Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания на уроках английского
Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания на уроках английского
Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.
Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания на уроках английского»
Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания на уроках английского
Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.
Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.
Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:
Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Организовывать самостоятельную работу учащихся.
Организовывать проектную деятельность учащихся.
Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века (рисунок 1)
Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению.
Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Почему я считаю возможным использование мыслительных карт на уроках английского языка?
Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов, в ней аккумулируется и выплескивается многовекторность слов. Именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.
Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные?
Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления.
Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.
В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
Мыслительные карты можно использовать для:
1) работы с лексическим материалом: введение новой лексики, закрепление новой лексики,
контроль лексики.
2) работы с грамматическим материалом. Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.
3) работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.
4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.
Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
5) представления результатов проектной деятельности. Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.
6) проведения “мозгового штурма”. С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.
7) проведения дискуссии, дебатов. Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.
Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом.
При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:
Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке, индивидуально, в группе, в паре, дома.
Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.
Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.