kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модальность текста как семантическая категория в лингвистике К определению понятия «модальность текста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистика прошла долгий и извилистый путь в исследовании модальности, основываясь на достижениях логики, семиотики и психологии. Однако модальность до сих пор не получила полного объяснения в связи с ее многоплановостью, специфичностью языкового выражения и функциональными особенностями. Исследователи по-разному трактуют категорию «модальность». Обратимся к истории вопроса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модальность текста как семантическая категория в лингвистике К определению понятия «модальность текста»»

Модальность текста как семантическая категория в лингвистике

К определению понятия «модальность текста»

Лингвистика прошла долгий и извилистый путь в исследовании модальности, основываясь на достижениях логики, семиотики и психологии. Однако модальность до сих пор не получила полного объяснения в связи с ее многоплановостью, специфичностью языкового выражения и функциональными особенностями. Исследователи по-разному трактуют категорию «модальность». Обратимся к истории вопроса.

В 1960 году в грамматике русского языка были сформулированы и упорядочены лингвистические факты, касающиеся словосочетаний, вводных слов, вставных конструкций. Однако, конкретного и всеобъемлющего определения модальности сформулировано не было.

Первое определение модальности встречается в 1969 году в лингвистическом словаре О. С. Ахмановой, которая рассматривает модальность (англ. modality на уровне понятийной категории со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности (отношение сообщаемого к его реальному осуществлению). Модальность выражается разными грамматическими и лексическими средствами, такими как формы наклонения, модальные глаголы, интонация и т. д. [3, c. 229].

По О. С. Ахмановой, модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, ирреальности и др. В словаре лингвистических терминов приводится классификация модальности по следующим видам:

модальность гипотетическая (hypothetical (suppositional) modality), которая предполагает представление содержания высказывания как предположительного;

модальность глагольная (verbal modality), выражаемая глаголом;

− модальность ирреальная (unreal modality) – представление содержания высказывания как невозможного, неосуществимого;

модальность отрицательная (negative modality) – представление содержания высказывания как несоответствующего действительности [3, c. 230].

Русская грамматика отмечает, что, во-первых, модальность выражается разноуровневыми средствами языка, во-вторых, указывает на то, что категория объективной модальности соотносится с категорией предикативности, в-третьих, очерчивает круг явлений, относящихся к явлениям модальности:

− значение реальности-ирреальности: реальность обозначается синтаксическим индикативом (настоящее, прошедшее, будущее время); ирреальность – ирреальными наклонениями (сослагательное, условное, желательное, побудительное);

− субъективно-модальное значение – отношение говорящего к сообщаемому [17, c. 147].

В сферу модальности включаются слова (глаголы, краткие прилагательные, предикативы), которые своими лексическими значениями выражают возможность, желание, долженствование

Русский словарь иностранных слов объясняет понятие категории «модальность» (фр. Modalite, лат. Modus – наклонение) через модальность суждения. За основу берется различие между реальными и ирреальными суждениями, в зависимости от характера устанавливаемой ими достоверности. Иными словами, – выражают ли они (суждения) необходимую, или только вероятную связь, между логическим подлежащим и сказуемым [16, c. 379].

В. В. Виноградов раздвинул рамки определения модальности, рассматривая ее не только как характеристику реальности и нереальности, но и как отношение говорящего к высказываемому содержанию [7, c. 117].

Рассмотрим виды модальных систем, выделенные учеными на современном этапе развития лингвистической науки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кузнецова Виктория Алексеевна

Дата: 09.05.2023

Номер свидетельства: 631022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства