Мотивация как ключевое условие формирования речевой коммуникативной компетенции на начальном этапе изучения иностранных языков
Мотивация как ключевое условие формирования речевой коммуникативной компетенции на начальном этапе изучения иностранных языков
Статья,посвященная проблемам формирования условий мотивации на уроках иностранного языка. В данной работе автор подробно излагает, каким образом на уроке иностранного языка можно обеспечить условия для реализации творческого потенциала ребят, что является особенно важным на начальном этапе обучения иностранному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация как ключевое условие формирования речевой коммуникативной компетенции на начальном этапе изучения иностранных языков»
Мотивация как ключевое условие формирования речевой коммуникативной компетенции на начальном этапе изучения иностранных языков
Изучение английского языка в школе начинается со второго класса. Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Учителю предстоит ввести их в мир другой культуры, как языка, так и общения. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки и как они будут учиться, но все с нетерпением ждут первого урока. Обучение иностранному языку в начальной школе должно быть ярким и запоминающимся. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. Повышение мотивации, сохранение и развитие у школьников интереса к предмету – это вопрос, который волнует каждого учителя. Если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Я работаю над проблемой “Как игровые технологии могут являться средством повышения мотивации к изучению английского языка?”. Любая игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Целью применения игровых форм обучения на уроках – развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи.
Способствовать прочному усвоению обучающимися учебного материала.
Развивать у обучающихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению навыков и умений, полученных на уроке.
Воспитывать интерес к иностранному языку.
В игре дети всегда открывают в себе что-то новое! В процессе игры личность ученика находится в центре обучения, а роль учителя сводится к роли партнера – консультанта.
В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций учебных игр (по форме проведения, по количественному составу, по способу организации игры и так далее). На своих уроках я использую несколько групп, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
I группа – предметные.
II группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно называемыми дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет.
II группы – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной собственности.
Говоря об использовании игр на разных ступенях обучения иностранному языку, то в организации обучения иностранному языку на начальном этапе важно учитывать существенные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Для них характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому примером использования предметных игр на уроках во вторых классах при изучении темы “Животные” является использование мягких игрушек, когда ребята знакомятся не только с их названиями, но и от имени животных (то есть, входя в образы) составляют диалоги и монологи с использованием фраз – клише. Героями учебников являются действующие лица: Том, Тим и Алиса. Их маленькие изображения в виде кукол из бумаги, которые сделаны так, чтобы дети, одев на пальчик кого – то из героев, могли от имени этих героев составить диалог.
Часто на уроках английского языка я использую дидактические игры. Например, это могут быть игры-упражнения. Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки.
c=sn
Благодаря таким упражнениям у обучающихся развивается логическое мышление.
Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетно-ролевая игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определённые роли. Часто этот вид игр я применяю на среднем звене обучения.
На уроках английского языка я также использую игры для формирования речевых навыков: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, речевые.
Для того, чтобы во 2 классе начать читать по-английски надо провести большую работу по разучиванию алфавита. Для прочного усвоения английского алфавита я использую следующие игры:
“Необычное письмо”. Пара обучающихся выходят к доске. Один из играющих встает спиной к остальным, а его “напарник” “пишет” рукой букву у него на спине. Угадав “написанную” букву, учащиеся меняются местами.
“Музыкальные буквы”. Играют вес обучающиеся класса одновременно. Они становятся в круг и под музыку передают друг другу мяч. Я останавливаю запись музыки. И обучающийся, у которого в руках мяч, называет английскую букву, которую показывается учителем на карточке.
“Дорожка”. В ряд становится 4-5 обучающихся. Они должны продвигаться вперед, на каждый шаг называя одну букву. Запрещается называть буквы в алфавитном порядке. Побеждает тот, кто назвал большее количество букв. Результат записывается на доске.
“Лото”. Перед обучающимися карточки, расчерченные на 8 квадратов. Учитель называет буквы, обучающиеся у которых есть данная буква на карточке, закрывают ее пустой фишкой.
Для закрепления названий цветов я использую на своих уроках следующие игры:
“Следопыты”. В классной комнате на полу раскладываются разноцветные следы. По моей команде, называю цвет, каждый обучающийся находит и показывает учителю след названного цвета. Показывая находку, обучающийся говорит “I see red”.
“Разноцветный кубик”. Дети поочередно подбрасывая разноцветный кубик, называют цвет верхней грани.
После окончания изучения алфавита обучающиеся делают проектные работы (составляют азбуку на английском языке).
В более старших начальных классах мы с детьми обыгрываем диалоги, рисуем плакаты о себе, которые включают темы: “Мне нравится...”, “Мое любимое животное”, “Еда”, “Внешность”, “Моя комната”. Заполнение данных о себе происходит в течение всего года по мере изучения устных тем, под контролем учителя. В конце учебного года обучающимся предлагается составить рассказ о себе.
На среднем этапе обучения иностранному языку, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными играми, я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые, направленные на социализацию обучающихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Это объясняется возрастающим значением общения в жизни подростка. Поэтому, на мой взгляд, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры–соревнования, игры–конкурсы. Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для некоторых обучающихся, не испытывающих интереса к предмету, игры–соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование таких игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры обучающиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В среднем звене я использую более усложненные грамматические, лексические и фонетические игры на уроках.
создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
развить речевую активность и самостоятельность обучающихся.
Например, игра “Рыбак” Fishman (5 класс)
Используется для отработки форм глагола to be.
Класс делится на команды, которые выстраиваются в линию. Перед каждой командой стоит стул, на котором расположены сделанные из бумаги рыбы с написанными на них предложениями. На спинке стула висят 2 бумажных ведерка. На одном написано “Right”, на другом “Wrong”. Первые игроки из команды “ловят” рыбку. Если предложение с их точки зрения построено правильно они кладут его в ведерко “Right”, если нет, то в ведерко с надписью “Wrong”. Если ученик не может определить правильность предложения, оставляет рыбку на стуле. Выигрывает команда, которая правильно распределила предложения. Проверяется задание легко: правильные предложения могут быть помечены каким-либо знаком, известным только учителю. После проигрывания применения форм глагола To be проводится небольшая самостоятельная работа, которая показывает, что данный материал усвоен хорошо.
Лексические игры ставят следующие цели:
познакомить обучающихся с новыми словами и их сочетаниями;
тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность;
развивать речевую реакцию.
Например игра “Пазлы”. (6-8 классы)
Альбомный лист делится на равные прямоугольники. В разные клеточки вписываются слова по определенной теме (причем, сверху пишется английское слово, а снизу – соответствующее ему русское слово. Потом лист ксерокопируется и мозаики разрезаются. Класс делится на 2 команды и каждой команде выдается мозаика. По моему сигналу игроки команд начинают ее собирать. Побеждает та команда, которая первая собрала мозаику. Данная игра позволяет в непринужденной форме и в духе командного соперничества вспомнить лексический материал по теме.
Фонетические игры преследуют следующие цели:
тренировать обучающихся в произнесении иноязычных звуков;
научить обучающихся громко и чётко читать стихи;
разучивание стихотворений с целью их воспроизведения по ролям.
Фонетические игры проводятся в два этапа:
1 этап: разучивание стихов;
2 этап: театрализация стихов.
Организация обучения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием ролевых / деловых и коммуникативных игр способствует повышению эффективности учебного процесса, особенно если уровень языковой подготовки обучающихся достаточно высок.
Деловые игры в обучении иноязычной речи моделируют обучаемых и обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности (счастливый случай, брейн-ринг). Ситуативные (коммуникативные) игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Согласно вышесказанному, я могу сделать следующие выводы:
Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку.
Эффективность игры зависит от правильной её организации.
Разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.
На своих уроках при помощи игровых технологий я создаю такие условия, в которых обучающийся испытывает уверенность в себе и внутренне удовлетворение, помогаю добиваться успеха в учебной деятельности, создавая ситуации успеха