Реализация электронного образования для обучения учащихся с особыми образовательными потребностями
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Павлово
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
КРЫЛОВА И.В.
За последние десять лет виртуальные формы обучения стали привычными для большинства учебных заведений.
Сегодня обучение через Интернет все чаще рассматривается не просто как удобная форма обучения, а как вполне серьезная альтернатива традиционному образованию, позволяющая ученику получить глубокие знания.
Мы в школе убедились, что использование информационных технологий позволяет развивать творческое воображение, необходимое для формирования гибкого нестандартного мышления; мы видим, что в результате обучающийся получает не только знания, но и способы постижения их (овладевая правилами работы в информационном пространстве). Логика обучения при этом ориентируется на саморазвитие и самооценку учеников в дальнейшем.
В нашей школе при введении уроков и проведении внеурочных мероприятий по мере нашей оснащённости и подготовленности мы используем возможности LMS (системы управления знаниями). Для сохранения и использования документов можно применить DropBox, для проверки практических заданий и рефератов используем Google, обработку графических файлов производим в Picasa. Ведём электронные дневники, создаём личные кабинеты для учеников и учителей, и многое другое. Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Кому адресовано интернет – обучение в нашей школе, какие формы его организации используются? Прежде всего это дистанционные занятия для углубления знаний учащихся, ликвидация пробелов знаний, консультационные занятия в ходе выполнения проектных работ, консультации для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, а также занятия с детьми , не посещающие школу по состоянию здоровья. (Слайд 1)
Для проведения дистанционных занятий использую различные платформы и сайты: Skype, Google, Dnevnik.ru, Mail.ru, Letopisi или на личном сайте https://sites.google.com/site/krylovaiv2013/system/app/pages/sitemap/hierarchy
и другие.
Известно, электронное обучение включает в себя чаты, лабораторные работы. контрольные задания, тесты и т.п. (Слайд 2,3). Что используется мной при проведении дистанционного занятия, как строится само занятие? Какие предъявляются требования к уроку?
1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line.
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми:
- доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.),
- непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (chat) и др.),
- способ приема контрольных работ.
3. Для страховки необходимо материалы урока расположить не на одном, а, по крайней мере, на двух серверах. Для общения с участниками обучающего процесса необходимо иметь запасной "почтовый ящик".
4. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока.
Приведу примеры двух уроков электронного - обучения.
http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fletopisi.org%2Findex.php%2F%C7%E0%ED%FF%F2%E8%E5_%F1_%EF%F0%E8%EC%E5%ED%E5%ED%E8%E5%EC_%C4%CE%D2_%EF%EE_%E0%ED%E3%EB%E8%E9%F1%EA%EE%EC%F3_%FF%E7%FB%EA%F3&post=58232001_357
Первый урок проводится на сайте «Летописи» и цель этого урока я ставлю повторения пройденного материала по теме «Словообразование». Этот урок предназначен для учеников 9 –х классов, которые будут сдавать экзамены по английскому языку. Урок проводится off-line и делится на два этапа.
Первый этап урока – повторение пройденного. Учащиеся получают теоретический материал для повторения.Затем дается образец выполнения тестового задания. Учащийся должен самостоятельно разобрать теоретический материал. Если у него возникают вопросы, он может задать их учителю.
Второй этап - практический. Учащийся выполняет тест и посылает ответы учителю для проверки. Опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль и оценку.
Рефлексия, предусматривает общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления.
В материале урока обязательно должны быть ссылки на сайты, где учащийся сможет найти дополнительный материал, а также ссылки на справочный материалы.
Второй урок, который я хотела бы продемонстрировать – это урок “Времена года” для 4 класса по УМК М.З.Биболетовой . Этот урок проводится on-line и предназначен для учащихся, которые находятся на домашнем обучении. Уроки on-line я провожу на платформе Skype. http://dnevnik.ru/user/
Анализируя этот урок, я хочу остановиться на мотивации учеников. Одна из проблем дистанционного урока - высокая активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.
Я обращаюсь к сервисам Web 2.0. Вводя новый лексический и грамматический материал , мы можем использовать карты памяти как в данном уроке http://www.mindmeister.com/207454453/seasons или «глоги»
http://www.glogster.com/irok525/wide-glog-by-irok525/g-6l6espvlb6kg7gd3r6b92a0
Сервис Google
https://www.google.com/url?q=http://goo.gl/vj0zHM&usd=2&usg=ALhdy2_qux4nGJqMgQuBc3i864DZnFGFjA
https://www.google.com/url?q=http://goo.gl/zTrtou&usd=2&usg=ALhdy2_fMNUO7r-RWmFQ-PYW5FBRuWnauA
https://www.google.com/url?q=http://goo.gl/XL7AKU&usd=2&usg=ALhdy298sTLuehuqRhpqatouWqVQ0iGREQ
Сообщество учителей Intel Education Galaxy
https://edugalaxy.intel.ru/index.php
Домашнее задания может тоже выполняться на этих сервисах. http://LearningApps.org/90827
http://learningapps.org/display?v=vy4osjun , или высылаться файлом ученику.
Я подготовила подборку сайтов, с помощью которых учитель может создать интересные задания не только для интернет-уроков, но и для уроков в школе.
Вывод. Я считаю, что с помощью интернет- обучения мы сможем обеспечить обучение учащихся с особыми образовательными потребностями. Сегодня каждый учитель может использовать этот метод в своей практической работе. Применение интернет-обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.
Приложение
Полезные ссылки для подготовки к дистанционным урокам
Готовые развивающие игры и викторины
http://www.esl-kids.com/
http://www.barryfunenglish.com/index.php
http://www.marks-english-school.com/games.html
http://www.highlightskids.com/
http://www.echalk.co.uk/
http://www.tolearnenglish.com/
Сервисы для создания онлайн игр и интерактивных викторин
http://www.superteachertools.com/
http://www.toolsforeducators.com/
http://www.funnelbrain.com/
http://wordstash.com/
http://pantherprogramming.weebly.com/
http://sharendipity.com/
http://en.educaplay.com/en/index.php
http://www.mygame.com/
http://stencyl.com/
Порталы для учителей
http://www.englishforeveryone.org/
http://www.kindersite.org/
http://www.manatee.k12.fl.us/sites/elementary/samoset/teacherresweb.htm
http://www.mes-english.com/
http://www.primarygames.com/games.htm
http://www.supersimplesongs.com/index.html
http://www.bbc.co.uk/skillswise/english
http://www.kididdles.com/printables_home.html
Развивающие игры и интерактивные задания
http://www.speedtile.net/blueschool
http://www.learningplanet.com/
http://www.starfall.com/
http://tutpup.com/
http://twistynoodle.com/
http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/literacy/index.htm
http://www.wordgames.com/
Флеш-карты
http://www.quizlet.com/
http://www.flashcardexchange.com/
http://www.flashcardfriends.com/
http://www.iflipr.com/
http://www.brainflips.com/
http://www.ediscio.com/
http://www.cobocards.com/en/
http://www.popling.net/
Кроссворды
http://www.kubbu.com/
http://www.toolsforeducators.com/
http://www.toolsforeducators.com/crossword/
http://cross.highcat.org/
http://crazylink.ru/languages/crossword.php?lan=english
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Ленты времени
http://www.dipity.com/
http://www.timerime.com/
http://www.timetoast.com/
http://www.ourstory.com/
Полезные сайты
http://www.dreamsboard.ru/
http://www.zooburst.com/
http://www.wikiwall.ru/
http://www.bubble.us/
http://www.toondoo.com/
http://www.glogster.com/
http://www.prezi.com/
http://www.mindmeister.com/
Структура дистанционных занятий
При разработке дистанционных занятий возможно использование следующей структуры их построения:
Тема занятия.
Цели занятия.
Проблема занятия или главный вопрос.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
Подробный конспект занятия.
Перечень видов деятельности дистанционных учащихся.
Перечень видов деятельности дистанционного педагога и других участников занятия.
Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, подготовленные файлы с заданиями и др.)
Способы и формы проверки результатов, полученных учащимися на занятии.
Предполагаемые виды образовательной продукции учащихся, полученные на данном занятии (ответы на вопросы педагога, возникшие идеи, собственные вопросы и др.)
Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.
Роль и место занятия в дистанционном курсе или в системе обучения.