kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация «Рефлексия как обязательный этап на занятиях в условиях ФГОС» из опыта работы педагога дополнительного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая рекомендация предназначена педагогам дополнительного образования, включает в себя материал по организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация «Рефлексия как обязательный этап на занятиях в условиях ФГОС» из опыта работы педагога дополнительного образования»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ»

ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА











Методическая рекомендация

«Рефлексия как обязательный этап на занятиях в условиях ФГОС» из опыта работы педагога дополнительного образования»
















Автор – составитель:

педагог дополнительного образования

Диогенова Инна Николаевна









г. Липецк, 2020 год.


Аннотация

Данная методическая рекомендация предназначена педагогам дополнительного образования, включает в себя материал по организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку.









































Пояснительная записка

Современное учебное занятие иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание направлено на поиск резервов для совершенствования учебного занятия по иностранному языку, на повышение его эффективности, действенности.

Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Целью данной методической рекомендации является выявление особенностей организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку, разработке конкретного материала для применения на практике. Необходимость изучения особенностей рефлексии на учебных занятиях обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического затруднения на учебных занятиях по английскому языку.

Как показывают многочисленные исследования, особенности рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

Таким образом, актуальность использования рефлексии на учебных занятиях по английскому языку заключается в том, что, являясь структурным элементом учебного занятия, рефлексия влияет на качество образовательного процесса, дает возможность экономить и более рационально использовать учебное время; позволяет услышать мнение всего коллектива группы об итогах и особенностях учебного занятия.

















Методическая рекомендация

«Рефлексия как обязательный этап на занятиях в условиях ФГОС» из опыта работы педагога дополнительного образования»


Не хвалите детей.

Дети должны научиться делать это сами.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии.

Слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio» - «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.  Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.


Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии;

  • какой вклад в общее дело он может внести;

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.


Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности)

2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия)

3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)


Приемы организации рефлексии на занятии:

 «Смайлики» Самый простой вариант рефлексии - это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного.

«Букет настроения» В начале занятия раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце занятия говорится: «Если вам понравилось, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему – голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

«Лестница» Ничего не понял / Все понял / Все понял, могу помочь другим.

«Солнышко и тучка»  Можно применить  карточки с изображением лица, различных картинок («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось).

«Гимнастика» Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на занятии, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце занятия, так и для подведения итогов любого вида деятельности. 

  • Присесть на корточки – низкая оценка.

  • Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.

  • Обычная поза «Руки по швам» – удовлетворительная оценка.

  • Поднять руки в локтях – хорошая оценка.

  • Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».  

«Вопрос или восклицание». Покажите знак «!», если вы довольны своей работой на, настроение хорошее. Покажите знак «?», если у вас остались вопросы и нужна помощь.

«Ресторан» Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Обучающимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

  • «Я съел бы еще…»

  • «Я почти переварил…»

  • «Я переел…»

  • «Пожалуйста, добавьте еще…»

  • «Больше всего мне понравилось…»

«Рефлексивный экран» Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)

Было интересно… (… was interesting to me)

Было трудно… (…  was difficult for me)

Я выполнял задания… (I did exercises …)

Я понял, что… (I have understood that …)

Теперь я могу… (I can …)

Я почувствовал, что… (I felt that …)

Я научился… (I have learnt to …)

Я попробую… (I will try to …)

Меня удивило… (… surprised me)

Мне захотелось… (I would like to ….)

Our communication at the lesson was ….

- enjoyable

- entertaining

- informative

- exciting

- boring

- pleasant

- friendly

«Благодарю… «Thank You» В конце занятия педагог предлагает каждому ребенку выбрать только одного, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

«Idioms» Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: 

- каша в голове ( I am a muddlehead)

- ни в зуб ногой (I haven’t a clue)

- светлая голова (I have bright spirit)

или

- шевелить мозгами (I use my brains)

- краем уха (I listened with half an ear)

- хлопать ушами (I fell on deaf ears)


Как вариант можно предложить небольшую анкету. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На занятии я работал…

2. Своей работой на занятии я…

3. Мое настроение…


Вывод: использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным. Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у обучающихся. Даже не совсем успешные дети имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.















































Использованная литература и информационные ресурсы:

1.Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника. Текст. Л.А. Медникова. Наука и школьная практика. - 2008. №1.

2.Филоненко А. А. Развитие рефлексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Текст. А. А. Филоненко. Молодой ученый. - 2014. №8. - С. 892-894.

3.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/06/konsultatsiya-razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/16/razvitie-refleksii-kak-komponenta


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Инна Николаевна Диогенова

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства