Майндмэппинг (ментальные карты) на уроках английского языка
Майндмэппинг (ментальные карты) на уроках английского языка
Майндмэппинг – процесс творчества, а значит это процесс раскрытия индивидуальных способностей. В ходе работы над интеллект-картами развивается личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться некоторых правил. Основоположник майндмэппинга Тони Бьюзен выделяет следующие общие принципы построения ментальных карт:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Майндмэппинг (ментальные карты) на уроках английского языка»
МАЙНДМЭППИНГ (МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Майндмэппинг – процесс творчества, а значит это процесс раскрытия индивидуальных способностей. В ходе работы над интеллект-картами развивается личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться некоторых правил. Основоположник майндмэппинга Тони Бьюзен выделяет следующие общие принципы построения ментальных карт:
1. Основная идея размещается в центре.
2. От нее отходят ветки первого уровня, обозначенные ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток 1-го уровня отходят ветки 2-го уровня, также обозначенные ключевыми словами дальнейших конкретизирующих ассоциаций.
4. Ключевые слова могут заменяться рисунками и символами, между ветвями при необходимости прорисовываются ассоциативные связи.
5. Для рисования ментальной карты используются разные цвета.
Практика применения майндмэппинга также показывает, что:
– необходимо начинать создание интеллект-карты с главной идеи. Это позволит активизировать работу мозга, в результате чего появляются новые идеи, которые ассоциируются с образами связанными с главной идеей для продолжения карты;
– рекомендуется рисовать карту по часовой стрелке, начиная сверху, так как каждый из нас знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата;
– следует использовать разные цвета, так как цветовая гамма несет в себе различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному;
– интеллект-карта отображает только ключевые слова. Необходимо выражать мысли в виде ключевых слов, взглянув на которые, можно восстановить мысли.
2.2 Майндмэппинг в изучении английского языка
Детальный анализ понятий, истории возникновения и развития, а также технологии построения интеллект-карт позволил применить полученные знания в практической деятельности.
Уже на этапе планирования исследования был обозначен план и этапы работы в форме интеллект-карты.
То есть можно сделать вывод о том, что майндмэппинг эффективен и на этапе планирования деятельности.
Майндмэппинг при изучении лексики английского языка включал в себя несколько этапов:
1 этап – Возникновение идеи.
Всеобще известно, что создание любого продукта начинается с идеи и майндмэппинг не исключение. На проектирование интеллект-карты подтолкнула изучаемая на уроке английского языка тема “Countries and Nationalities”.
2 этап – Мозговой штурм.
На этапе мозгового штурма были обозначены лексические единицы необходимые для использования в проектируемой карте.
3 этап – Анализ содержания интеллект-карты.
На этапе структурирования информации сформировался образ интеллектуального продукта.
4 этап – Майндмэппинг.
После успешного прохождения первых трех этапов, упорядоченные в структуру мысли были сконцентрированы на достижении цели – создание интеллект-карты. На данном этапе необходимо учитывать, что в процессе майндмэппинга мы можем получать новые мысли и идеи, упущенные на этапе мозгового штурма. В данном случае мы можем вписать их в свою структуру, так как интеллект-карты имеют свойство незавершенности и могут дополняться на любом этапе изучения английского языка, при пополнении словарного запаса, относящегося к конкретной теме.
5 этап – Результат.
Естественным следствием достижения целей первых четырёх этапов –
получение результата. В нашем случае это интеллект-карта по теме “Countries. Nationalities. Languages”.
От центрального образа нашей интеллект-карты (Countries, Nationalities, Languages) отходят 15 разноцветных ветвей. Ветви символизируют собой страны, узнать которые помогут изображенные на ветвях флаги государств. Главные ветви имеют ответвления, которые отображают географические названия (страны) и образованные от них национальности и языки на английском языке.
Таким образом, майндмэппинг при изучении темы с большим количеством новых лексических единиц, позволил не только пополнить словарный запас, но и проявить творческие способности учащихся.
Майндмэппинг – это отображение на бумаге эффективного способа:
думать
запоминать
вспоминать
решать творческие задачи
возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации.
Исходя из полученных результатов было установлено, что интеллект-карта – это картинка, которая содержит в себе максимум информации при минимуме знаков и способна решить главную проблему при изучении английского языка: облегчить усвоение, запоминание изученного материала и кроме того, раскрыть творческий потенциал учащихся.
Изучение теоретических исследований по проблеме майндмэппинга, анализ определения понятия “mind map” в англоязычных словарях, а также практический опыт проектирования интеллект-карт позволяют сделать вывод о том, что майндмэппинг – это естественная деятельность нашего мозга, соответственно интеллект-карта – это продукт его деятельности. Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни и стать ключом к успеху там, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал учащихся, в том числе и на уроках английского языка.