«Компетентностное обучение в стандартах образования при изучении иностранных языков в контексте реализации ФГОС ООО.
«Компетентностное обучение в стандартах образования при изучении иностранных языков в контексте реализации ФГОС ООО.
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом имеет некоторые тенденции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Компетентностное обучение в стандартах образования при изучении иностранных языков в контексте реализации ФГОС ООО.»
Компетентностное обучение в стандартах образования при изучении иностранных языков в контексте реализации ФГОС ООО.
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом имеет некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой развитие и широкое применение информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня населения страны на основе развития и распространения методик и технологий образования.
Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение важной задачи: – модернизации системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. Поэтому мы нуждаемся в эффективной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача состоит в обеспечении качества образования, оно должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Мышление педагогов также претерпело изменение. Появились новые педагогические подходы и способы обучения.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. В настоящее время современные образовательные технологии все шире входят в повседневную жизнь людей. Сегодня многие учителя в той или иной мере, в том или ином виде используют данные технологии в образовательном процессе. Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно.
И это важно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить систему образования и наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, которое ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Иностранный язык выступает как инструмент общекультурного развития человека.
Вся урочная и внеурочная деятельность должны быть направлены на формирование компетенций у обучающихся. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.
Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.
(слайд 2)
“Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
(слайд 3)
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации”.
(слайд 4)
Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от имеющейся ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.
В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования. Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у обучающихся способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.
Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка
Наиболее полно компетентностный подход сегодня разработан в школе А.В.Хуторского, доктора педагогических наук, который предложил следующую классификацию компетенций:
ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования (метапредметному, то есть надпредметному – общему для всех предметов);
общепредметные компетенции - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции;
частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
(слайд 5)
С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций.
Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средствами уроков английского языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.
Ценностно-смысловые компетенции
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение.
(слайд 6)
Участвуя в нравственных беседах, обучающиеся оказываются в ситуациях морального выбора поступков. Так, изучая тему «Семья», младшим и средним школьникам предлагается высказаться по таким проблемам: Что особенного в твоей семье? Ты счастлив в семье? Что значит счастливая семья? О чем может рассказать ваш семейный альбом? Старшеклассники обсуждают такие проблемы: Для чего нужна семья? Проблема «отцов и детей». Она актуальна в наши дни? Что для тебя есть семейное счастье? Проблема разводов. Нужен ли брачный контракт? Составь вопросы для брачного контракта. В каком возрасте лучше выходить замуж/жениться? Разрешая проблемные ситуации, обучающиеся овладевают ценностно-смысловой компетенцией.
(слайд 7)
Общекультурные компетенции
Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.
Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в англоязычных странах.
(слайд 8)
Так, изучая тему «Праздники» в 8 классе, обучающимся предлагается ответить на вопрос: «Для чего мы изучаем Рождественские традиции Англии и США?» В процессе разрешения данного проблемного вопроса важно подвести обучающихся к пониманию того, что необходимо изучать традиции страны изучаемого языка для того, чтобы лучше познать культуру своей страны. На уроке дети знакомятся со значением и происхождением слова Christmas (Рождество), разучивают английскую рождественскую песню, узнают о том, что принято дарить на Рождество, знакомятся с правилами приёма подарков, учатся подписывать поздравления с этим праздником.
(слайд 9, 10)
Духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки, изучаемые на уроках английского языка.
(слайд 11)
Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым они подбирают русские эквиваленты, убеждаясь в том, что в разных культурах одна и та же идея выражается различными словесными формами.
(слайд 12)
Внеклассная работа по предмету также располагает широкими возможностями формирования у обучающихся общекультурной компетенции.
(слайд 13, 14, 15)
Учебно-познавательные компетенции
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Реализация данной компетенции перекликается с технологиями развивающего обучения. Для успешной организации процесса развития – самореализации ребёнка, а значит, его потребностей – способностей: сенсорных, интеллектуальных, духовных – большие возможности даёт технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ).
(слайд 16)
Информационные компетенции
При помощи информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.
Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции.
На своих уроках систематически использую ИКТ.
Применение ИКТ происходит следующим образом:
введение нового материала (новая лексика, грамматика, заучивание стихотворений, песен на английском языке);
закрепление пройденногоматериала;
систематизация и обобщение учебных знаний;
урок – контроль знаний;
урок – проект.
(слайд 17)
Каждый цикл заканчивается созданием проекта по изученной теме. Метод проекта дает возможность обучающимся овладеть навыками самообразования и самореализации, развить творческие способности, а также способствует формированию их внутренней мотивации и положительного отношения к иностранному языку.
Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую детьми работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Работа над проектом есть процесс творческий. Осуществляя подготовку проектов, обучающиеся занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы.
