Мастер класс «Кластер находок». Строим урок вместе.
Мастер класс «Кластер находок». Строим урок вместе.
Основные положения ФГОС о современном уроке иностранного языка определяют, что урок английского языка состоит из нескольких этапов, соответственно каждый этап должен быть проводиться в соответствии с новыми требованиями. В разработке представлен кластер создания урока комбинированного типа согласно требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Кластер находок». Строим урок вместе.»
Мастер класс «Кластер находок». Строим урок вместе.
Крюкова Ольга Сергеевна,
учитель английского языка
ГБОУ «Школа №90 г. о. Донецк»
Главной составной частью учебного процесса был и остается урок. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, чтосовременный урок в рамках ФГОС – это и урок-познание, открытие, деятельность, и противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.
При построении урока английского языка необходимо учитывать множество условий. И также можно воспользоваться следующими методическими рекомендациями.
При подготовке урока необходимо учитывать рекомендации книги для учителя, которые являются примерами, и их нужно рассматривать как хорошую "заготовку" для планирования урока в конкретных условиях, с возможностями своих учащихся, со своими личностными характеристиками, такими как: темперамент, эмоциональность, артистичность, находчивость и другими, а также умениями рационально пользоваться средствами обучения; с условиями, в которых проводятся занятия, то есть с конкретным кабинетом и его оснащенностью.
В поурочном планировании формулируются в общем плане практические задачи и определяется содержание урока, то есть его материал, методы и приемы работы с ним, а также средства, которые требуются для проведения урока.
Учителю нужно продумать, какие воспитательные, развивающие и образовательные задачи можно реализовать на этом конкретном уроке, конкретизировать практические задачи.
При подготовке к уроку учитель планирует организацию, содержание деятельности учащихся группы и свою организующую и обучающую роль в ней. Так, на начальном этапе обучения английскому языку при ознакомлении с новым учебным материалом учитель выступает источником информации и организатором группы учащихся по восприятию нового, его осмыслению, осознанию и запоминанию и не переходит к тренировке, пока не убедится в том, что учащиеся поняли объясняемое. При тренировке материал подается не только учителем, но и в звукозаписи или в чтении, когда дети работают с учебником. Главная же функция учителя - организация усвоения учебного материала путем включения каждого в выполнение упражнений, использовать для этого хоровую, массовую, парную, групповую и индивидуальную формы работы, а также различные средства обучения. При применении усваиваемого материала организующая роль учителя исключительно важна, поскольку именно здесь происходит общение, которое мыслится как общение учащихся между собой, стимулируемое различными средствами. Это может быть беседа по просмотренному видео самих учащихся или его описание. Это может быть прочитанный или прослушанный текст и беседа детей по тексту. Организующая функция учителя должна проявиться в выборе стимулов, в определении партнерства, например, при парной работе.
Традиционно принято рассматривать следующие этапы, или компоненты, урока: организационный момент, введение нового материала, тренировка, формирование навыков и их контроль, развитие соответствующих речевых умений в четырех видах речевой деятельности, рефлексия, подведение итогов урока, формулирование и запись домашнего задания.
Необходимо отметить, что специфика урока английского языка проявляется в его произвольном планировании, когда преподаватель может изменять компоненты урока и самостоятельно выбирать их последовательность. Учитель выстраивает этапы урока в определенном порядке, объединяя их в единое целое. Последовательность этапов урока зависит от модели построения урока, которую учитель выбирает.
Обычно при планировании отдельных этапов урока могут быть полезны следующие рекомендации: трудные задания должны предшествовать легким, так как в начале урока учащиеся более внимательны; более подвижные задания и игры лучше проводить в конце урока, когда учащиеся устали; каждый последующий этап должен быть связан с предыдущим с помощью «мостика»; начало и конец урока всегда должны проходить организованно; учителю следует привлечь внимание детей, чтобы сосредоточиться в начале урока и подвести итоги в конце; урок следует заканчивать на позитивной ноте для того, чтобы учащиеся верили в свои силы. Это может быть положительная оценка выполненного в классе, задание, с которым способна справиться вся группа, или просто шутка учителя.
Выделяются следующие пять типов уроков:
1) уроки изучения нового учебного материала;
2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
3) уроки обобщения и систематизации;
4) комбинированные уроки;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Общие требования к структуре и содержанию урока
К современному уроку английского языка предъявляются определенные требования. Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов.
К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока.
Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые упражнения, постановку цели урока и его темы. Он длится от 3 до 7 минут.
В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время должно происходить выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы.
Это может быть:
ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;
тренировка использования языкового и речевого материала;
применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;
организация аудирования текста для обучающихся в предъявлении учителя (звукозаписи);
организация монологических, диалогических высказываний обучающихся;
организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.
Что касается, последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.
В зависимости от типа и цели и темы урока, структурные и содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше. Все структурные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга, в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и последовательность элементов урока. И если нарушается хоть одна составляющая структуры урока, то цель может быть не достигнута, или достигнута, но частично. Поэтому очень важно соблюдать эту структуру и наполнять ее такими содержательными элементами, которые быть лаконично и логично представляли собой организационную форму обучения - урок.
