Компетентностно-деятельностный подход в обучении и воспитании в условиях внедрения ФГОС
Компетентностно-деятельностный подход в обучении и воспитании в условиях внедрения ФГОС
В настоящее время тема компетентностного подхода становится принципиально важной.Ряд факторов обуславливают актуализацию компетентностного подхода в образовании.Сюда можно отнести проблемы окружающей среды,динамизм жизненных процессов,увеличение информационных потоков.В силу этих обстоятельств появилась необходимость формирования личности,умеющей жить в новых условиях.Время диктует такие качества как,ответственность,творческий потенциал,способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-деятельностный подход в обучении и воспитании в условиях внедрения ФГОС »
Компетентностный подход в обучении
Основы введения в ФГОС.
В настоящее время тема компетентностного подхода становится принципиально важной и активно обсуждаемой.
Целый ряд факторов обуславливают актуализацию компетентностного подхода в образовании. Сюда можно отнести проблемы окружающей среды в связи с переходом к постиндустриальному обществу, динамизм жизненных процессов, колоссальное увеличение информационных потоков. Активнее задействованы рыночные механизмы в обществе, возросла профессиональная мобильность, появились новые профессии, изменились требования к ним – они стали более интегрированными, менее специальными.
В силу этих обстоятельств появилась необходимость формирования личности, умеющей жить в новых условиях. Время диктует качества такой личности: ответственность, стрессоустойчивость, творческий потенциал, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Давайте отметим некоторые отличия компетентностного подхода к обучению от предметно-ориентированного подхода.(слайд)
Итак, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определённых навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования школьника и подготовки его к реальной деятельности.
С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентного выпускника, владеющего определёнными компетенциями.
«Компетенцию» можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, что составляет содержательный компонент обучения.
Сегодня педагогическое сообщество придерживается точки зрения А.В. Хуторского, который в соответствии со спецификой содержания образования предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:.
-ключевые, имеющие общий (метапредметный) характер и способствующие адаптации личности в социальной среде, самоопределению в социальной сфере;
-общепредметные, применимые к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей и носящие интегративный характер;
-предметные, имеющие частный характер и возможность формирования в рамках отдельных учебных предметов.
Учитывая реальную ситуацию, цели общего образования, основные виды деятельности ученика, позволяющих ему овладевать опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
А.В. Хуторской определяет следующие группы ключевых компетенций:
1 Ценностно-смысловая компетенция
2 Общекультурная компетенция
3 Учебно-познавательная компетенция.
4 Информационная компетенция
5 Коммуникативная компетенция
6 Социально-трудовая компетенция
7 Компетенция личностного самосовершенствования.
Проанализировав различные точки зрения, я выявила те компетенции, в формирование которых может внести свой вклад предмет «Английский язык».
компетенция личностного роста и самосовершенствования.
А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как ключевую. Учитывая специфику предмета «Английский язык», я отношу её к группе предметных компетенций и, опираясь на Программу по английскому языку», представляю её как совокупность трёх составляющих: речевой, языковой и компенсаторной. Кроме того, вместо общекультурной ключевой компетенции я рассматриваю социокультурную предметную компетенцию, которая в английском языке переходит в разряд предметной. Какой смысл я вкладываю в каждую из них?
Коммуникативная (речевая) компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
Коммуникативная (языковая) компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.
Коммуникативная (компенсаторная) компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Социокультурная компетенция – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; основы семьи, роль науки и религии в жизни человека; представление о систем ах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном и поликультурном обществе; владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя); умение действовать в ситуациях семейно-бытовой сферы умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, и зрителя.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Учебно-познавательная компетенция – самостоятельная познавательная деятельность ученика, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Кооперативная компетенция – готовность ученика к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.
Компетенция личностного роста и самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Компетентность – это свойства личности, ее способность к выполнению какой-либо деятельности на основе сформированной компетенции, т.е. компетентность – это результат обучения.
Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
Компетентностно-ориентированное обучение предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении, в деятельности педагогов, в способах оценивания образовательных результатов обучающихся .
Принципиально изменяется и позиция педагога. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически, он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.
Меняются и методы обучения.
Основными становятся:
- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);
- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;
- модернизированные традиционные методы обучения;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Развитию компетенций на уроке способствует применению современных педагогических технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке, таких, например, как:
-технология критического мышления (через чтение и письмо)
-дискуссионная технология
- кейс-технологии (ситуационный семинар, решение ситуационных задач)
- технологии проблемного обучения
-любые виды проектной деятельности, прежде всего- исследовательские, имеющие жизненный, бытовой, профессиональный, социальный контекст задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты.
-реализуемые в рамках урока коллективная и индивидуальная мыследеятельность;
-ИКТ технологии
-игровые технологии (языковые, ролевые игры, драматизация);
-мультимедийные технологии.
Таким образом, компетентностный подход- это подход, реализующий деятельностный характер образования, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
При компетентностном подходе происходит согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, обеспечивается единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни, повышается мотивации , возрастает сознательность и ответственность.