После сбора нужной информации, они конструируют свое высказывание в виде монолога и / или полилога / диалога на основе упражнений учебника по изученной теме. Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность обучающихся. На этом основании можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно - деятельностный характер и позволяет исключить формализм в изучении языка. В итоге наблюдается повышенная учебная активность обучающихся, происходит развитие у них творческих способностей как показателя коммуникативного владения иноязычной компетенцией на определенном уровне.
(слайд 18)
С помощью метода проектов удалось увидеть возможность интеграции с такими предметами, как русский язык (при переводе информации с русского на английский язык и наоборот – обучающиеся наблюдают особенности строения языка), литература («Мой любимый литературный персонаж»), мировая художественная культура («Мое любимое классическое произведение / любимый композитор / певец»), физика, химия («Русские и британские ученые – Нобелевские лауреаты»), биология («Животный и растительный мир России и Англии», физическая культура («Олимпийские игры в Сочи / Лондоне)». Это создает благоприятную среду для формирования у обучающихся целостного восприятия картины мира.
Важно отметить, что при защите проектов обучающиеся анализируют не только свою деятельность, но и работу других участников проекта. Метод проекта предполагает выступление по опорному конспекту в старших классах, что предусматривает указание актуальности выбранной темы (во вступительной части), свое отношение к процессу выполнения проекта и к результату (в заключительной). Обязательное условие при защите – это вопросы друг другу и рефлексия по проекту.
(слайд19)
Таким образом, на уроках с помощью ИКТ, решается целый ряд дидактических задач:формирование у обучающихся навыков и умений чтения, аудирования; совершенствование умений письменной речи школьников, пополнение их словарного запаса, формирование навыков самостоятельной работы, в результате, происходит формирование положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка.
Применение информационных технологий со слабоуспевающими детьми помогает усилить эмоциональный фон обучения, концентрировать внимание на значимых элементах учебного материала. При этом у них формируется учебная мотивация. Уроки с использованием компьютера всегда вызывают оживление и интерес учащихся.
(слайд 20)
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.
Метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, т.е. для развития коммуникативной компетентности
(слайд 21)
При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) главное место отводится ролевой игре. “Вживаясь” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке.
Например, при изучении темы «Животные» во 2 классе обучающимся предлагается вжиться в сущность их любимого питомца (котёнка, щенка, рыбки, черепашки, попугая) и рассказать о себе от их имени.
Продуктом деятельности может стать рисунок, презентация, сопровождаемые музыкой и монологическим высказыванием.
Можно использовать следующие приёмы: (слайд 22) кластер - “Виноградная гроздь”
Служит для стимулирования мыслительной деятельности. Графический прием систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
(слайд 23) словесная паутинка (ассоциации) используется на этапе целеполагания, а затем - в качестве плана работы над темой.
(слайд 24) метод “Знаем - хотим узнать – узнали”
Этот прием подходит для чтения или прослушивания материала.
Учащимся предлагается начертить таблицу из трех колонок: «Знаем/ хотим узнать/ узнали»
Такая же таблица находится и на доске.
Заносятся главные сведения по заявленной тематике.
В колонку «хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и то, что ученики хотят узнать по данной теме.
В колонке «Узнали» учащиеся фиксируют то, что они извлекли нового из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже.
Затем идет обмен информацией и наработками внутри группы. Итоги помещаются в колонку.
(слайд 25) Синквейн.
Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Синквейк- это стихотворение из пяти строк.
Правила написания синквейка:
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка –фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Заключительная строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это создавать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия
Чувство (фраза)
Повторение сути
Также данный приём помогает мне решать сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,
- значительно активизируется словарный запас учащихся,
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
- активизируется и развивается мыслительная деятельность,
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
(Слайд 26)
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Дети учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Например, по теме “Узнаём больше о Лондоне” в 6 классе, обучающиеся играют роли полицейского, прохожего, иностранца, жителя Лондона, экскурсовода и т.д.
(Слайд 27)
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции. Создавая тот или иной урок, важно продумывать такие ситуации, которые давали бы возможность развивать внутреннюю культуру ребёнка, его правильное мировоззрение.
Например, при изучении темы «Внешность» в 6 классе, обучающимся предлагается ответить на вопрос «Для чего нам важно выглядеть красивыми?». При изучении темы «Одежда», происходит обсуждение проблемы школьной формы в ситуации «Школьная форма: За и Против».
Возможность развития данной компетенции имеется при работе над любой темой.
Опыт работы показывает, что использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций, которые определены как социальный запрос и являются необходимым условием модернизации российского образования.
Очевидно, что каждый урок английского языка даёт широкие возможности для развития ключевых компетенций. Однако развивающие технологии дают больше возможностей для формирования определённых компетенций у обучающихся.