kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткий обзор основных интенсивных методик для изучения английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы найдете краткий обзор основных методик для изучения английского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткий обзор основных интенсивных методик для изучения английского языка»

Краткий обзор основных интенсивных методик.

Следует отметить, что поиски эффективных прие­мов обучения практическому владению иностранными языками за короткий срок имеют достаточно большую историю. Возникновение и развитие так называемых интенсивных методов относится к началу XX века, что объясняется не только историческими и социально-экономическими причинами, но и популярностью пря­мого метода, который подготовил «благоприятную почву для интенсивного обучения иностранным язы­кам» . Многие принципиальные положения прямого метода (интерес к устной речи, особенно диалогиче­ской, укрупнение учебной единицы от слова до смыс­лового блока, отбор ситуаций, активизация учащихся на уроке и т.п.) сохраняются в большинстве современ­ных интенсивных курсов.

После прямого метода в разных странах возник ряд построенных на различных теоретических основах методов так называемого интенсивного обучения иностранным языкам: аудиолингвальный, аудиовизуаль­ный, гипнопедия, релаксопедия и суггестопедия.

Описание и анализ указанных методов достаточно подробно изложены в методической литературе. Поэтому необходимо лишь отметить «по аудиолингвальный и аудиовизуальный методы в практике интенсивного обучения иностранным языкам использованы быть не могут. Этому мешают их прин­ципиальные положения: исключение опоры на родной язык учащихся, усвоение языкового материала путем имитации, заучивания наизусть, отсутствия творчес­ких упражнений и др.

Что касается гипнопедии и релаксопедии, то дости­жения лих методик практически направлены на интен­сификацию лишь одного из моментов обучения — запо­минание языкового материала. При всей важности за­поминания оно не обеспечивает владения речью. Поэтому было бы правильнее рассматривать гипно­педии и релаксопедию лишь как приемы для запоми­нания информации, которые могут быть использованы в практике обучения иностранным языкам в сочетании с другими педагогическими средствами.

Ни один из перечисленных выше методов (и прие­мов) не учитывает личности учащегося как объекта обучения, его психофизиологических особенностей, потенциальных, интеллектуальных и творческих возможностей, его взаимоотношений в учебной группе, обучения в коллективе и через коллектив. В силу этого их нельзя считать методами, интенсивными во всей полноте значения этого понятия.

За последние десятилетия существенно возрос ин­терес к личности как объекту изучения и обучения, к ее творческим возможностям. В поисках способов выявления потенциальных резервов личности объеди­няют свои усилия педагогика, психология, социаль­ная психология, медицина.

Современная педагогическая теория и практика все более четко формулирует положение о процессе обу­чения как взаимно опосредствованной активности пре­подавателя и учащегося. Специальной проблемой современной педагогики и педагогической психологии высшей школы становится проблема общения, диа­лога в обучении.

Естественно, что все эти проблемы не мог­ли не отразиться, так или иначе в методике препода­вания вообще и иностранных языков, в частности. «Чем больше мы узнаем о том, как учащийся усваивает язык, тем лучше мы сможем обучать».

60-е—70-е годы отличаются особым вниманием мно­гих наук к личности обучаемого, его индивидуальным особенностям. Личность учащегося становится централь­ной фигурой процесса обучения. В этих условиях не случайным представляется тот факт, что с новым, суг­гестопедическим направлением в методике выступил врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, бол­гарский ученый Г. Лозанов. В своей врачебной практике он наблюдал резервные возможности человека, сложенные в неосознаваемой психической сфере. Положения психотерапии и психогигиены четко про­слеживаются в тех характеристиках, которые Г. Лозанов считает обязательными для суггестопедической систе­мы обучения. Они включают: раскрытие резервов па­мяти, интеллектуальной активности и вообще личности учащегося; положительные эмоции, переживания, ко­торые снимают чувство утомления и т. п.

Г. Лозанов определяет значение понятия «суггес­тология» как «науки об освобождении скрытых воз­можностей человека», а успех суггестопедии объясняет, например, решающим значением директного воздей­ствия в состоянии псевдопассивности и т. п., а не организацией деятельности учащихся. Все это, по мне­нию некоторых психологов, обедняет теорию суг­гестопедии. Они считают, что ее практика гораздо богаче. Ведь реальная практика суггестопедических курсов фактически перестраивает не только систему мотивации, но и сам процесс обучения, как по содер­жанию, так и по видам деятельности, что приводит к его высокой эффективности.

Эффективность суггестопедической системы обуче­ния заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное раз­витие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон.

Авторитет преподавателя и его творческая роль, создание доверительных отношений в группе и пре­подавателя с группой, высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высокомотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, — все это обес­печивает реализацию установки на раскрытие резервов личности учащегося.

Российские методисты и психологи отмечают эффективность суггестопедического метода, заключаю­щуюся, по их мнению, в следующем: 1) усвоение очень большого количества речевых единиц; 2) выработка способности учащихся активно использовать языковый и «запас» в общении на иностранном языке, в понима­нии иностранной речи, в умении гибко варьировать такое общение, переносить усвоенные речевые едини­цы в другие ситуации; 3) создание чрезвычайно мощ­ной мотивации обучения; 4) снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).

Нередко суггестопедическое обучение понимают узко, в его частном проявлении — как ускоренный, ме­сячный курс обучения иностранным языкам. Сам Г. Лозанов не ставил задачей разработку методики пре­подавания иностранных языков.

Применяя идеи Г. Лозанова как общепедагогическую и психотерапевтическую основу обучения, можно ин­тенсифицировать или, что еще существеннее, опти­мизировать обучение любому предмету любого кон­тингента обучаемых.

На базе основных концепций Г. Лозанова опреде­лились новые дидактические тенденции, в частности, в системе обучения иностранным языкам, среди них наиболее значительны следующие:

1. Эмоционально-смысловой метод. И. Ю. Шехтер исходит из известного положения о том, что личностный смысл высказывания не выво­дим непосредственно из суммы значений языковых единиц, образующих фразу. Поскольку цель коммуни­кации—обмен смыслами, а не значениями, постольку основной путь овладения речевым общением И. Ю. Шехтер видит в опоре на смыслообразование, возникающее в условиях ролевой игры. В соответ­ствии с этими положениями в эмоционально-смысло­вом методе разработаны цели, принципы, содержание и методические приемы обучения. Одним из основных средств метода является система коммуникативных за­даний, очерчивающих цель учебного общения таким образом, чтобы учащийся мог, сознательно или бес­сознательно, связать ее с существенным для него мо­тивом деятельности.

На основе данного метода разработаны 3 цикла обучения специалистов.

В задачу I цикла входит развитие речепорождающих возможностей учащихся, обеспечивающих общение в наиболее часто встречающихся жизненных ситуациях. 1 Грамматика не изучается, домашние задания отсутствуют. К концу I цикла учащиеся могут читать учебные I тексты, построенные на лексическом материале в объеме 1200-1400 единиц.

II цикл имеет целью обеспечить переход к дело­вому общению, к развернутой, нормированной моноло­гической речи. Вводятся основы последовательного перевода, реферирование, развиваются навыки пись­менной речи изучается грамматика. Работа в основном проходит в форме деловых игр и специализированных проблемных ситуаций на материале общенаучного и общественно-политического характера.

На III цикле происходит специализация и дальней­шее нормирование речи. Материалом служат специ­альные тексты, деловая документация и переписка, непосредственно связанные с профессиональной дея­тельностью обучаемого.

Л.Гегечкори разработала учебник межциклового обучения, который является органическим компонентом системы реализации учебной программы межциклового этапа языковой подготовки и предполагает подчиненность данного учебника процессу интенсивного обучения. Межцикловой учебник построен с учетом функционально-лингвистического принципа отбора учебного материала, предусматривающего как специ­фику системы языка, так и задачи коммуникации.

1) На кафедре иностранных языков Петербургской Лесотехнической академии им. С. М. Кирова с 1975 г.ведется обучение в студенческих группах по модели интенсивного обучения близкой к описанной выше, но иной последовательностью циклов и межциклов.

Занятия проводятся по следующему плану: I семестр — тренировка предречевых навыков на уровнесознательного владения иностранным языком. 2 семестр —1 цикл обучения на базе методики Г. Лозанова, нацеленный на диалогическую речь ,3 семестр — обучение чтению по широкому профилю вуза на уровне осознанного овладения языковым материалом 4 семестр- II цикл обучения на базе методики Г. Лозанова, нацеленный на монологическую речь 5-6 семестры— обучение чтению по специальности ни основе деловых игр. 4) Курс «погружения» (Плесневич А. С.). Интенсивный десятидневный курс обучения научных работ­ников английскому языку рассчитан на исходный уро­вень владения языком в объеме неязыкового вуза. Конечной целью «погружения» является подготовка научных работников к общению со своими зарубеж­ными коллегами в условиях осуществления научно-профессиональной деятельности.

Такой краткосрочный курс может успешно исполь­зоваться в других условиях и для другого контингента обучаемых, например, студентов неязыковых вузов. Курс «погружения» по своим целям, содержанию и результатам в большой степени соответствует циклам, проводимым на базе Лозановской методики, и мог бы быть включен в учебный процесс на заключительном этапе обучения студентов иностранному языку.

5) Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения для взрослых (Петрусинский В. В.).

Анализ теории и практики интенсивного обучения показывает, что настало время подумать о включении в массовый процесс обучения в средней школе тех отдельных достижений, которые проверены длительным экспериментом. Каждый из перечисленных методов (курсов) мог бы найти свое органическое место в системе средних школ, способствуя, главным образом, активизации процесса обучения, личности обучаемого, его потенциальных творческих возможностей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Краткий обзор основных интенсивных методик для изучения английского языка

Автор: Дурнайкина Мария Николаевна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства