Моделирование как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в основной школе на этапе перехода на ФГОС
Моделирование как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в основной школе на этапе перехода на ФГОС
Перемены в системе современного образования направлены на повышение качества подготовки учащихся, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших владение иностранными языками. В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, а основной функцией языка является коммуникативная функция. Согласно системно-деятельностному подходу, который является неотъемлемой частью требований ФГОС и ориентирован на формирование информационно - коммуникативной культуры, учащиеся в ходе решения заданий сами ставят проблему, открывают новые знания, поэтапно творчески решают проблему, а не получают готовые ответы на сложные вопросы. Одной из технологий системно-деятельностного подхода является технология моделирования, а её элементом – интеллект-карты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в основной школе на этапе перехода на ФГОС»
Моделирование как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в основной школе на этапе перехода на ФГОС
Староверова Е.Ю.
учитель английского языка
МАОУ «Гимназия №3»
Перемены в системе современного образования направлены на повышение качества подготовки учащихся, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших владение иностранными языками. В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, а основной функцией языка является коммуникативная функция. Согласно системно-деятельностному подходу, который является неотъемлемой частью требований ФГОС и ориентирован на формирование информационно - коммуникативной культуры, учащиеся в ходе решения заданий сами ставят проблему, открывают новые знания, поэтапно творчески решают проблему, а не получают готовые ответы на сложные вопросы. Одной из технологий системно-деятельностного подхода является технология моделирования, а её элементом – интеллект-карты.
Интеллект-карты (mind maps) были созданы американским ученым Тони Бьюзеном в 60-70 годах X X века. Слово “mind” означает «ум», а “maps” – «карты», вместе получается «карты ума». Интеллект-карты также называют мыслительными или ментальными картами
Согласно Тони Бьюзену существуют правила создания интеллект-карт. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Если нет идей - можно изобразить пустые ветви, тем самым вы простимулируете Ваш мозг завершить картину по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Каждая ветвь должна иметь свой цвет, шрифт и размер, поэтому используются цветные карандаши, маркеры и т. д. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви следующего порядка соединяются с предыдущими ветвями. Для ясности выражения мысли ветви подписываются только одним ключевым словом. Для лучшего запоминания - печатными буквами. Используется разная толщина линий, чем выше уровень – тем толще. Ветви следует рисовать изогнутыми, а не прямыми. Для облегчения перевода, понимания и лучшего усвоения материала используются рисунки, картинки для каждого слова. Расстояние между элементами должно быть соответствующее. Бумагу и слова целесообразно располагать горизонтально. Учитель не должен сам рисовать интеллект-карту или показывать учащимся уже готовую, данный вид деятельности должен происходить совместно с детьми.
Интеллект-карты можно использовать при изучении любой темы. Они помогают значительно увеличить объем лексики. Также их можно использовать с детьми практически любого возраста, даже с теми детьми, у которых нет мотивации к рисованию. Большим плюсом данной технологии является то, что мыслительные карты помогают развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, их мышление и память. Также считаю, что использование интеллект-карт способствует формированию навыков говорения.
Мною был разработан и проведен урок с использованием технологии моделирования в 6 а классе на тему “Health” («Здоровье»). Он был итоговым в теме. Тип урока – моделирование. Целью было использование моделирование для развития монологической и диалогической речи. В начале урока были выданы ватманы, разноцветные фломастеры и маленькие картинки. В организационном моменте мы все вместе поработали с пословицами, связанными с темой «Здоровье», например Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise. Затем мы разделились на группы и приступили к заполнению наших карт. В центре мы расположили нашу тему – слово «Здоровье» и нарисовали образ, ассоциирущийся с данным словом, у каждой группы получился свой образ. Далее мы рисовали толстые ветви первого порядка, каждая своим цветом. Над ветвями мы писали факторы, от которых зависит наше здоровье, например “exercises” – «упражнения», “food” – «еда2, “sleep” – «сон» и так далее. По желанию учащиеся добавляли каждое слово картинкой или рисунком. Следующим шагом было нарисовать ветви второго порядка, для этого учащимся были выданы тексты, с которыми они работали уже в парах самостоятельно. Они заполняли свою ветку, а затем выходили к доске и обменивались информацией с другими парами. Таким образом, мы заполнили ветви второго порядка. На основе ранее выданных текстов дети выбирали ситуации, которые обсуждали в мини-диалогах. На стадии рефлексии мы использовали знакомый учащимся прием – синквейн. Домашним заданием было написать эссе на тему “How to stay healthy” «Как быть здоровым». Таким образом, мы вышли в монологи, которые слушали на следующем уроке.
Как показывает практика, благодаря применению интеллект-карт у учащихся развиваются креативное и критическое мышление, память, а структурирование информации способствует формированию навыков монологической и диалогической речи. Создание интеллект-карт является эффективным и интересным медотом обучения.