Просмотр содержимого документа
«Методика обучения одарённых детей на урках английского языка в условиях работы по ФГОС»
Методика обучения одаренных детей на уроках английского языка в условиях введения ФГОС.
Врожденные дарования подобны диким растениям
и нуждаются в выращивании с помощью ученых заданий.
Ф.Бэкон
Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Однако следует отметить, что каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык.
Крайне важно знать что, работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М. Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми?
В сферу личностного развития одаренного ребенка входят характеристики:
Увлеченность содержанием задачи – это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.
Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.
Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.
Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формах взаимодействия.
Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.
Для познавательной сферы одаренного ребенка свойственны следующие процессы:
Оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Они проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).
Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).
Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что я стараюсь построить урочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования, т.е. помогают работе с одаренными детьми. Также, использую развивающее, проблемное обучение, элементы технологии «развитие критического мышления», разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, творческие задания.
Первое, на что стоит обратить внимание - это то, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята. В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом учителю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации и ведущим каналом учащегося. Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика. Учитывая данные особенности урок строю таким образом, чтобы задействовать все типы восприятия.
Следующая форма работы, которую я использую – это работа в группе. На уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выступает в роли координатора, т.е. в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д.
В работе с одаренными детьми на своих уроках я использую творческие задания и проекты. Они мотивируют учащихся, дают возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Для обеспечения максимальной информативности на своих уроках широко использую дополнительную справочную литературу, медиаресурсы, систематизированный фонд контрольно-измерительных материалов и разработок по английскому языку. Эффективность использования данных программ доказывают показатели олимпиад, возрастающий интерес к исследовательской и проектной деятельности.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и моя задача как учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
Исходя из этого, стараюсь так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Список литературы
Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.- 2000.- №2- с.3-10.
Интернет портал «Исследовательская деятельность школьников»//WWW.researcher.ru/practice org/practice all/iverts/htm.
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. - 368 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.; Питер, 2006. - 713с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56
Новое содержание образования. Примерная программа. Иностранные
языки. Сборник нормативных документов. – М. Просвещение, 2005.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. В 2 кн. Кн.1. Казанский университет, 2004. 98с.
Психология одаренности детей и подростков. - М.,1995.
Литература
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.