Метод проектов как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО на уроках иностранного языка
Метод проектов как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО на уроках иностранного языка
Решать задачи формирования компетенций студентов СПО помогают современные технологии и методы обучения иностранномй языку, в том числе технология проектной деятельности. В работе приводится пример творческого проекта "В ателье" в группах специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий". Рассматриваются этапы работы над проектом с точки зрения формируемых компетенций студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО на уроках иностранного языка»
Крылова Любовь Николаевна,
преподаватель ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Метод проектов как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО на уроках иностранного языка
В связи с современными образовательными стандартами одной из проблем, стоящей перед профессиональным образованием является разработка учебно-методического образовательного комплекса для формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Решать задачи формирования компетенций студентов помогают современные технологии и методы обучения иностранному языку: коммуникативный метод обучения, технология дискуссионного обучения (урок – дискуссия), технология игрового проектирования (сюжетная, ролевая, деловая игра), проблемный метод обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности (метод проектов).
Сущность метода проектов – способ достижения цели урока через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В качестве примера формирования общих и профессиональных компетенций студентов через проектную деятельность я бы хотела привести пример творческого проекта «В ателье» в группах четвертого курса специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» на завершающем этапе завершения темы «Моя профессия».
На учебных занятиях и внеаудиторной деятельности по дисциплине «Иностранный язык» (ОГСЭ) в группах К-4 формируются следующие компетенции:
Опосредованное формирование и развитие профессиональных компетенций в профессионально - направленном модуле дисциплины. Специалист должен:
- использовать специальную терминологию профессионального характера: названия специальностей, инструментов, материалов, операций, техник;
- строить простые высказывания о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- участвовать в диалогах на знакомые профессиональные темы (уметь выразить просьбы, сделать распоряжения, задать вопросы, связанные с профессиональной деятельностью);
- понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.
Технологии формирования и развития профессиональных компетенций используются при проведении деловых игр (например: «В ателье» «В офисе», «У косметолога», «В парикмахерском салоне» и т.д.), выполнении профессионально- направленных заданий (например: подберите подходящую прическу или макияж для конкретного человека, опишите в общих чертах технологию выполнения)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Как видим из таблицы, дисциплина «Иностранный язык» (ОГСЭ), преподаваемая в группах К-4 формирует в той или иной степени общие компетенции, ключевыми из которых являются:
- готовность проявлять ответственность за выполненную работу (умение ставить цели овладения различными аспектами иностранного языка, умение представить конечный результат иноязычной деятельности в полном объеме);
- способность к самостоятельным действиям (умение понять смысл текста, умение пользоваться словарями, справочной литературой, умение отделять главную информацию от второстепенной, умение писать аннотацию и т.д.)
- устойчивое стремление к самосовершенствованию.
Кроме этого дисциплина «Иностранный язык» (ОГСЭ)формирует профессиональные компетенции посредством развития иноязычной коммуникативной компетенции, так как изучение иностранного языка позволяет связать разнопредметную информацию (Например, профессиональные и речевые действия на иностранном языке).
Проектная деятельность студентов в группах К – 4 является основной частью деловой игры «В ателье». Проект предусматривает создание моделей одежды для оформления витрины вновь открывшегося ателье. Создается «художественный совет», на заседании которого студенты должны продемонстрировать спроектированные ими модели и описать их на английском языке. По заранее оговоренным критериям отбираются лучшие работы.
В организации проектной деятельности важным моментом является структурирование. Рассмотрим этапы работы над проектом с точки зрения формируемых компетенций студентов.
1. Этап «мотивация». Студентам дается установка на проблему, создается ситуация общения. Им предлагается спроектировать свои модели одежды для витрины нового ателье в котором по условиям деловой игры они будут работать по окончанию колледжа. Таким образом на этапе «мотивация» мы формируем ОК 1.
2. Следующий этап – «информационное обеспечение». Его задача – собрать как можно больше информации по данному вопросу. Студенты собирают материал о направлениях в современной моде, тканях и т.д. в результате этой работы у них формируются ОК 2, ОК 4, ОК 5.
3. На этапе «первичной обработки информации» происходит первичный анализ материала, исходя их собственного опыта и имеющихся знаний. Студенты решают какую модель они спроектируют. На данном этапе формируются ОК 2, ОК 3, ОК 7, ОК8.
4. Этап «обработка информации вместе с преподавателем» предполагает конкретизацию поисковых задач, выделяется тема, подтемы, формулируются основные мысли. Решается вопрос о конкретной проектируемой модели одежды, о специальной терминологии профессионального характера для её описания на английском языке. Продолжают формироваться ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8.
5. На этапе «дополнительный сбор информации» студенты сталкиваются с проблемой «нехватки» материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть на задачу «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию. Студенты решают в каком порядке и как описывать модель. Формируются и развиваются следующие компетенции ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8.
6. На этапе «осмысление, сравнение, анализ и коррекция» студенты приступают к описанию созданных ими моделей на английском языке, используя необходимую профессиональную терминологию. Формируются ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8. При этом опосредованно формируются профессиональные компетенции (использование специальной терминологии профессионального характера на английском языке, умение понимать тексты на базовые профессиональные темы, умение писать сообщения на профессиональные темы). В работе над проектом данный этап является самым важным, поскольку здесь происходит интеллектуальный рост студентов, которые учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.
7. «Защита проекта» является заключительным этапом, где формируется ОК 7. Студенты совершенствуют навыки публичного выступления в режиме презентации своих проектов.
8. Этап «оценка проекта» включает в себя оценку содержания проекта, усвоение языкового материала, развитие речевой и коммуникативной компетенции. Оценку проектам дает «художественный совет» по заранее оговоренным критериям. На этапе «оценка проекта» формируются ОК 6, ОК 7.
Вывод: проект «В ателье» является компетентностно-ориентированным, формирует общие и профессиональные компетенции студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».