминая свою жизнь, Дойл нарисовал эту карикатуру на самого себя. Рисуя карикатуру, на которой он изобразил "старым уставшим конём", которого осматривают трое врачей, он почувствовал, что может выздороветь и продолжить свою деятельность.



























Глава 2

Личность Шерлока Холмса на страницах произведений Артура

Конан Дойла


Если отбросить все стереотипы об образе великого детектива, как, например, охотничья шапка, привитые нам многочисленными экранизациями и иллюстрациями книг, мы получим ту личность Холмса, которую заложил сам автор в своих сборниках. От лица неизменного спутника Уотсона Дойл описывает Шерлока в первую очередь как человека с холодным, точным и уравновешенным умом.

Во время создания образа противоречий возникало достаточно много. Даже имя сыщику тоже было дано не сразу: сначала, в черновиках, Холмса звали Шеррингфордом, потом он сменил английское имя на ирландское - Шерлок. Фамилия, по некоторым данным, скорее всего дана герою в честь американца Оливера Уэнделла Холмса-старшего.


2.1 Внешность в книге и иллюстрациях.
«Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.» 2 - именно таким является первое описание Холмса от лица Уотсона в повести «Этюд в багровых тонах». Образ Холмса в то время еще не сложился. А позже встречаются следующие строки: «Он захлопал в ладоши, сияя от радости, как ребенок, получивший новую игрушку»3, которые подробнее раскрывают Шерлока Холмса как человека импульсивного и эмоционального. Уже во второй главе «Этюда в багровых тонах», где впервые будет нарисован портрет Холмса, он повзрослеет: «Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с предметами, - я не раз это замечал, когда он при мне возился со своими хрупкими алхимическими приборами»4. Здесь перед нами предстает уже привычный нам Холмс: загадочный, не особо разговорчивый, но полный энтузиазма.

Как можно заметить, в обрисовке Конан Дойла Шерлок Холмс очень выразителен, что и заставляло читателей верить в его существование, искать реальные прототипы, а затем и создавать многочисленные экранизации.

Первым иллюстратором Шерлока Холмса был отец писателя Чарльз Дойл, который сделал для книги шесть рисунков. Но его иллюстрации не понравились ни издателям, ни самому Артуру, который в своих произведениях видел своего героя иначе. Настоящий успех получили изображения за авторством Сидни Пэджета, друга Конан Дойла, работу которого писатель тщательно контролировал. Им было сделано 357 иллюстраций. На них Холмс впервые был изображён как высокий, скуластый мужчина в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Знаменитое охотничье кепи Холмса не упоминается ни в одной из книг - в таком головном уборе сыщика изобразил Сидни Пэджет. Именно данный образ позднее закрепился за персонажем.

2.2 Характер и способности Шерлока Холмса.







































Список используемых источников и литературы

I. Источники:
Артур Конан Дойл Собрание сочинений в восьми томах / Артур Конан Дойл // Издательство: НПО «Тулбытсервис», 1993.
Миллер Р. Приключения Конан Дойла / Р. Миллер // Издательство: КоЛибри, 2012. – 475 с.























Приложения
























Памятник Шерлоку Холмсу.
Шотландия, Эдинбург, Пикарди-плейс













1 Детективная литература / Большая советская энциклопедия // М.: Советская энциклопедия. 1969—1978

2 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С.2

3 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С.3

4 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С. 20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная работа на тему: "Образ Шерлока Холмса через призму культур и времен".

Автор: Сошинская Елена Евгеньевна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства