Коммуникативно-направленное обучение видам речевой деятельности
Коммуникативно-направленное обучение видам речевой деятельности
Обучение говорению предполагает развитие у учащихся навыков диалогической и монологической речи. Согласно образовательным стандартам учащиеся старших классов должны уметь вести беседы, дискуссии, интревью, используя стандартные фразы.Монологическая речь предполагает не только перескз прочитанного текста, но и свободное выражение обственного мнения по проблемным ситуациям в рамках тематического содержания согласно програмным требованиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативно-направленное обучение видам речевой деятельности »
Согласно современным требованиям обучение иностранному языку в средней школе должно быть коммуникативно-направленным во всех видах речевой деятельности, особое внимание должно уделяться говорению, и абсолютно все задания на уроке должны иметь коммуникативную направленность.
Обучение говорению предполагает развитие и учащихся навыков диалогической и монологической речи. Согласно образовательным стандартам учащиеся старших классов должны уметь вести беседы, дискуссии, интервью, используя стандартные фразы и клише. Монологическая речь предполагает не только пересказ прочитанного текста, но и свободное выражение собственного мнения по проблемным ситуациям в рамках тематического содержания согласно программным требованиям.
Существует два основных способа обучения говорению – «сверху вниз» (на основе текста, видеосюжета, картинки), а также «снизу вверх» (лишь при наличии темы и коммуникативной задачи).
Методика обучения «сверху вниз» включает в себя четыре этапа:
Снятие лексических трудностей
Работа с текстом \ просмотр видеосюжета
Упражнения на понимание и отработку лексико-грамматических навыков
Говорение
Большой интерес у учащихся вызывает работа с компьютерными обучающими программами и видеокурсами английского языка, эффективнее всего применять их на факультативных занятиях, где структура урока менее жесткая.
Что касается методики преподавания, то наиболее эффективными и доступными при формировании коммуникативной компетенции являются такие приемы как заучивание рифмовок, ролевые игры и драматизация на начальном этапе, в старших классах очень популярны дискуссионные и интеллектуальные игры.
Наиболее приемлемыми формами взаимодействия на уроке будет работа в паре, группе или команде в зависимости от коммуникативной задачи.
Методика обучения «снизу вверх» предполагает обязательное наличие опор, в виде схем, таблиц, кластеров, речевых моделей.
Для обучения монологическому высказыванию на ситуативной основе в старших классах наиболее оптимальным является применение на уроках лексико-семантических и лексико-смысловых таблиц, «кейс»-технологии. Высокой коммуникативностью также характеризуется метод языковых проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит творчески мыслить. Эффективно сочетаются языковые проекты с технологией критического мышления в обучении письменной речи и работе с текстом.
Обучение диалогической речи должно быть нацелено на развитие умений корректно использовать реплики реагирования, причем спонтанно, задавать вопросы разных типов, и логично отвечать на них, употреблять речевые клише согласно правилам речевого этикета, выражать просьбу, совет, согласие, отказ и т.д.
Что касается содержательной стороны урока, особенно при явном отсутствии учебников, которые бы соответствовали нашей программе, то здесь на первый план выходит использование ИКТ, ведь идеальной основой для развития коммуникативной компетенции являются аутентичные тексты.
Список источников:
1. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2007. – 168 с.
2. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
3. Гальскова Н.Д. Теория и методика обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. пед. учеб. заведений. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 334 с.
4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
5. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. –187 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.