Содержание урока также должно быть увлекательным и интересным для обучающихся, так, как только учебные действия, совершаемые с мотивацией успешны, и имеют результат. На уроке должны применяться приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель становится не проводником знаний, а личностью, которая обучает способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Содержание урока состоит из нескольких компонентов, таких как:
Коммуникативный компонент включает в себя предметную сторону речи: сферу общения, тему, ситуацию общения (в кино, в магазине, в кафе и пр.), виды речевой деятельности, аспекты языка, социокультурный аспект.
Психолого-педагогический компонент включает в себя речемыслительные задачи, мотивацию.
Методический компонент включает в себя приёмы обучения, технологии обучения, игровые моменты, положения, регулирующие последовательность и структуру урока.
Помимо этого, при планировании хода урока необходимо ориентироваться на логику его построения: соразмерность всех компонентов урока, их соподчинённость друг другу, то есть целостность; движение по стадиям усвоения речевого материала, то есть динамика; единство и последовательность материала по содержанию, то есть связность и взаимообусловленность этапов урока.
Таким образом, основными чертами урока являются:
Формирование и развитие речевых, коммуникативных навыков и компетенций.
На уроке иностранного языка должна быть одна главная цель. Она обеспечивает логику урока, превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное время урока - до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели.
Соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели.
Строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и умений.
Комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности.
Создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой, доступной для понимания.
Индивидуализация процесса обучения - когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать.
Контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока, в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.
Меняющаяся обстановка в мире, когда весь мир переходит к постиндустриальному информационному обществу, несомненно предъявляет новые требования ко всем системам в государстве, в том числе и к системе образования. Так, образование становится важнейшим ресурсом социально - экономического, политического и культурного развития стран.
Естественно, в связи с этим меняется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока иностранного языка.
ФГОС как основа построения современного урока
В действующем Федеральном Государственном Стандарте урок английского языка должен быть следующим:
На уроке должно происходить развитие иноязычной коммуникативной компетенции и ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
Урок должен способствовать развитию личности учащихся, и формированию, и развитию у них универсальных учебных действий. Также должны быть достигнуты результаты: предметные, личностные результаты, такие как: - формирование мотивации к изучению языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
У обучающихся должно появиться осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к самосовершенствованию речевой культуры в целом; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность помогать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Требования, предъявляемые ФГОС к современному уроку:
Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание.
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учитель создает проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Здоровьесбережение.
В центре внимания урока - обучаемые.
Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены следующие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
Умение демонстрировать методическое искусство учителя.
Планирование обратной связи.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие, то есть оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и задавать вопросы. Учитель эффективно и согласно цели урока сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает даже самые незначительные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» через отношения, совместную деятельность и т.д.
Так как, основные положения ФГОС о современном уроке иностранного языка определяют, что урок английского языка состоит из нескольких этапов, соответственно каждый этап должен быть проводиться в соответствии с новыми требованиями. Я предлагаю рассмотреть кластер создания урока комбинированного типа, который состоит из следующих этапов:
организационно-мотивационный этап (организация положительной мотивации к учебной деятельности, формулирование темы и цели урока);
актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке, готовность к мышлению и осознание потребности в получении новых знаний);
совершенствование навыков и умений работы с текстом (развитие навыков догадки, просмотрового и поискового чтения, развитие умения применять полученные знания для решения задач в ходе индивидуальной и парной работы);
применение знаний в новой ситуации (развитие умений монологической и диалогической речи на основе текста в ходе ролевой игры);
рефлексия (соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов);
объяснение домашнего задания (дифференцированное задание по выбору учащихся).
Согласно новому стандарту, первый этап должен проходить следующим образом: тему урока обучающиеся формулируют сами, учитель только подводит их к осознанию темы. Учитель стимулирует учащихся сформулировать тему урока, беседуя с ними.
На втором этапе урока учащиеся аккумулируют свои знания по теме, выражают свое отношение к моим утверждениям, высказывают свою точку зрения, опираясь на прочитанный текст. Учитель поощряет учеников высказываться, урок английского языка должен строиться на основе системно - деятельностного подхода, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
При построении урока необходимо соблюдать следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик сам добывает знания, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
Принцип непрерывности - означает взаимосвязь между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, то есть о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Принцип психологической комфортности - предполагает отсутствие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Учителю следует использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы; эффективно, то есть согласно цели урока сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески.
На уроке должны ставиться задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки, при помощи которых происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
Учителю нужно добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать самые незначительные успехи; специально планировать коммуникативные задачи урока; принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение; обучать корректным формам его выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, самопознание, самореализация, мотивация, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность и потребность в новых знаниях, открытиях.
На уроке должно осуществляться глубокое личностное взаимодействие учителя с учеником через отношения, совместную деятельность и т.д. Таким образом, следуя данным рекомендациям, учитель сможет построить урок, соответствующий ФГОС.
Используемая литература
Бермус, Требования к современному уроку иностранного языка, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: www/orenipk.ru //
Горшкова О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/
Казачкова О.С Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС II поколения, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: //URL:http://частнаяшкола1.рф/to_teachers/for_work/article4
Михайлова М.В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf