мастер-класса «Самооценивание как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС».
Разработал – Л.Н. Крылова, преподаватель ГПОУ «СКСиС»
РАССМОТРЕНА
на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин (ОГСЭиЕН)
Протокол от ______________2019 г. №__
г. Сыктывкар, 2019г.
Содержание
1.Самооценивание как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС.
2. Методы самооценивания на уроках английского языка.
3. Пример самооценивания на уроке «открытия» нового знания (формирование грамматического навыка по теме «Future Simple») «День рождения».
В соответствии с ФГОС компетентностно - ориентированный урок предполагает оценивание студентами учебных успехов, то есть речь идет о самооценке и взаимооценке.
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки студентов. Она характеризуется отражением в ней собственной активности, интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении студента, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.
Для того, чтобы помочь повысить самооценку, нужно учить студента умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности. Значит, надо учить контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе студенту новые основы самооценки.
Важно также помочь студенту проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Она начинает формироваться в школе, и наша задача – продолжение работы в этом направлении.
Развитая самооценка это:
- осознанное восприятие студентами учебного материала, понимание границ своих знаний;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
Самооценка и самоконтроль переходят во внеучебную деятельность:
- в поступках студентов уже чувствуется умение предвидеть результаты своей деятельности;
- они проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;
- совершенствуется умение оценивать свое положение в системе социальных отношений.
Обучение с формированием самооценки оказывает положительное влияние на личностное развитие.
Самоконтроль является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность. Он необходим для своевременного предотвращения или обнаружения уже совершенных ошибок.
Что касается взаимооценки, то она стимулирует мотивацию познавательной деятельности, поскольку, оценивание уровня подготовленности своих товарищей по группе неизбежно требует повышения уровня собственной подготовленности по каждой теме учебного материала.
Обязательным условием успешности взаимооценивания и самооценивания является твёрдая убежденность студента в важности выполняемой им миссии «эксперта». Выступая в роли «эксперта», студент должен знать (т.е. выучить, усвоить заранее) учебный материал. Создается атмосфера постоянного напряженного внимания со стороны всех участников учебного процесса. Необходимость выслушать и адекватно оценить ответы одногруппников объективно создает не очень уверенному в себе студенту новые основы самооценки, способствует развитию его личности.
Поскольку системно-деятельностный подход предполагает научить студентов самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, роль умения оценивать очень важна.
Какие же методы оценивания можно использовать на уроках английского языка? Наиболее подходящими мне представляются следующие:
· Индекс - карточки для обобщения или для вопросов. Преподаватель периодически раздает студентам карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
· Сигналы рукой. Преподаватель просит студентов показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
- Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх);
- Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону);
- Я не совсем уверен (помахать рукой).
Посмотрев на сигналы, преподаватель опрашивает студентов. По итогам полученных ответов преподаватель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
· Светофор.У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Преподаватель просит студентов показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит студентов ответить на вопросы: зеленые карточки (все поняли): Что вы поняли?желтые или красные карточки: Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов преподаватель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
· Одноминутное эссе. Одноминутное эссе - это техника, которая используется учителем с целью предоставления студентам обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе преподаватель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?
· Речевые образцы (подсказки). Преподаватель периодически дает студентам речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
· Трехминутная пауза.Преподаватель предоставляет студентам трехминутную паузу, которая дает студентам возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
· Измерение температуры. Данный метод используется для выявления того, насколько студенты правильно выполняют задание. Для этого деятельность студентов останавливается, и преподаватель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, студенты предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.
· Мини-тест. Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки студентов, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
· Элективный (выборочный) тест. Преподаватель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит студентов ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Преподаватель обязательно должен предложить студентам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.
· Формативный тест. Преподаватель произвольно делит студентов на малые группы (по 4-5 студентов в группе). Каждый студент получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Студентам предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения они заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого студента подсчитываются отдельно.
· Дневники / журналы по самооценке. Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы преподаватель и студент могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объём. Дневники помогают преподавателю получить представление об уровне прогресса студента и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.
· Формативный опрос. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Преподаватель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
· Упражнение на проверку усвоения нового материала. Преподаватель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит студентов выбрать определенный квадрат. При этом преподаватель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, преподаватель задает вопрос.
· Обобщение в одном предложении. Преподаватель просит студентов обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?
· Обобщение в одном слове. Преподаватель дает студентам задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
· Письменные комментарии (письменная обратная связь). Обязательный элемент оценивания - предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы студентов, преподаватель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.
· Словесная оценка (устная обратная связь). Самый распространенный вид оценки. Преподаватель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Преподаватель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
· Самооценивание - процесс, в ходе которого студенты собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания - наличие критериев оценивания работы, с которыми студенты должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Из выше перечисленных методов самооценивания на уроках английского языка я использую следующие:
5. Упражнение на проверку усвоения нового материала.
6. Измерение температуры.
7. Формативный опрос.
8.Мини-тест.
Я предлагаю вашему вниманию урок «открытия» нового знания (формирование грамматического навыка по теме «Future Simple») «День рождения», в который, на мой взгляд, удачно включена самооценка в видеупражнения на проверку усвоения нового материала.
Литература:
1.Руководство для учителя. 2017г. 2.П.Блэк и Д.Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний студентов как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» 3. Методическое руководство «Формативное оценивание на уроках».
Урок по дисциплине «Английский язык» «День рождения»
Для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Крылова Любовь Николаевна,
преподаватель иностранного языка,
Сыктывкарский колледж сервиса и связи, г. Сыктывкар
План урока
Цель: создание на уроке по дисциплине «Английский язык» условий для формирования у студентов предметных компетенций (коммуникативных и языковых) по теме «День рождения».
Задачи:
Формирование и развитие грамматических навыков по теме «Future Simple» на базе лексического материала по теме «День рождения».
Проблема урока: «Смогу ли я рассказать, что буду делать я и другие члены семьи ко дню рождения мамы?»
- презентация грамматической конструкции Future Simple;
- текст «Email папе»;
- оценочный лист для самооценки.
Литература:
Безкоровайная Г.Т. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО.-М., 2016
Кузовлев В. П. Английский язык для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: учебник. – М.: Просвещение, 2011
Кравцова Л.И. Английский язык для средних профессиональных учебных заведений. – М.: Высш. школа, 2011
Рогова Т.В., Рожкова Ф.М. Английский язык за два года. – М.: Просвещение, 2004
Голицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений. . – СПб.: КАРО, 2010
Soars L. New Headway English Course: Elementary. – Oxford: Oxford University Press, 2015
Ход урока
I. Этап урока
Организационный момент. Мотивация деятельности. Постановка проблемы, формулировка цели и задач урока. Введение студентов в ситуационно-коммуникативную атмосферу, актуализация прежних знаний.
II. Этап урока
Формирование и развитие грамматических навыков по теме «Future Simple» на базе лексического материала по теме «День рождения».
1.Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Знаковая фиксация. Формулирование студентами правила образования Future Simple. Отработка хором грамматической конструкции Future Simple.
2. Ролевая игра «Завтра день рождения мамы». Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
Рефлексия и самооценка студентами учебной деятельности на уроке.
Комментарии к уроку:
Данный урок проводится в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Английский язык».
Студентам предлагается прослушать небольшой аудио фрагмент (песню «Happy Birthday to You»), исходя из содержания которого, они должны назвать тему урока. Студенты ответят, что речь идет о дне рождения. Далее преподаватель предлагает презентацию, состоящую из трех предложений. Студенты записывают их, определяют видовременные формы глаголов, две из них они знают: Present Simple, Past Simple. Относительно третьего предложения они предположительно ответят по-русски, что это «будущее время», так как догадаются по последнему слову– «tomorrow» (завтра).
Hello, everybody! We start our lesson. You are going to listen to a song. What can you hear? What is it about? The song is about a birthday. What do you think are we going to talk about? Do you know? We are going to talk about a birthday. To be precise, we are going to talk about preparations to the Mother’s birthday. To do this we will play a roleplay. Everybody, look at the screen.
1. We always congratulate Mother on her birthday.
2. We congratulated Mother on her birthdayyesterday.
3. We will congratulate Mother on her birthdaytomorrow.
There are three sentences there. They have numbers: 1, 2, 3. Write the numbers in your exercise books and decide on the tenses. You know Present Simple, Present Continuous, Past Simple. Write after each number the tense. What did you write? Sentence number 1 is Present Simple. Put up your hands who wrote the same? And what about the second sentence? Yes, itʼs Past Simple. What can you say about the last sentence? Do you know the tense? You may use Russian. Yes, you are right. Да, это будущее время - Future Simple. How did you guess? Thanks to the last word –“tomorrow”.
II. Преподаватель называет новое грамматическое явление по-английски - Future Simple и предлагает сформулировать правило его образования. После этого студенты формулируют проблему: «Смогу ли я рассказать, что буду делать я и другие члены семьи ко дню рождения мамы?»
We willcongratulate Mother on her birthday tomorrow.
So, the last sentence is Future Simple. Look at it ones again and tell which verbs does Future Simple consist of? (Will and have). Future Simple= will+ infinitive without to.
Do we translate “will”? No, we don’t. “Will” is modal auxiliary verb. The forms of “will” are the same for all persons.
Notice the forms of “will”
Iʼll- short form
I wonʼt- negative short form
Positive and negative
I
He/ she/ it
We/ You/ They
ʼll (will)
won’t
lay the table
Question
When will
he
you
they
lay the table
Short answer
Will you lay the table?
Yes, I will
No, I wonʼt
Letʼs practice the new tense together. Write the information about Future Simple in your exercise- books. You will need it for our work at the lesson and your homework.
And now we will play a roleplay. You are a “family” who decided to have a party according to the Motherʼs birthday. Everyone must help. Father is away on a business trip. He will ring soon and ask about the preparations to the Mothers birthday. The problem is: will you be able to (сможете) tell him what will you do?
Следующий этап урока представляют собой ролевую игру «День рождения мамы», в ходе которой у студентов должен быть сформирован грамматический навык по теме «Future Simple». Для этого преподаватель создаёт ситуацию под готовки «семьи» ко дню рождения мамы. На экране появляется речевой образец и таблица с «делами», которые необходимо сделать к этому событию. Студенты читают «дела», подставляя их в грамматическую модель.
I will sing a birthday song.
1. do the washing- up
2. clean the rooms
3. lay the table
4. buy flowers
5. cook a cake
6. congratulate Mother on her birthday
7. write a birthday card
Everyone must help. There are a lot of things you have to do. Read them from the screen using the example.
Далее преподаватель меняет речевой образец и говорит, что теперь необходимо выяснить, кто что не будет делать ко дню рождения мамы. Студенты подставляют «дела» в грамматическую модель со сдвигом на одно «дело». А затем говорят что они будут делать.
I wonʼtsinga birthday song. I will…
We don’t want to confuse all the things you have to do. We want to precise what you wonʼt do and what will you do using the example.
I wonʼt sing a birthday song. I will…
1. clean the rooms
2. lay the table
3. buy flowers
4. cook a cake
5. congratulate Mother on her birthday
6. write a birthday card
7. do the washing- up
Следующий речевой образец «I will sing a birthday song. Will you sing a birthday song, too?» и образцы возможных ответов (Yes, I will. No, Iwonʼt) помогут сформировать умение задавать вопросы и отвечать на них, используя Future Simple. Преподаватель предлагает установку: «Узнай у другого члена семьи что он будет делать».
Сначала студенты по очереди объясняют, что они будут делать, а затем уточняют будут ли другие делать то же самое. Отвечающий должен будет дать краткий ответ и сказать что будет делать он.
I will sing a birthday song. Will you sing a birthday song, too?
Yes, I will
No, I won’t
1. lay the table
2. buy flowers
3. cook a cake
4. congratulate Mother on her birthday
5. clean the rooms
6. write a birthday card
7. do the washing- up
Yes, I will
No, I won’t
Предваряя последние приготовления к празднику, преподаватель задаёт специальные вопросы, используя «Future Simple», например:
Who willsing a birthday song?
When will you sing a birthday song? At the beginning or in the end of the party?
