kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностный подход в преподавании иностранного языка как способ реализации социального заказа школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентноспособность, мобильность будущих специалистов. В связи с этим становится актуальным вопрос об использовании компетентностного подхода, в том числе и в преподавании английского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в преподавании иностранного языка как способ реализации социального заказа школе. »

Компетентностный подход в преподавании иностранного языка как способ реализации социального заказа школе.

Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентноспособность, мобильность будущих специалистов. В связи с этим становится актуальным вопрос об использовании компетентностного подхода, в том числе и в преподавании английского языка.

Ценностно – смысловые компетенции

Уроки английского языка благодатная почва для формирования ценностно – смысловых компетенций, где изучается окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Примеры тем:

«Насилие на телевидении»

«Как бы ты решал проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы?» и др.

Общекультурная компетенция

Выполнение задач по общекультурной компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого возрастает с каждым годом и позволяет выработать у себя толерантность. Здесь можно выделить следующие тематические задания: «Праздники», «Суеверия»

Формировать общекультурную компетенцию мне помогает и элективный курс по страноведению в старших классах «Английский язык и основы страноведения». Учащиеся имеют возможность приобщиться к культуре Великобритании, приобрести детальные знания об истории возникновения государства на Британских островах, о жизни и быте разных слоев общества в различные исторические эпохи, получают возможность узнать об истории королевских династий.

Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. На своих уроках я знакомлю учащихся с английскими пословицами, к которым увлечённо и с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.

На своих уроках я использую песни и стихи на английском языке, что создает положительный эмоциональный климат, обеспечивает благоприятные для создания положительного мотива на учебную деятельность и чужую культуру, эмоции учеников. Музыка и пение, стихи, сказки, пьесы знакомят ребят со стариной, её историй, обычаями, нравами, литературным и музыкальным творчеством её народа. Особенно это характерно для раннего обучения иностранного языка. Ребята младшего школьного возраста буквально впитывают в себя всё интересное и положительное из культуры другого народа, и здесь очень важно знать меру, учить ребят уважать культуру и своей страны. Кроме того, литературный текст песен дает возможность ученикам на любой ступени обучения обогатить свой словарный запас новыми словами, грамматическими формами, облегчает усвоение труднодоступных звуков, развивает умения экспрессивной устной речи, и самое главное, позволяет ребёнку избавиться от страха перед чужим языком и петь, и читать стихи, и, конечно же, говорить.

Учебно-познавательная компетенция

Реализация учебно – познавательной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности.

Начиная очередную новую тему, вместе с учащимися обсуждаем сферы применения данного материала, его практическую направленность.

Типичные вопросы при обсуждении:

В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

Какими способами я буду достигать цели?

Какие средства мне для этого понадобятся?

На каждом этапе работы ученик пытается анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии. Формированию этого навыка способствует и самопроверка обучающимися собственных работ.

Навыки систематизации, анализа, умения выделять главное формируются на уроках различными способами. Совместно с учащимися составляем опорные схемы, таблицы. Учащиеся с интересом работают над проектами на различные темы «Мой поселок», «Моя столица», «Древние цивилизации» и т. д.

Информационная компетенция

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования этой компетенции. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них уже жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание составить презентацию, написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы.

К примеру, работая над написанием реферата на тему «Личность, которой я восхищаюсь», некоторые учащиеся класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звёзд», которые часто являются их кумирами.

Учащиеся 7 класса при составлении презентаций на тему «Известные люди планеты и Мордовии» также использовали ресурсы Интернет. Работы получились интересные, хорошо продуманные, познавательные.

Коммуникативная компетенция

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.

Я учитель языка, и мне нужно учить учеников говорить на языке так, чтобы ребятами осознавались сведения об истории, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка. Как «перенести» ученика в другую страну, другой образ жизни? Как «оживить» коммуникативную ситуацию?

а) Предложив на уроке иллюстративный материал: открытки, карты, меню, рекламные проспекты, проездные билеты, этикетки, ярлыки на товарах, почтовые марки, деньги и т. д. и коммуникативная ситуация «оживает».

в) Коммуникативные задачи стараюсь решать в процессе реального общения «ученик – учитель», «учитель – ученики», «ученики – ученик», «ученик – ученики», и начинаю с малого: изучения лексических единиц классного обихода.

- поздороваться, попрощаться с учителем \ одноклассником;

- поблагодарить за урок \ за помощь;

- поздравить с праздником;

- попроситься выйти, ответить на вопрос, пересесть;

- попросить ручку;

- уточнить домашнее задание \ оценку \ содержание грядущей контрольной работы;

- вызваться к доске;

- спросить о разнице между словами, понятиями;

- попросить объяснить правила;

- восхититься \ порадоваться оценке, каникулам и т.д.

с) Каждый человек должен уметь заявить о себе, представить себя, сообщить о себе определённые сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе» и диалогической речи. Диалогическая речь всегда практикуется на уроках в виде ролевых игр «В магазине» (продавец – покупатель), «На городских улицах» (житель города – приезжий, полисмен – прохожий), «За столом» (гость – хозяин), «В кабинете врача» (больной – врач). Дети определяют социальные роли и ведут диалог. Такой вид заданий прекрасно практикует устную речь

d) В письменной речи о сформировании компетенции, как речевой так и социокультурной можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию. Первоначальные навыки формируются в начальных классах. Если в первый год обучения ученик пишет фамилию и имя, то на втором году обучения английскому языку он может написать письмо своему сверстнику о своем городе на элементарном уровне. В седьмом классе ученики заполняют анкету выдающейся личности, опираясь на биографические данные, как например: Андрей Сахаров, Индира Ганди и т. д.

На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 11 класса овладевают очень полезной компетенцией – умением написать резюме. Обучающиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика даёт старшеклассникам шанс обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.

Социально-трудовая компетенция

В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция.

Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.

Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (например, «Узнай у прохожего, который час») до более сложных (например, «Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях и очень нервничает. Обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько дельных советов»), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, но и готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

Компетенция личностного самосовершенствования

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растёт и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данном случае большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты. В своей работе я стараюсь использовать обучение в сотрудничестве.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня безнадежно устаревшим; появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой учитель находится в постоянном поиске, а это означает, что мы развиваемся. Как только начинаем довольствоваться достигнутым - наш профессиональный рост прекращается.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Головина Лидия Александровна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства