О необходимости летнего чтения. За время летних каникул ученики утрачивают усвоенные ими знания, умения, навыки п иностранному языку. Задача летнего чтения - предотвратить это.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Что побуждает меня обратиться к учителям английского языка? Недооценка ими летнего чтения учащихся. Некоторые учителя не понимают значения летнего чтения, не умеют или не хотят его организовать, ссылаясь на то, что «учащиеся и на родном языке ничего не читают». Однако многие учителя, видя пользу летнего чтения, умеют привлечь к нему школьников. Их опыт и обощен в данной статье.
В чем значение летнего чтения?
Все учителя отмечают, что за время летних каникул, которые длятся почти три месяца, ученики утрачивают усвоенные ими за предыдущие четыре четверти года знания, умения, навыки по иностранному языку. Задача летнего чтения — предотвратить это. Для чтения школьники могут выбрать любую книгу на иностранном языке, если она интересна и доступна им.
Книги, специально предназначены для летнего чтения, решают и другие задачи. Составлению их предшествовало проведение тестов среди учащихся и опрос учителей. В результате этого были установлены требования, предъявляемые к таким книгам:
1. Книги должны быть интересны читателю, в них следует включать краткие тексты разнообразного характера, чтобы можно было выбрать их по вкусу. Интересно, что в текстах, проведенных в 2016 году, старшеклассники высказали пожелание видеть в книге также, тексты о музыке и моде, чего не было ранее, когда речь шла об интересных, занимательных и познавательных текстах.
2. Книги должны быть доступными по языку, содержать пояснения к текстам и словарь, чтобы помочь учителям.
3.Книгу желательно видеть иллюстрированной, небольшой по формату (карманной). Эти пожелания являлись основополагающими при составлении книг такого назначения.
Каковы же задачи для летнего чтения?
В настоящее время, летнее чтение является важным иностранным резервом изучения. Оно способствует сохранению в памяти школьников изученного языкового материала, освобождает учителя от необходимости тратить много времени на его повторение, решает и многие другие задачи: приучает учеников к систематическому чтению на иностранном язык, обогащает их словарный запас, дает возможность практического применения языковых знаний, формирует интерес к изучению языка.
Каждая книга данной серии включает рекомендации о том, как следует изучать язык, материал о людях, знавших иностранные языки. Без интереса и вызванного им желания овладеть языком не может быть успешного его усвоения. Поэтому мысль о необходимости знать хотя бы один иностранный язык пронизывает все серии книг.
Если первая практическая задача создания книг для чтения преследует цель лучшего усвоения иностранного языка, то вторая носит воспитательный характер, предусматривает, в частности, нравственное воспитание школьников. Летнее время очень благоприятное для осуществления этих целей. Ребята свободны, не обременены обязанностями, связанными со школой, имеют возможность заняться самовоспитанием и самосовершенствованием, задуматься над окружающим их миром и о себе.
Летом ученики проводят много времени на природе. Книги из серии:
1. The Wonder world of Nature побуждают читателя к бережному отношению к природе, к восприятию ее красоты.
The Wonder world of Nature В этой книге, в доступной форме излагаются занимательные сведения из разных отраслей: биологии, географии, физики — рассказывается об истории некоторых открытий и изобретений. Весь материал книги делится по годам обучения и соответствует требованию программы по английскому языку. Книга побуждает им только к бережному отношению к природе, к восприятию ее красоты.
2. Stories About Yveng Heroes В книге читатель найдет тексты о хороших людях: о тех, чьи помыслы устремлены на то чтобы быть полезным другим, о целеустремленных, с сильной волей, способных стать образцом для школьников.
Важнейшей проблемой сегодняшнего для является проблема свободного времени. Пустое время препровождение, неумение разумно и разнообразно организовать свой отдых порой отрицательно сказываются на формировании личности учащихся. Как сделать свой досуг содержательным, интересным, полезным- об этом рассказывается во многих текстах книг. Одновременно они призывают читателя к познавательной и творческой активности. Взрослые часто сетуют на то, что дети не играют. В книгх описание игр, которые можно проводить как на иностранном, так и на родном языке, как в хорошую, так и в плохую погоду.
Как организовать летнее чтение?
Лучший из предпочитаемых учителями способов организации летнего чтения считаю такой, учителя предварительно вывешивают наиболее интересные тексты в кабинете иностранного языка с целью привлечения внимания учеников к книгам для летнего чтения. Некоторые из них знакомят родителей с книгами и указывают на необходимость детям читать летом, контролировать их.
Как проводится проверка летнего чтения?
Способы ее самые разнообразные:
1. На контроль летнего чтения отводится один урок в начале учебного года, ученикам выставляют оценки.
2. Учитель проверяет тетради учеников с записями о прочитанном, которые ведутся по рекомендованному авторами УМХ образцу.
3.Проводится беседа с учениками ( индивидуальная, групповая) о прочитанном во внеурочное время ( в перемену, до или после уроков).
4.На одном из первых уроков в начале учебного года учащиеся отвечают на вопросы, данные в конце книги, по указанию учителя или по своему усмотрению.
Она могут решать слоговую загадку, предположенную в конце книги, или аналогичную, составленную учителем. Такая проверка занимает немного время, но очень результативна.
5. Некоторые учителя проводят контроль внеклассного чтения в форме игр: а) викторины;
б) аукциона « Кто знает больше» ( победителем является высказавшийся последним);
в) «Silbenratse» ( по материалу всей книги).
6. Организуются читательская конференция на темы « Mein kleines Ferienbuch»
(обсуждение книги) , «Досуг летом».
При контроле прочитанного в форме игры учителя отмечают победителей призами, сообщают о них в школьной газете или в радиопередаче, на доске в кабинете иностранного языка.
Летнее чтение особенно важно в старших классах. Поэтому следует ввести летнее чтение как обязательный элемент обучения иностранным языками уже в младших классах, лишь тогда будет выработана привычка читать летом.
При отсутствии книг для летнего чтения, предназначенных для данного класса, школьникам можно предложить книги для класса на год младше. Важно, чтобы они читали летом.
В заключение отметим, что книги для летнего чтения следует использовать по значению, а не, как это часто имеет место, для аудирования, факультативных занятий, внеклассной работы и т.п. Они должны стать частью общего процесса обучения иностранного языку. Умение организовать летнее чтение — свидетельство педагогической культуры учителя.