Мастер-класс по теме:
«Динамические паузы для мотивации изучения иностранного языка в рамках ФГОС», учителя английского языка Юдиной О.Н.
«Мотивация – это ключ к успешному обучению»
Норман Уитни (слайд 1)
Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
1. Распространение своего опыта
2. Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастеркласса;(2 слайд)
Ожидаемый результат: модель занятия (или отдельного фрагмента), которую разработали участники мастер-класса с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Ход проведения.
Актуальность.
В условиях введения ФГОС возрастает роль «иностранного языка» как предмета. В этой связи урочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности [Маркова А. К. 1990: 96].(3 слайд)
При формировании положительной мотивации к иностранному языку у школьников необходимо учитывать особенности возраста, обращая внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.
Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; в нем уделяется особое внимание работе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от учеников высокой концентрации внимания и напряжения сил. Чем меньше возраст ребёнка, тем сложнее ему сохранять статическую позу в течение урока и воспринимать материал. Для снятия напряжения используются различные динамические паузы, которые позволяют избежать переутомления и повысить интерес к изучению предмета.
Известно, что продолжительность активного внимания учеников начальных классов составляет 15-20 минут, после 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50% , при этом половина учащихся начинает отвлекаться от работы.(4слайд)
Урок - это не только работа мозга, но и эмоциональная деятельность. Информационная перегрузка обучающихся в ходе современного урока, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. Каждому человеку во время умственного напряжения хочется отдохнуть. Чтобы информационно не перегружать ребенка, как в младших классах, так и в старших необходимо использовать физкультминутки на уроках английского языка.
Для каждого возрастного этапа следует подбирать определенные разминки. На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песенных, анимационных, стихотворных физминуткок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия. С начальными классами можно проводить и две разминки. Например, после первых 15 минут урока, и после 35 минут.
Для старших школьников также можно использовать стихи, можно шутки, анекдоты, скороговорки или что-то, что одновременно и связывает с языком, и расслабляет. Связь с английским — одно из основных требований. Тем самым, вы можете закрепить какой-то материал, как по лексике, так и по грамматике. А порой, расширить словарный запас. Со средним и старшим звеном можно проводить физминутку после 20 — 25 минут урока. Лучше всего смотрите по ситуации, по вниманию детей, по их активности. По длительности разминка составляет 1-2 минуты.
Уже несколько лет на своих уроках я провожу такие песенные физкультминутки и вижу интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями). Использование аудио или видео материала позабавит детей, придаст легкости и энергичности. Если нет, то можно вместе с детьми повторять все движения. Когда дети будут уже знать, например, стихотворение, можно выбирать одного ребенка из класса, и он будет проводить.
В течение пяти лет мною были собраны различные анимационные стихотворные и песенные видео физкультминутки, которые не только позволяют расслабится, но и помогают закрепить изучаемый материал.
Во избежание усталости учащихся необходимыми элементами на каждом уроке является смена видов работ: говорение, слушание, чтение, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа, работа с учебником (устная и письменная), творческие задания, «мозговой штурм». Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Структура рациональной организации урока:
№ | Факторы урока | Уровень гигиенической рациональности занятия |
1 | Плотность (количество времени, затраченное школьниками на учебную работу) | Не менее 60% и не более 80% |
2 | Виды учебной деятельности, используемые учителем (чтение, письмо, слушание, рассматривание наглядности и т. д.) – количество. | 4-7 видов |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позднее чем через 7-10 минут |
5 | Число и чередование использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятель- ная работа и т. д.) | Не менее 3-х |
6 | Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся | 2-3 |
7 | Использование разнообразных форм организации детей: фронтальные, индивидуальные, в подгруппах, в парах | 3-4 |
8 | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2-3 |
Цели проведения динамических пауз:
-снятие умственного напряжения,
- способствование эмоциональной разгрузке учащихся и борьба против гиподинамии
-повышение интереса к предмету
- способствование развитию фонетических, лексических и грамматических навыков.
-привлечение внимания и настрой на работу(слайд5)
Виды динамических пауз:
а) речевое действие с музыкальным действием;
б) речевое действие с игровым действием;
в) речевое действие с движением;
г) речевое действие с движением и игровым действием.(слайд 6)
Это могут быть:
• физкультурные занятия (дети отчётливо произносят слова, сопровождая их действиями);
• физкультминутка (название и выполнение действий и команд);
• физкультпауза + стихотворение / рифмовка (дети выполняют движения вслед за учителем);
• физкультминутка, построенная на танцевальном материале (интегрирование движений, музыки и сюжета эффективно воздействуют на личность ребёнка);
• занятия на основе подвижных игр.(слайд 7)
Когда проводить
Количество динамических пауз зависит от различных факторов: возраст детей, расписания уроков, особенностями конкретного класса. Для среднего и старшего звена достаточно перерыва через 20-25 минут проведения урока, для малышей требуется 2-3 физминутки.
Всё это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроках иностранного языка в младших классах.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.
Представление системы учебных занятий
Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Для организации благоприятного климата на уроке, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и практических целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Для этого я стараюсь учитывать:
физиологические и психологические особенности детей школьного возраста;
предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы напряжение и усталость;
стараюсь проводить урок непринуждённо, с настроением и только положительными эмоциями;
создаю приятную, располагающую к занятиям обстановку;
включаю в урок физкультурные минутки, зарядки-релаксации, динамические паузы, массаж активных точек.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к эффективности усвоения материала (длительность зарядки – релаксации 3-5 минут). При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые я применяю на начальном этапе обучения.
Зарядка с использованием движения, песен, танца.
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. Примерами такой зарядки являются песенки “Clap, clap, clap your hands”, “ If you are happy”, “Hokey Pokey” и другие.
Это кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Тексты рифмовок вы видите на листках. Они собраны из разных источников и успешно апробированы на уроках в начальной школе. Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата;
Предпочтение необходимо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Выделяют несколько видов физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук и для пальцев;
гимнастика для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика;
артикуляционно-мимическая гимнастика.
Вот примеры физкультминуток, которые я активно использую на уроках:
1) Для снятия общего утомления:
You're a tree, grow tall.
You’re a very bouncy ball.
You’re a lady in the rain.
You’re a bird, you’re a plane.
You’re a lion, you’re a frog.
You’re a monkey, you’re a log.
After a bath, after a bath
I try, try, try
To wipe myself,
Till I dry, dry, dry.
I wipe my hands,
And fingers and toes,
And two wet legs,
And a little shiny nose.
Touch your shoulder,
Touch your knee.
Raise your arms,
Then drop them, please.
Touch your ankles,
Pull your ears.
Then touch your nose
With your toes go
Tap, tap, tap.
Now your fingers
Snap, snap, snap!
Упражнения для кистей рук и для пальцев или Пальчиковые игры.
Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Данный вид деятельности можно использовать и в начале урока. Это настроит детей на занятие, даст позитивный заряд, а также поможет активизировать мозговую деятельность.
What’s the weather like today? (провести игру)
Look through the window! What’s the weather like today?
Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками – лучиками)
Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)
Is it windy? ([w – w - w] размахиваем руками, показывая порывы ветра)
Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями)
Is it dry? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)
Is it wet? (стряхиваем с рук воду)
Hello!
Пальчики левой руки по очереди «здороваются» с пальчиками правой руки, похлопывая друг друга кончиками “Hi” или “Hello!”. Либо большой палец по очереди «здоровается» с другими пальцами руки. Можно выполнять одновременно двумя руками.
Му Family
Поочерёдно разгибая пальчики из кулака и загибая обратно:
This finger is my grandfather,
This finger is my grandmother,
This finger is my daddy
This finger is my mummy,
And it’s me!
Wake up!
Поочерёдно загибаем пальцы в кулак, потом резко разжимаем, широко расставляя пальцы.
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep.
Wake up! It’s time to play!
Dance of the leaves
First they dance upon the trees,(поднять руки вверх и раскачивать, имитируя порывы ветра, пальчики при этом шевелятся как листочки)
Then they float on the breeze. (руки плавно «плавают по волнам», пальчики расслаблены)
Then they gaily blow around, (сделать круги руками, вращая ладони)
Now they’re sleeping on the ground. (мягко опустить руки вниз, присев на корточки).
Homes
This is a nest for Mr. Bluebird (сложить ладошки чашечкой, изображая гнездо)
This is a hive for Mrs. Bee (сложить кулачки вместе, изображая улей)
This is a hole for funny rabbit (соединить кончики пальцев двух рук, изображая вход в норку для кролика)
And this is a house for me. (сложить руки «домиком « над головой)
упражнения для глаз
Количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз помогает гимнастика:
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose.
Close your eyes,
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
гимнастика для слуха. Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и плодотворно воздействуют на органы зрения.
a) Clap your hands once, when you hear the short sound [I]:
Slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe. (Хлопни в ладоши 1 раз, если ты услышишь короткий звук и)
b) Clap your hands twice, when you hear the sound [e]:
bed, cap, black bedroom, match, bend, seven, ten. (Хлопни в ладоши 2 раза, если ты услышишь звук э)
c) Say “yes”, when you hear words starting with the sound [s]:
snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny (Скажи да, если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с)
d) Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times. (Дергаем себя за ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз)
упражнения, корректирующие осанку направлены на снятие напряжения с мышц туловища
a) Initial position: put your legs aside, put your hands over the heard.(И.П.: стойка, ноги врозь, руки за голову)
1-4 – make circular motions with your body to the right; (1-4 – круговые движения тазом в одну сторону)
5-6 – make circular motions to the left;(5-6 – в другую)
7-8 – put your hands down and shake them. (7-8 – руки вниз, расслабленно потрясти кистями)
Repeat 4-6 times. The pace is medium. (Повторить 4-6 раз. Темп средний)
b) Initial position: come to the point, put your legs aside. (. (И.П.: стойка, ноги врозь)
1-2 – bend down, the right hand is sliding down along the leg and left hand is bend along the body. It’s up.(1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, - вдоль тела вверх;)
3-4 - Initial position, (и.п.)
5-8 – bend down, the left hand is sliding down along the leg and the right hand is bend along the body. It’s up. Repeat 5-6 times. The pace is medium.(То же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний)
дыхательная гимнастика способствует углублению дыхания, а также активизирует работоспособность
Breathe in through the nose, breathe out through the mouth. (Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раза)
Put your hands in front of the chest, push elbows sharply back and put your hands down. Repeat 6 times.(Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз )
Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. Repeat 6 times.(Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p],[t],[k] . Повторите 6 раз)
артикуляционно-мимическая гимнастика помогает создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции.
Have lips form a smile. Teeth should be hidden. (Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.)
Stretch lips out and roll them into a tube. (Хоботок. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой)
Keep lips in a smile, teeth are closed in a natural bite. (Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны )
Teeth are closed. Lips are rounded, and are stretched out a little. Upper and lower cutting teeth are visible. (Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны)
Chang the lip positions several times. (Заборчик-Бублик. Улыбка – хоботок. Чередование положений губ)
Это массаж активных точек. В результатетмассажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение. (проведение игры со слушателями)
“Look at me and listen to me”
Eyes, are you ready? (поглаживание век)
Yes, we are. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)
Ears, are you ready? (поглаживание ушей)
Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)
Hands, are you ready? (поглаживание кистей рук)
Yes, we are. (хлопки в ладоши)
Legs, are you ready? (поглаживание ног)
Yes, we are. (притопывание)
Shoulders, are you ready? (поглаживание плечей)
Yes, we are. (постукивание по плечам)
Children, are you ready? (развести руки в стороны)
Yes, we are. (обнять себя руками)
Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
Это перерыв в учебной или трудовой деятельности, заполненный разнообразными видами двигательной активности, предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение динамических пауз с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую. В комплекс, рассчитанный на 2 – 3 минуты, нужно включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки.
Это не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Например, при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик у доски выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении темы «Моё любимое животное» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. При изучении темы «Мой день» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Подведение итога
Итак, использование физминуток на английском языке ведет к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления. Проведение физминуток на английском языке снимают умственное напряжение, способствуют эмоциональной разгрузке учащихся и являются важным фактором в борьбе против гиподинамии. Хотелось бы так же отметить, что эмоциональный настрой учителя, его тон, создание благоприятной дружеской обстановки, партнерских отношений играют немаловажную роль в снятии напряжения на уроке.
Если вы обратили внимание, то представление опыта я попыталась представить с позиции технологии здоровьесбережения:
использовала разные виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный)
использовала разные виды учебной деятельности (слушание, рассматривание наглядности, чтение)
использовала динамическую паузу,
использовала пальчиковую игру
частота чередования различных видов деятельности не превышала 7 минут
Список литературы:
1. Бродкина Г.В., Зубарева И.И. Здоровьесберегающие технологии вобразовании.АПКРО,2002
2. Зарипова Л., Березникова Е.Полезные уроки английского ж. Здоровье детей,2010,№10
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.М,2004
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологииВАКО,2004
5. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов,2004
6. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе М.,АПКРО,2002
7. ФГОС НОО Стандарты второго поколения М.,Просвещение,2011
ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
1) упражнения для снятия общего или локального утомления;
2) упражнения для кистей рук;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
Упражнения для снятия общего или локального утомления
Примерный комплекс для снятия усталости
1. Initial position: sitting on the chair. Bend arms and put palms on the back of the head, move elbows back, bend over, stretch yourself and breathe in. Return back to the initial position, breathe out. Repeat 3-4 times. | 1. И.п.:сидя на стуле. Согнуть руки, ладони положить на затылок, отвести локти назад, прогнуться, потянуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). (Повторить 3-4 раза) |
2. Initial position is the same. Stand up and sit down 4 times. | 2. И.п.: то же. Вставать и садиться 4 раза |
3. Initial position: standing. Aline legs with the shoulders. Bend over, trying to reach your toes. Repeat the exercise 3-4 times | 3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Пружинистые наклоны вниз, стараясь достать носки. (Желательно повторить 4-5 раз) |
4. Jump in place (15 times) | 4. Прыжки на месте (15 раз) |
5. Walk in place quietly, gradually slow the pace | 5. Спокойная ходьба на месте с постепенным замедлением темпа |
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
1. Initial position: sitting on the chair. 1 – bend your head right; 2 - Initial position; 3 – bend your head left; 4 - Initial position; 5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders; 6 - Initial position. Repeat 3-4 times. The pace is slow | 1. И.п.: сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 - И.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 - И.п. 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - И.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный |
2. Initial position: standing, put hands on the waist. 1 – turn the head right; 2 - Initial position; 3 - turn the head left; 4 - Initial position. Repeat 4-5 times. The pace is slow | 2. И.п.: стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 - И.п.; 3 – поворот головы налево; 4 - И.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный |
Упражнения для мобилизации внимания
Initial position: standing, put hands along the body; 1 – put your right hand on your waist; 2 – put your left hand on your waist; 3 – put your right hand on your shoulder; 4 – put your left hand on your shoulder; 5 – raise your right hand; 6 – raise your left hand; 7 – 8 – clap your hands over your head; 9 – put the left hand on your shoulder; 10 – put your right hand on your shoulder; 11 – put your left hand on your waist; 12 – put your right hand on your waist; 13 – 14 –clap your hips. Repeat 4 – 6 times. The pace is slow for the first time, then it’s medium-paced for the second, then fast for 3 – 4, and then slow again for 5 - 6 | И.п.: стоя, руки вдоль туловища; 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 –левую на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую вверх; 7 - 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1-й раз медленный; 2 – средний; 3 - 4-й раз – быстрый; 5 –6-й раз - медленный |
Упражнения для кистей рук
Для снятия утомления с мелких мышц кисти
Initial position: sitting, the hands are raised. 1 – make a fist; 2 – unclasp your hands. Repeat 6 - 8 times. Then put your hands down and shake them. The pace is slow. | И.п.: сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать. Повторить 6 – 8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. |
Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies They stood all together And they began to dance | (5 пальчиков – джентльмены, 5 – леди, Они встречаются и начинают танцевать) |
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Initial position: standing with hand on your waist; 1 – put the right hand forward, the left hand up; 2 – change the hands’ position. Repeat 3 4 times. Then put down hands and shake them, Bend your head forward. Then repeat 3- 4 times more. The pace is slow | И.п.: стоя, руки на поясе; 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Потом расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний |
Initial position: sitting or standing. Put back sides of the hands on your waist. 1 – 2 – put the elbows forward, bend your head forward; 3 – 4 – put the elbows back and bend. Repeat 5 – 6 times. Then put hands down and shake them. The pace is slow | И.п.: сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1 -2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 -4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный |
Initial position: sitting, hands are up. 1 – make a fist; 2 – unclasp your hands. Repeat 6 – 8 times. Then put hands down and shake them. The pace is slow | И.п.: сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать. Повторить 6 – 8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний |
Гимнастика для глаз
Упражнения, способствующие сохранению зрения
Open your eyes wide. Look as high as you can, Fix your sight for one second. Then move your eyes to the right as far as you can, fix this position for one second. Then move your eyes down as far you can, fix the position for a second, and finally move your eyes left as far as you can and fix this position for one second. Keep your eyes wide open. Do this exercise 10 times clockwise and 10 times counter-clokwise | Широко раскрыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести его до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее посмотреть до предела вниз, зафиксировав на секунду взгляд, а затем до упора влево, также задержав взгляд на секунду. Глаза все время должны быть открытыми. Выполняется упражнение 10 раз по направлению часовой стрелки и столько же - против |
Look left, right Look up, look down Look around. Look at your nose Look at that rose. Close your eyes, Open, wink and smile. Your eyes are happy again. | |
Гимнастика для слуха
Для развития фонематического слуха и воздействия на органы зрения
Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: Slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe. | Хлопни в ладоши 1 раз, если ты услышишь короткий звук и |
Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, cap, black bedroom, match, bend, seven, ten. | Хлопни в ладоши 2 раза, если ты услышишь звук э |
Say “yes”, when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny | Скажи да, если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с |
Bend your upper part of the ear down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm. | Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми |
Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time | Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха |
Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times. | Дергаем себя за ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз |
Упражнения, корректирующие осанку
Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища
Initial position: put your legs aside, put your hands over the heard. 1-4 – make circular motions with your body to the right; 5-6 – make circular motions to the left; 7-8 – put your hands down and shake them. Repeat 4-6 times. The pace is medium. | И.П.: стойка, ноги врозь, руки за голову 1- 4 – круговые движения тазом в одну сторону 5- 6 – в другую 7- 8 – руки вниз, расслабленно потрясти кистями Повторить 4-6 раз. Темп средний |
Initial position: come to the point, put your legs aside. 1-2 – bend down, the right hand is sliding down along the leg and left hand is bend along the body. It’s up. 3-4 - Initial position, 5-8 – bend down, the left hand is sliding down along the leg and the right hand is bend along the body. It’s up. Repeat 5-6 times. The pace is medium | И.П.: стойка, ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, - вдоль тела вверх; 3 - 4 – и.п.; 5 -8 - то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний |
Дыхательная гимнастика
Способствует углублению дыхания, активизирует работоспособность
Breathe in through the nose, breathe out through the mouth. | Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раза |
Put your hands in front of the chest, push elbows sharply back and put your hands down. Repeat 6 times. | Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз |
Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. Repeat 6 times | Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p],[t],[k] . Повторите 6 раз |
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Для губ
Have lips form a smile. Teeth should be hidden. | 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. |
Stretch lips out and roll them into a tube. | 2. Хоботок. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой |
Keep lips in a smile, teeth are closed in a natural bite. | 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны |
Teeth are closed. Lips are rounded, and are stretched out a little. Upper and lower cutting teeth are visible. | 4. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны |
Chang the lip positions several times. | 5. Заборчик-Бублик. Улыбка – хоботок. Чередование положений губ |
Для развития подвижности губ
Stretch lips out and roll them in a tube. Then stretch lips in a smile | 1. Улыбка – Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть в улыбку |
Stretch lips out and roll them in a tube. Move lips right – left, then make a circular motion | 2. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо – влево, вращать по кругу |
Flap lips, making a dull sound | 3. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук) |
Для губ и щек
Inflate two cheeks at the same time. Then first inflate one cheek, then the other one | 1. Сытый хомячок. Надуть щеки одновременно, потом каждую поочередно |
Such the cheeks in | 2. Голодный хомячок. Втянуть щеки |
Inflate two cheeks and beat them lightly with fists | 3. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам (воздух выходит с силой и шумом) |
Для языка
Relax the tongue on the lower lip and slap it with the upper lip | Расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя») |
Click the tongue | Пощелкать языком, присасывая строго по средней линии |
Chew the porridge | Вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня») |
Lick the lips | Облизывать губы |
Imitate: a kulak; a coquettish girl; a complete fool | Изобразить: - грозного владыку; - кокетливую девочку; - полного дурака |
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности школьников на уроке
Письмо
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук.
Чтение
- Гимнастика для глаз
Слушание и говорение
- Гимнастика для слуха;
- Дыхательные упражнения.