Комплекс упражнений для регулярных фонетических зарядок на уроках английского языка.
Комплекс упражнений для регулярных фонетических зарядок на уроках английского языка.
В разработке представлены самостоятельно созданные примеры для тренировки произношения звуков английской речи. Использован лексический материал учебника Spotlight для 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для регулярных фонетических зарядок на уроках английского языка.»
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЗАРЯДОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Суворова Татьяна Николаевна, учитель
английского языка ЧОУ «Школа экономики и права»
Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач учителя в процессе обучения иностранному языку.
Стандарты второго поколения основного общего образования по иностранному языку предъявляют следующие требования к обучению фонетической стороне речи: адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложения на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных коммуникационных типах предложений.(1)
Обучение произношению является программным требованием, так как при отсутствии произносительных навыков невозможно овладеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, в том числе говорению, чтению вслух, аудированию. В результате обучения усваиваются два вида иноязычного произношения:
●Орфоэпическое произношение.
●Аппроксимированное произношение, т.е. произношение, приближенное в той или иной степени к орфоэпическому произношению.
Иноязычное орфоэпическое произношение практически совпадает с литературным (стандартным, образцовым) произношением образованных естественных носителей языка. Орфоэпическое произношение приобретают обычно учащиеся специальных языковых заведений (преимущественно высших), причем только те, которые усиленно работают над своим иноязычным произношением и обладают хорошими фонетическими способностями. Владение орфоэпическим произношением совершенно необязательно для понимания других лиц, говорящих с орфоэпическим произношением ( как естественных носителей этого языка, так и владеющих им в качестве неродного языка). Не обязательно владение орфоэпическим произношением и для того, чтобы сделать свою устную речь и чтение вслух на неродном языке понятным для других лиц, владеющих этим языком. Для всех этих целей (то есть для использования иностранного языка в качестве lingua franca – языка – посредника) достаточно владеть аппроксимированным произношением.
Аппроксимированное произношение является таким произношением, в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют так называемые фонологические ошибки (смыслоразличительные), но которое отличается от орфоэпического наличием не фонологических ошибок такого качества и в таком количестве, которые все же позволяют понимать устную речь и чтение на данном языке. (2)
При обучении английскому языку в средней школе упор делается на формирование аппроксимированного произношения, в процессе обучения используется аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются. Артикуляционные правила носят аппроксимированный характер.(3)
В практике преподавания иностранного языка выделяют несколько видов фонетических зарядок: фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая, на ритм, мелодику и ударение.
Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе (предложении).
Лексико-фонетическая фонзарядка направлена на фонетическую отработку лексики по определенной теме, с одной стороны, и на закрепление лексики с другой.
Грамматико-фонетическая зарядка позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления, как правило, уже знакомые учащимся.
Фонзарядки на мелодику, ритм и ударение относятся к интонационному оформлению речи.
Представленная подборка упражнений, на мой взгляд, дает возможность учителю комбинировать различные виды фонетических зарядок на уроке, так как разработанные упражнения для имитации звуков составлены на основе изучаемой лексики и грамматики УМК, а отдельные слова, помещенные перед предложениями, являются лексическими единицами для активного или пассивного усвоения учащимися.
В основу классификации упражнений положена отработка гласных звуков английского языка, так как именно неадекватное произнесение гласных звуков приводит к фонологическим ошибкам в речи (долгий/краткий, по месту артикуляции/звуки переднего, среднего, дальнего ряда/открытый, закрытый, качество различных дифтонгов). Также в разработку включены упражнения, направленные на отработку тех согласных звуков, неправильная артикуляция которых является наиболее частой причиной фонологических ошибок в речи (звуки [f],[v],[w],[ŋ],[θ],[ð]).
Звук [ɪ]
Dig, digger, kick, stick, sticker, lid, six, sixty, sister, ship, tick, visit, village, win, winner, wind, windy, window, winter, wish, pink, pick, picnic, pretty, miss, mix, milk, live, little, litter, king, Italy, India, is, it, in, his, hit, history, guinea pig, fish, film, fifty, dinner, drink, city, bring, animal.