1. Who willlay the table? Where will you lay the table? In the dining room or in the living room?
2. Who willbuy flowers? How many flowers will you buy?
3. Who willcook a cake? How will you decorate it, with fruit or with jam?
4. Who willcongratulate Mother on her birthday? How will you congratulate her?
5. Who willclean the rooms? Which rooms will you clean?
6. Who willwrite a birthday card? What words will you start with?
7. Who willdo the washing- up? What will you wash up?
На этапе вторичного закрепления группа делится с помощью бейджиков на «членов семьи» и «гостей» будущего дня рождения. В таблице на экране напротив каждого «члена семьи» написано какое задание по подготовке ко дню рождения он будет выполнять. После прочтения «членами семьи» информации из таблицы каждый из них говорит, что он будет делать. Задача «гостей» - сказать после каждого высказывания кто что будет делать, включая предыдущую информацию. Последний «гость» рассказывает о деятельности всех членов семьи, используя грамматическую форму Future Simple.
1. aunt
2. niece
3. daughter
4. sister
5. brother
6. uncle
7. nephew
1. buy flowers
2. cook a cake
3. do the washing- up
4. clean the rooms
5. congratulateMother on her birthday
6. write a birthday card
7. lay the table
We are going to practice a role play. Youʼll take the parts of different characters, for example grandmother, aunt, niece, daughter, sister, brother, uncle, nephew and guests. Take these labels with your roles and pin them on. Now everyone knows who is who. Everybody, look at the screen and read what will you do according to your roles. The “members of the family” will speak about their future activity one by one. The “guests” must listen and repeat. The first “guest” repeats one sentence, the second- two sentences, including previous and new information. And so on. The last “guest” tells about the hole future activity of the “family”. Is everything clear? I think you understood the task.
Работа с текстом продолжает совершенствование грамматического навыка по теме «Future Simple» и представляет собой упражнение на грамматическую идентификацию. По сценарию ролевой игры один из членов семьи («папа») находится в командировке в другом городе. «Бабушка» написала для него email о подготовке ко дню рождения. «Члены семьи» знакомятся с текстом email, чтобы посмотреть, не забыла ли она написать об их «делах». Они должны найти в тексте предложения с Future Simple и записать их номера в тетрадь. Сначала они прочитывают текст по очереди вслух, затем, после напоминания установки, самостоятельно.
Grandmother wrote an email to her son (Remember, he is away.) She wrote about the preparations to the Mothers birthday. Read the email one by one aloud to understand it. Read the email on your own, find the numbers of the sentences with Future Simple. Write the numbers of the sentences with Future Simple in your exercise- books. Letʼs see.
My dear Son,
1. How lovely to get your email! 2. Don’t worry, everybody is well. 3. They are all preparing to Kate’s birthday party. 4. It will be great. 5. I will cook a cake. 6. Children like it. 7. Nina will clean the rooms and Olga will lay the table. 8. They are nice girls. 9. Victor will buy some flowers. 10. Nina is writing a birthday card at the moment.11. She sends love to you. 12. We all will sing a birthday song.13. I think this will make Kate happy.
14. We all miss you a lot. 15. When will you come back? 16. Please, email me. 17. We all want to see you very, very soon.
18. P.S. Don’t forget to send Kate a birthday present.
Your ever - loving Mom
III. Самооценка работы студентов по теме «Future Simple» осуществляется с помощью таблицы «Сколько предложений в грамматической форме «Future Simple» вы нашли?».
What are your answers? What are the numbers of the sentences with Future Simple? Read them aloud!What will you say about your work at the lesson? I mean the self-estimation. How many sentences did you find? Estimate yourself using the chart.
Self-estimation
6 sentences - very well
5-4 sentences – well
3 sentences- not very well
2 sentences- you have to do some exercises on the topic «Future Simple»
We go back to the problem of the lesson: will you be able to (сможете) tell Father on the telephone what will you do according to the Mother’s birthday? I think you will. To do this better, your home task will be: be prepared to speak with Father on the telephone and tell him about all the preparations to the Mothers birthday. You may use Grandmother’s email.
На этапе рефлексии на вопрос преподавателя о том, чему научились студенты на уроке, предполагаются ответы: Как готовиться ко дню рождения, как сказать в будущем времени о предстоящих делах.
What did you learn at the lesson? (How to prepare to a birthday party and to speak about future activity).