Личность педагога-репетитора по английскому языку в условиях тьюторского сопровождения
Личность педагога-репетитора по английскому языку в условиях тьюторского сопровождения
В современных условиях возрастает потребность в тьюторском сопровождении индивидуального развития ребенка, которое позволяет учитывать конкретные запросы ребенка и родителей, работать с индивидуальными интересами учащихся, помочь в освоении различных способов нахождения новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личность педагога-репетитора по английскому языку в условиях тьюторского сопровождения»
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-РЕПЕТИТОРА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 1
В современных условиях возрастает потребность в тьюторском сопровождении индивидуального развития ребенка, которое позволяет учитывать конкретные запросы ребенка и родителей, работать с индивидуальными интересами учащихся, помочь в освоении различных способов нахождения новых знаний.
Одним из наиболее распространенных и не самых полноценных вариантов тьюторского сопровождения является оказание услуг репетитора для детей разного возраста. В частности, особое значение придается проведению индивидуальных занятий по овладению ребенком иностранным языком, начиная с раннего возраста. Как правило, данная работа проводится репетитором – учителем, гувернером, который индивидуально во время дополнительных занятий с учеником помогает ему усвоить необходимые знания. Однако, несмотря на популярность репетиторства и гувернерства, нормативно закрепленных требований к представителям данных профессий не разработано, в связи с чем, данные требования можно сформулировать, исходя из положений Профессионального стандарта педагога, Закона «Об образовании в РФ», ФГОС ВПО и ФГОС НОО, квалификационных требований к тьюторам в школе.
Обратим свое внимание на систему требований к педагогу, работающему индивидуально с младшими школьниками. В сети Интернет часто встречаются обобщенные требования к репетитору по иностранному языку:
высшее профильное образование по предмету;
опыт работы с детьми в детских образовательных учреждениях или семьях;
знание современных программ обучения, умение доступно объяснить материал;
знание методик преподавания иностранных языков, обучение иностранным языкам.
К сожалению, не всегда педагоги отвечают даже этому минимальному набору требований. Вместе с тем, необходимо, чтобы репетитор действовал в соответствии с нормативно-правовыми документами.
В ст. 46 Закона «Об образовании в РФ» говорится о том, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, а статья 48 Закона определяет обязанности и ответственность педагогических работников [1].
В Профессиональном стандарте педагога определяется перечень требований к учителю, как нам кажется, и к репетитору в том числе, осуществляющему обучение, воспитательную работу, развитие ребенка, и профессиональные компетенции. Укажем на требования, которые относятся к деятельности репетитора. Так, указано, что педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; иметь профессиональную установку на оказание помощи любому ребенку; быть способным оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами; знать общие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся; уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся; учитывать при оценке успехов и возможностей учеников, неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек [2].
Значительным подспорьем в определении перечня требований к репетитору является квалификационная характеристика тьютора в школе (приказ № 593 Минздравсоцразвития от 14.08.2009). Наиболее значимыми требованиями, на наш взгляд, являются: оказание помощи обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения; обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ФГОС, проведение совместного с обучающимся рефлексивного анализа его деятельности и результатов, проведение индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; поддержка познавательного интереса обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона [3].
По сути, каждый студент, обучающийся в вузе, должен быть готовым к реализации обозначенных задач и иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовленность как основу для занятия репетиторством. Вместе с тем, следует обратить внимание и на содержание ФГОС по предмету школьной программы, и на особенности ведения индивидуальной работы с учеником.
Конкретизируем некоторые требования к личности репетитора по английскому языку для младших школьников.
В первую очередь это обязательное владение языком, богатый словарный запас, владение языковым материалом, знание программного содержания обучения языку на этапе начального образования, что необходимо для осуществления образовательной деятельности.
Во-вторых, знание специфики ведения индивидуальной работы с ребенком младшего школьного возраста. Преимущества индивидуальной работы заключаются в том, что ребенок получает максимум внимания, в отличие от групповых занятий. В любой момент репетитор по английскому объяснит ровно столько раз, сколько это будет необходимо ученику для полного усвоения урока. Не менее значимым преимуществом является удобное время проведения занятий. Чтобы достичь результата занятия должны проходить регулярно, желательно, 2 раза в неделю. Рекомендуемое время для занятий с младшими школьниками – 30 минут, но, как правило, занятия с репетитором длятся около часа один раз в неделю. Следовательно, важно соблюдать временной режим занятий, быть пунктуальным, терпеливым и уравновешенным в работе с детьми. Необходимо выбрать время и методику проведения занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а для этого требуется глубокое знание психологии возраста, владение методами и методикой психологического исследования личности.
В-третьих, необходимо знание особенностей мотивационной сферы и владение методами ее формирования в младшем школьном возрасте. Основная масса учеников, обращающихся за помощью к репетиторам – это те дети, родители которых видят необходимость таких занятий. Число младших школьников, которые хотят узнать нечто большее, нежели то, что преподают в школе, желающих утвердиться в своих знаниях и выучить предмет в совершенстве, а не на уровне школьной программы, к сожалению, мало. Это связано с тем, что у младших школьников еще в недостаточной степени сформирована мотивация учения. Как правило, учащиеся ориентированы на получение похвалы от учителя, родителей (мотивы благополучия), признание их лучшими в классе по предмету (мотивы престижности), т. е. налицо отсутствие познавательных мотивов, поэтому важно вести систематическую и целенаправленную работу по формированию у ребенка данных мотивов при овладении иностранным языком. В связи с этим, педагог должен знать психологическую природу формирования мотивации учения, особенности ее развития в младшем школьном возрасте и владеть технологиями формирования подлинных мотивов учения у детей.
В-четвертых, репетитору необходимо знать специфику формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у ребенка любопытство и любознательность – причины познавательного интереса.
В процессе организации индивидуальной работы с младшими школьниками следует использовать для этого следующие методы и приемы:
1) детальное наблюдение за ребенком на первых занятиях, изучение индивидуальных и психолого-возрастных особенностей ребенка, интересов, потребностей и склонностей;
2) использование приемов «Удивляй», «А знаешь ли ты, что…», которые позволяют вызвать удивление, любопытство ребенка;
3) создание ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для ребенка, изучение нового материала с опорой на старые знания; Например: изучив на занятии тему «Colours», на следующем уроке необходимо дать ребенку раскраску, где цвета написаны на английском языке. Предлагается задание – раскрасить предметы в соответствии с обозначенным цветом. Кроме того, индивидуальная работа с репетитором, как правило, позволяет на уроках по предмету быть более успешным по сравнению с другими детьми, поэтому изначально ориентирована на создание ситуации успеха;
4) создание положительного эмоционального настроя через создание на занятии доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную, доброжелательную речь репетитора, использование игровых приемов, музыкальных средств. Например, приветствие ученика при помощи стихотворения: Hello, hello! How are you? I′m fine, thank you!, исполнения песенки-приветствия на английском языке с участием ребенка и педагога, которая может быть традиционным приветствием, а может усложняться по мере овладения языком. Важно строить общение с ребенком на доброжелательной основе, не использовать менторский тон и авторитарный стиль общения, которые вызовут нежелание заниматься иностранным языком. Нельзя переходить также на уровень общения-заигрывания, которое порождает панибратство и снижает эффективность занятий;
5) в русле идеи тьюторства и согласно приказу №593 Минздравсоцразвития от 14.08.2009 г. репетиторство должно способствовать обучению подопечного не только планировать деятельность, но и осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, учить осмысливать успехи и неудачи [4]. В связи с этим необходимо проведение рефлексии через оценку ребенком собственной деятельности. Например, педагог готовит карточки, оценивающие деятельность ребенка: «Good», «Very good», «Excellent», а ребенок должен оценить свою деятельность, выбрав карточку и аргументировать свой ответ. Согласно требованиям ФГОС НОО в условиях безотметочного обучения младшие школьники ведут дневники личностного роста или индивидуальные портфолио. При организации индивидуальной работы с репетитором также можно создать различные варианты оценивания учебных достижений ребенка: доску почета или достижений, индивидуальный измеритель «роста» ребенка в познании языка и др.;
6) проведение занятий в разных формах с элементами занимательности, с использованием музыкальных фрагментов, фильмов для детей, различных игр и упражнений. Например, показать ребенку видео с песенкой «АВС» и затем пропеть вместе с ним, что будет способствовать запоминанию английского алфавита; разыграть по ролям в мини-театре спектакль на английском языке; отправиться в путешествие по странам; для закрепления темы «Цвета» можно по очереди называть цвета различных окружающих предметов; для повторения лексики педагог называет слово apple, а ученик должен назвать слово на последнюю букву е, например, English и т. д.
Очень важно сделать занятия для ребенка интересными, снять страх общения на иностранном языке, «разговорить» ребенка, сделать так, чтобы он понимал важность знания иностранного языка для любого современного человека, а также важно, чтобы ребенок не боялся сложных заданий, чтобы был уверен в себе и своих знаниях. Для этого необходимо владение педагогом технологиями педагогической поддержки, развивающего обучения.
В-пятых, качественная подготовка к занятиям, использование различных средств обучения младших школьников. В настоящее время можно легко найти большее количество интересных материалов для обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку. Это различные стихи, песни, мультфильмы, ребусы, загадки, упражнения, карточки, компьютерные игры и упражнения, анимационные зарядки и динамические паузы на английском языке и многое другое.
Например, предлагается стихотворение:
Купила мама два платочка,
Как будет рада daughter – дочка!
Купила mother – барабан:
Как будет рад сыночек – son!
Для изучения лексики следует использовать наглядные материалы. Например, куклы и машинки могут пригодиться в семантизации слов she/he/it, а также конструкций What is her/his/its name?... What is it?... etc. Или изображения животных, для изучения темы «Animals».
При изучении любых тем можно посмотреть любимый мультик ребенка на английском языке с субтитрами. И, конечно, важно использовать возможности диалогической речи: описывать различные картины, придумывать сказки. Например, показать какую-либо иллюстрацию и задавать ребенку наводящие вопросы: Who is it? What do you see on the picture?
Таким образом, современный репетитор по английскому языку должен отвечать требованиям, отраженным в нормативных документах, касающихся ведения образовательной деятельности, требованиям к профессиональной компетентности педагога в предметной области и тьюторского сопровождения. На основе данных требований выстраивается деятельность репетитора с учетом принципа индивидуализации, субъектно-деятельностного подхода, нацеленная на содействие развитию ребенка, построению успешного индивидуального образовательного маршрута.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : "http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/?frame=4#p821. – Загл. с экрана.
Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html. – Загл. с экрана.
Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009.
1 Статья выполнена по научным руководством Земляченко Л. В., канд. пед. наук, доцента кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск