Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения.
Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения.
Учителя иностранного языка отмечают снижение интереса у старшеклассников к своему предмету. С психологической точки зрения это объяснимо, так как у школьников старших классов складывается новая особая мотивационная структура учения, ведущее место в которой занимают мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эта структура проявляется в том, что учащиеся начинают избирательно относиться к школьным предметам. Если для будущей профессиональной деятельности учащихся знание иностранного языка не является необходимым, профессионально значимым, интерес к нему падает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения.»
Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения.
Учителя иностранного языка отмечают снижение интереса у старшеклассников к своему предмету. С психологической точки зрения это объяснимо, так как у школьников старших классов складывается новая особая мотивационная структура учения, ведущее место в которой занимают мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эта структура проявляется в том, что учащиеся начинают избирательно относиться к школьным предметам. Если для будущей профессиональной деятельности учащихся знание иностранного языка не является необходимым, профессионально значимым, интерес к нему падает.
В подобных условиях снижения внешней социальной мотивации особенно возрастает значение внутренней мотивации деятельности школьников на уроке в целом и говорения в частности.
Человек говорит на родном языке тогда, когда испытывает потребность выразить мысль. Эта ситуация нарушается при обучении иностранному языку: учитель вызывает ученика и предлагает ему высказаться по теме или пересказать текст. При этом, как правило, не учитывается, хочет ли он делать это или нет.
Большими возможностями для создания на уроке внутренней мотивации иноязычного говорения обладают естественные речевые ситуации. Учителями накоплен большой опыт их создания и использования на уроках иностранного языка с помощью средств наглядности, различных форм работы с учебными текстами, ролевых игр и т.п.
Хотелось бы обратить внимание учителей, работающих в старших классах, еще и на такой способ создания естественных речевых ситуаций, как использование квизов.
В старшем школьном возрасте происходит не только количественное, но и качественное изменение познавательной деятельности, отличительной чертой которой становится активность и самостоятельность. Квизы удовлетворяя познавательную потребность учащихся, служат стимулом иноязычного говорения, реализуют стремление школьников самим найти ответ на интересные для них вопросы. Поиск истины в этом возрасте происходит обычно в спорах, обсуждениях, которые являются не только средством познания, но и средством самовыражения. В ситуации спора, обсуждения проявляется естественная речевая активность, а ведь именно ее часто недостает на уроках иностранного языка. Речевая активность учеников в подобных ситуациях активность учеников в подобных ситуациях направлена на доказательство своей правоты или коллективный поиск ответа на поставленный вопрос.
Как показывают наблюдения, в процессе обсуждения принимают участие все школьники, в том числе и те, которые обычно пассивны на уроках. Активность ребят в начале и в процессе обсуждения стимулируется побудительными репликами учителя: Каково ваше мнение? Ответ правилен?
Приведем несколько примеров шутливых квизов, требующих от учеников не только умения логически мыслить, но и доказывать правильность своего ответа.
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке.
Ключ: четыре кошки. (Задание взято из книги: Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М. 1979. – с. 9).
There are four corners in the room. There is a cat in every corner. There are three cats opposite each cat. There is a cat sitting on the tail of each cat. Home many cats are there in the room?
Разделите пять яблок между пятью учениками так, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
Ключ: один ученик берет яблоко вместе с корзиной.
There are five apples in a basket. Divide them between five pupils so that each of them will have one apple and one apple will remain in the basket.
Карлик живет на 20-м этаже. Каждое утро, идя на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку, поднимается на десятый этаж, а далее идет пешком. Почему он не поднимается на 20-й этаж?
Ключ: карлик может дотянуться только до десятой кнопки.
A dwarf (a very-very short man) lives on the 20th floor. Every morning on his way to the office he goes out of his flat, goes into the lift, presses the button and goes down to the ground floor. When he comes back from his work in the evening, he goes into the lift, presses the button but only goes to the 10th floor. He goes the rest of the way on foot. Why doesn’t he use the lift to go up to the 20th floor?
Большой интерес вызывают также квизы типа: Исключите лишнее слово. Нужно указать то слово, которое существенно отличается от других предложенных слов по каким-либо признакам. Обсуждение проходит более живо, если подбираются такие задания, в которых «лишнее» слово можно выделить по различным признакам, один из которых является наиболее значимым. Учителю самому нетрудно составить их.
Например, даны названия пяти городов: Panama, London, Dulut, Cambridge, Edsel. Ученикам предлагается указать одно лишнее, объяснив при этом, по какому признаку они выделили его.
При решении этого задания школьники, как правило, предлагают различные варианты ответов (обосновывая их), так как признаков, по которым можно исключить «лишний» город, много: ими могут быть и географическое положение, и численность населения и наличие известного университета, и т.д. Происходит бурное обсуждение, которое длится до тех пор, пока кто-либо из учеников не обратит внимание на гласные в названиях городов и не выделит в качестве «лишнего» Cambridge, так как это единственное название, в котором гласные различны.
Еще большую заинтересованность и активное обсуждение вызывают квизы, которые могут удовлетворить потребность старшеклассников в новой информации. Материалом для них служат интересные заметки из СМИ.
Например: Известно, что из стекла делают ткани, некоторые детали машин и самолетов. А теперь решено построить стеклянный мост через Большой канал в Венеции. Почему эксперты считают, что такой мост будет стоять века?
Ключ: стекло не ржавеет, как металл; его в отличие от дерева не подтачивают насекомые.
It is well known that a lot of things are made of glass, such as textiles, parts for cars and airplanes. Now engineers have decided to build a glass bridge over the Big Canal in Venice. It will be seventy meters long. Why do the experts think that this glass bridge will remain in a good state for hundreds of years?
Рассмотренные выше пути создания естественных речевых ситуаций с помощью квизов могут быть использованы не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях кружков и факультативов в старших классах. Создавая внутреннюю мотивацию иноязычного говорения, они способствуют повышению эффективности обучения иностранному языку.