Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам
Материал содержит информацию, подготовленную на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам по совершенствованию продуктивных умений учащихся в письме и говорении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам по совершенствованию продуктивных умений учащихся в письме и говорении.
При написании личного письма (задание 39) наиболее типичными ошибками
являются:
• неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме
информацию;
• неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой и/или
недостаточное количество вопросов;
• неправильное деление на абзацы;
• логические ошибки, отсутствие мостиков и средств логической связи при переходе
от одного абзаца к другому;
• лексико-грамматические ошибки.
Таким образом, при подготовке учащихся к заданию 39 следует обратить особое внимание на проникновение в смысл задания, умения дать полный и точный ответ на вопросы и запросить информацию. Все эти умения являются не только предметными, но и метапредметными, так как требуют навыков анализа, самоконтроля, самокоррекции, что невозможно развить без тщательного анализа формулировки задания и соблюдения требований, которые даны в критериях.
Попытаемся проанализировать типичные ошибки второго задания данного раздела, а именно письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение».
При написании данного высказывания с элементами рассуждения наиболее
типичными ошибками являются:
• подмена одного жанра письменного высказывания другим, а именно сочинение
«Мое мнение» заменяется сочинением «За и против» либо личным письмом;
• отход от темы и «топиковость», т.е. изложение выученного текста, отдаленно
связанного с предложенной проблемой;
• неверный выбор стиля (письменное высказывание с элементами рассуждения
• повтор аргументации при высказывании своего и чужого мнений;
• отсутствие развернутой аргументации;
• неправильное формирование контраргументов;
• неумение сформулировать проблему в начале высказывания (просто повторяли
формулировку задания) и сделать вывод в конце;
• неправильное деление текста на абзацы;
• логические ошибки, в том числе расхождение авторской точки зрения во втором
абзаце и в выводе;
• неиспользование или неправильное использование средств логической связи;
• лексико-грамматические и орфографические ошибки;
• несоблюдение требуемого объема (200–250 слов).
Одна из типичных ошибок участников ЕГЭ – неумение сформулировать проблему так, чтобы показать ее противоречивый характер.
Необходимо обращать особое внимание на постановку задачи и отработку
алгоритма выражения своего мнения с подтверждающими его аргументами. Весьма часто аргументы нелогичны либо являются еще одним мнением, советом, развертыванием своей точки зрения, но не аргументом в поддержку своего мнения. Выражение противоположной точки зрения также вызывает затруднение, так как экзаменуемые не всегда предвидят, что им придется опровергнуть те аргументы, которые даются в поддержку точки зрения, выраженной оппонентом. В результате контраргументы, которые даются экзаменуемыми в следующем абзаце, по сути, контраргументами не
являются. Чтобы предотвратить эту ошибку, можно предложить следующую схему, которая показывает прямую связь между противоположной точкой зрения, аргументом в ее поддержку и опровергающим ее контраргументом.
Противоположная точка зрения
Аргумент в ее поддержку
Контраргумент автора
Перейдем к новой части экзамена, а именно устной части.
Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2013. № 9. С.10–21.
В задачу экзаменуемых входит постановка пяти прямых вопросов c опорой на вербальную ситуацию. В целом многие экзаменуемые хорошо справились с данным заданием (средний процент выполнения – 74,6). К типичным ошибкам при выполнении данного задания участниками экзамена отнесем:
• описывают картинку или составляют монолог, вместо уточняющих вопросов;
• запрашивают не ту информацию, которая требуется;
• используют вопросы «Как насчет…» либо утвердительные предложения
«Расскажите о…», хотя в инструкции к заданию ясно указано, что надо задать пять прямых вопросов;
• не соблюдают грамматических правил при построении прямых вопросов.
При обучении можно рекомендовать задание, которое поможет избежать однотипные вопросы и ликвидировать типичные ошибки.
Соотнесите части А и В (в некоторых случаях возможны несколько ответов).
A
B
Анг.яз
Фран.яз
Анг.яз
Фран.яз
Duration /
la durée
Where
Où
Location
la location
How much
Combien
Price
le prix
When
Quand
Place
la place
How long
Combien de temps
Time
le temps
Is (are) there
Est-ce que
Availability
la disponibilité
What type of
Quel genre de
Tours
Comment
Таким образом, для успешного выполнения задания 2 устной части участникам
экзамена необходимо:
• объяснить необходимость задавать прямые, а не косвенные вопросы;
• повторить, как строятся разные типы вопросов, и обратить внимание на их
интонационное оформление;
• объяснить, в каких случаях нужно поставить общий вопрос, в каких – специальные либо другие типы вопросов;
• обратить внимание на необходимость следить за временем.
В задании 3 базового уровня сложности предлагается создать монологическое
тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и визуальную
информацию (одну, выбранную из трех предложенных фотографий) и проверяется умение
строить высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в
различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и
социально-трудовой сфер общения.
Для подготовки к выполнению задания 3 можно предложить следующие задания.
Используя подсказки в пунктах плана, опиши фотографию.
Вступление
– Послушай! Ты помнишь, что я люблю фотографировать?
1 пункт
– Эта фотография была сделана … (где, когда). Я был там один (с семьей, друзьями и т.п.).
2 пункт
– На фото на переднем плане ты видишь … (мою сестру, брата, друга и т.п.). Она
находится … Погода в этот день была …
3 пункт
– Она (он, они) … (делает/ют). На ней надето … Ей … весело (грустно и т. п.).
4 пункт
– Я сфотографировал это, так как я первый раз … был (видел, ел, слушал и т.п.).
Мне было … интересно (страшно, необычно и т.п.).
5 пункт
– Я решил показать это тебе по нескольким причинам. Во-первых, хочу поделиться
с тобой своими чувствами. Во-вторых, приглашаю тебя … (поехать, попробовать и т.п.).
Заключение.
Тебе понравилась фотография? Ты поедешь/пойдешь со мной?
Заполните таблицу ключевыми словами, которые понадобятся Вам для описания
данного фото.
Lʼapparence
Les actions
Les sentiments
Расставьте фразы из монолога описания картинки в нужном порядке.
Отметьте те клише, которые нужны для описания фотографии.
Вставьте предлоги, дополнения
1.___the picture you can see
2.___the foreground/background
3. ___the centre /middle of the picture
4.___ the right /left
5___the left ___smb/smth
6. I’m interested __
7. I’m fond___
8. I’m keen __
___ cette image on peut voir
___ premier plan\ _____lʼ arrière - plan
___ centre de cette photo
___ la gauche (la droite)
Je mʼ intéresse_____
Cette photo ______ plaît
___moi, cette photo illustre le thème ____
При подготовке к выполнению задания 4 следует обратить внимание обучающихся на следующие аспекты:
• данные две фотографии, нужно не просто описать, а подробно сравнить их
сюжеты, включая детали;
• в монологическом высказывании необходимо сделать вступление и заключение;
вначале нужно описать, что общего имеют две фотографии, а уже затем остановиться на различиях;
• следует придерживаться плана, чтобы высказывание было логичным и ни один
пункт плана не был потерян;
• необходимо использовать типичные для описания и сравнения картинок клише
и средства логической связи;
• желательно отметить эмоциональный фон обеих фотографий; сказать, какие
чувства они вызывают;
• нужно соблюдать ограничения по времени и по объему.
В заключение хочется сказать, что необходимо внедрять рефлексивный подход, проводить профилактику типичных ошибок обучающихся. Важноне просто механически выполнить несколько вариантов экзаменационных работ, но разобрать и проанализировать инструкции к заданиям, критерии и сами выполненные работы, установить причинно-следственные связи, выяснить, какие трудности испытывают обучающиеся. Только рефлексия, разбор и отработка коммуникативных стратегий выполнения заданий всех разделов экзаменационной работы помогут ликвидировать типичные и устойчивые предметные и метапредметные ошибки.
Необходимо подчеркнуть, что в данных методических рекомендациях так много внимания уделяется когнитивному аспекту преподавания иностранных языков и метапредметным умениям, потому что по мере приближения к полному переходу на новые стандарты они приобретают все большее значение.
В заключение следует указать на планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по
иностранным языкам 2016 г. Планируется уточнить формулировку задания 3 устной
части, расширив возможности экзаменуемого в описании фотографии.
Как отмечалось выше, неожиданной трудностью оказалось указание на то, что сам участник сделал выбранную им для описания фотографию. Многие путались, заявляя в первой фразе, что фото сделали сами, а потом говорили, что фото сделал кто-то другой. Путаница возникала и в том, что участник экзамена говорил, что это он изображен на фото и сам выступал в качестве фотографа, а фотография явно не относилась к разряду «селфи», например это был пейзаж с маленькой фигуркой человека на его фоне. Заметим, что подобные логические ошибки свидетельствуют о невнимании к инструкции, неумении следовать ей,т.е. о недостаточном уровне развития когнитивно-коммуникативных метапредметных умений.
Чтобы облегчить коммуникативную задачу в этом задании базового уровня, его уточненная формулировка дает возможность участнику экзамена говорить о том, что на фото изображен он сам, а сделал фотографию кто-то другой. Таким образом, первый пункт плана теперь содержит пассивную конструкцию: где и когда была сделана эта фотография, а четвертый пункт плана сформулирован так: почему ты хранишь это фото в своем фотоальбоме.