Методическая разработка по английскому языку «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.»
Методическая разработка по английскому языку «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.»
По утверждению психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет собой такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует длительному хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по английскому языку «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.»»
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 им. С.П.Алексеева
г.о. Отрадный Самарская область
Методическая разработка по английскому языку
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА .»
Астрелина Е.Н.
учитель английского языка
По утверждению психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет собой такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует длительному хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.
В настоящее время в педагогике существует много эффективных стратегий обучения. Вот некоторые из них, которые может применять учитель иностранного языка.
Стратегия № 1: использование действенности эмоций
Все чаще и чаще внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому всеохватывающему виду искусства, как музыка. С одной стороны, музыка формирует эстетическое отношение к действительности, несёт в себе огромный энергетический заряд, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры: интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Сходство объясняется тем, что в основе речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук.
Еще один немаловажный фактор указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. Люди, которые запоминают иностранные слова быстро и легко, умеют связывать их со своими эмоциями. Например, если незнакомое слово встречается в песне, которая им очень нравится, то оно свяжется с теми дополнительными эмоциями, которые они переживают, слушая и напевая эту песню. Получается, что с помощью музыки и песни легче запоминать новые слова, потому что они связаны с человеческими эмоциями. Почему это работает? Потому что любые положительные эмоции активизируют способность обучаться. Ведь они сигнализируют о том, что данное слово относится к чему-то значимому и приятному.
Стратегия № 2: «встраивание» нового слова в свой опыт
Когда маленькие дети изучают родной язык, они замечают новое слово в самых разных ситуациях и контекстах. Например, впервые услышав слово «белый», маленький ребенок начинает его повторять, увидев белый снег, белую бумагу, белый сахар. Именно это помогает ему запомнить слово быстро и легко. И таким образом мозг, формируя ассоциации с предыдущим опытом, связывает новое слово с тем, что ребёнок уже хорошо знает, в результате чего новое слово становится знакомым и привычным. И для воспроизведения его в памяти уже не нужно напрягаться, достаточно лишь вспомнить о сахаре и снеге.
Давайте обратимся к нашим песням. Не было ли у вас такого, что к вам «прилипла» незатейливая мелодия и вы никак не можете от нее отделаться? То же происходит и в нашей работе. Главное — найти такой симпатичный мотив, сделать из него песню (подобрать современный ритм и стиль), отталкиваясь от насущных проблем английской грамматики, и с радостью преподнести его своим ученикам. Эффект потрясающий! Еще не зная слов песни, ребята уже напевают этот мотивчик про себя. Осталось только грамотно преподнести текст, объяснить грамматику и поиграть в разные игры, направленные на закрепление лексического материала песни.
Стратегия № 3: вера в свои возможности
Тем детям, у которых отмечаются трудности в обучении, поверить в свои возможности непросто. Их мозг уже запрограммирован на сопротивление обучению: «Зачем запоминать слова на английском языке — ведь все равно ничего не получится!» И задача учителя как раз и состоит в том, чтобы убедить его в обратном. «Музыкальная грамматика» и способствует достижению этой цели. Ведь учить такие песни не нужно, они сами запоминаются, буквально «врезаются» в память без напряжения и остаются там надолго, рождая уверенность в своих возможностях, а вместе с тем приносят и положительные эмоции от результата такой работы.
Стратегия № 4: усвоение навсегда
Песни, которые мы поем на уроках английского языка, я часто нахожу, адаптирую или сочиняю сама. Нахожу «минусовки» и записываю их на диск. Все эти песни несложны и легко запоминаются. Слова песни должны быть, в основном, знакомы детям, и лишь некоторые они запоминают в ходе работы. А вот грамматический материал я стараюсь объяснять немного раньше, в доступной форме, чтобы сталкиваясь с ним в песне, ребята понимали, над каким грамматическим правилом они работают. В результате такой работы то, над чем мы бились в течение долгого времени, благодаря доступности лексического материала, незатейливой мелодии и интересному музыкальному оформлению заучивается и запоминается намного легче. И через некоторое время школьники помнят и мелодию и слова. Так отчетливо и глубоко впечатывается доступная их пониманию песенка на английском языке. Рифма помогает запоминать не только слова, стоящие в конце фраз, которые в будущем послужат нам речевой моделью в диалогах. Кроме того, рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни как бы являются тренировочными упражнениями в работе над произношением.
Таким образом, музыка и песни в данном случае выступают в роли консерванта, помогающего не только воспринимать и закреплять полученную информацию, но и сохранить ее навсегда в нашей памяти.
Стратегия № 5: бессознательное обучение
Вернемся опять к маленькому ребенку, который обучается родному языку бессознательно, легко, в процессе игры. Как взрослые люди, попавшие в страну изучаемого языка, он быстро впитывает в себя десятки и сотни новых слов вместе с особенностями произношения и грамматики. А ведь он не сидит над учебниками и не зубрит слова специально. Почему это работает? Не секрет, что обычный человек использует лишь мизерную часть потенциала собственного мозга. А вот люди, успешно овладевающие иностранными языками, смогли использовать скрытые возможности своего бессознательного. Известно, что бессознательное усваивается в несколько раз быстрее. Это происходит в те моменты, когда сознание «загружено» другой деятельностью. Например, когда учащиеся слушают песню, напевают особо понравившиеся мелодические фразы, они сосредоточены исключительно на интонационно-ритмических особенностях данного музыкального примера, в то время как их бессознательное незаметно запоминает новые слова. Эффективность этой стратегии и состоит как раз в том, чтобы загрузить сознание легкими мелодиями, в то время как бессознательное сможет с легкостью усваивать новые английские слова и выражения.
Этапы работы над песнями на уроках английского языка
Этап 1. Объяснение грамматического материала, на котором строится песня. Этап 2. Демонстрация песни учителем. Этап 3. Разбор песни по логическим и музыкальным фразам. Этап 4. Пение песни вместе с учителем. Этап 5. Игры с учениками, направленные на запоминание текса песни. Этап 6. Игра «Учитель-ученик». Этап 7. «Музыкальная карусель». Этап 8. Творческое задание.
Способы работы
Этап 1. Объяснение грамматической темы, которой посвящена данная песня, не должно занимать много времени. Надо найти простые, понятные слова, короткие примеры.Стараться пользоваться уже выученной лексикой. Если в песне есть новые лексические единицы, фразы или разговорные клише, нужно объяснить их отдельно от текста песни. Обязательно снять трудности в понимании содержания текста в дальнейшем. На этом этапе происходит первичная обработка нового материала.
Этап 2. Песняобязательно должна быть у учащихся перед глазами. Лучше написать ее на большом плакате (или вывести на экран с помощью компьютера). Хорошо отметить в тексте грамматические особенности данной темы цветным шрифтом. Например:
найдите все неправильные глаголы в Past Simple;
найдите все глаголы третьего лица в Present Simple;
найдите существительные или местоимения в притяжательном падеже и т. д.
Выполнить эти задания гораздо проще с помощью правильно написанного текста.
Этап 3. Разобрать строение песни (сколько куплетов, припевов, что повторяется, сколько раз). Сначала надо найти в тексте песни полностью повторяющиеся строчки. Потом обратить внимание на то, какие строчки изменяются, объяснить — почему, а лучше попросить ребят самих ответить на этот вопрос, то есть заставить задуматься над грамматическим правилом, которое учитель объяснил в начале урока.
Этап 4. Песню надо спеть несколько раз вместе с учителем, повторяя неоднократно каждую фразу, останавливаясь в тех местах, где учащиеся испытывают сложности. Следить за произношением фонетически трудных слов. Темп песни при такой работе должен быть медленным, чтобы учащиеся могли запомнить не только грамматические, но и ритмические особенности каждой музыкальной фразы.
Этап 5. Приведенные ниже игры направлены на запоминание текста песни, отработку сложных моментов в закреплении нового материала. Они представляют собой этапы работы, полностью заменяя привычные упражнения, которые каждый учитель дает на уроке для формирования лексических, грамматических и фонетических навыков учащихся. Режим игр может быть любым: индивидуальным, парным, групповым. Это такие игры, как: «Снежный ком», «Цепочка», «Штопка», «Измени», «исправь ошибку».
Этап 6. Игра «Учитель-ученик»— это музыкальная игра, направленная на закрепление грамматического и музыкального материала песни. Так как учащиеся еще не могут спеть всю песню самостоятельно, им помогает в этом учитель. Он поет песню по куплетам, сознательно пропуская в каждом куплете какие-то слова. Учащиеся должны заметить это и при повторении спеть их самостоятельно правильно, в нужном темпе и в нужное время. На самом деле это очень трудное задание, так как не все ребята обладают хорошим музыкальным слухом и не у всех получается «попасть в точку». В таком случае условия этой игры можно упростить: не петь, а громко произнести нужные слова, пропущенные учителем. В дальнейшем роль «забывчивого» учителя может взять на себя любой ученик.
Этап 7. В рамках этого этапа происходят изменения некоторых параметров песни, направленные на активизацию полученных знаний, умений и навыков. Например, можно предложить учащимся спеть выученную песню в более быстром темпе, чуть выше, ниже, в другом стиле или вообще без музыкального сопровождения.
Этап 8. Это заключительный этап работы над песней, своего рода творческое задание. Тут можно предложить ребятам самим сочинить свой вариант данной песни, то есть «смоделировать песню по образцу».
В заключение хочется отметить, что работа над грамматическим и лексическим материалом песни на самом деле является одной из разновидностей ситуационно-вариативных упражнений. Однако песни не стоит рассматривать только как «тренажеры» для запоминания лексики. Это, скорее всего, одно из средств создания среды общения, приближенной к реальности.
Результативность работы над песнями зависит:
от систематического их использования;
от целенаправленности самих песен в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Подбор и сочинение песен — забота учителя. Ведь использование на уроках английского языка подобного музыкального материала может стать важным средством оптимизации структуры урока, которое обеспечивает активность и работоспособность учащихся, повышает их мотивацию и творческую активность, помогает овладеть программным лексико-грамматическим материалом и реально поддерживает у детей интерес к изучению английского языка.