Кейс-стади как активный метод обучения английскому языку в средней школе
Кейс-стади как активный метод обучения английскому языку в средней школе
В статье раскрывается суть использования такого средства активного обучения как кейс-технология на уроках английского языка в средней школе. Излагается методическая польза применения данного способа в рамках системно-деятельностного подхода, требуемого современными ФГОС. Приводятся примеры кейсов, которые могут быть использованы на уроках английского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Научный руководитель, канд. пед. наук, доц. каф. англистики и межкультурной коммуникации
Институт иностранных языков, ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается суть использования такого средства активного обучения как кейс-технология на уроках английского языка в средней школе. Излагается методическая польза применения данного способа в рамках системно-деятельностного подхода, требуемого современными ФГОС. Приводятся примеры кейсов, которые могут быть использованы на уроках английского языка.
Ключевые слова: английский язык, активный метод обучения, кейс-стади, ситуация.
Образование, как и любая другая сфера жизни, претерпевает изменения, вызванные течением времени: то, что было актуально совсем недавно, теряет новизну и практическую значимость сейчас. Поэтому стратегически важно в процессе обучения обогащать личность не только знаниями, умениями и навыками, но и потенциалом, способствующим самоактуализации и самообразованию, который позволит человеку быть конкурентноспособным на рынке труда вне времени. В связи с этим, система образования изменяется: происходит внедрение новых технологий, подходов и методик.
Так, в современном образовательном процессе важнейшую роль играет системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС. Особенностью этого факта является то, что процесс учения предполагает не получение учеником готовых знаний, а поиск, исследование и анализ, то есть самостоятельное «открытие» новых знаний в процессе обучения. Теперь основная педагогическая задача заключается в создании таких условий, в которых бы происходило побуждение действия учеников. При этом организация учебного процесса предполагает активную, разностороннюю и творческую позицию обучающегося в контексте его самого, или группы, в которой он работает под руководством учителя.
Что касается уроков иностранного (английского языка) в средней школе, то обучение здесь осуществляется в рамках коммуникативного взаимодействия в различных формах обучения, например, групповых, индивидуальных и коллективных, которые подразумевают интерактивный характер. Чтобы достичь реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка (ИЯ), необходимо включать в процесс обучения активные методы. Одним из таких методов является технология кейс-стади, позволяющей обучающемуся изучить реальную житейскую ситуацию или проблему, проанализировать её и найти пути решения.
А.М. Смолкин определяет активные методы обучения как способы, приемы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые инициируют активную мыслительную и практическую деятельность в процессе овладения новым материалом, при котором ученик и учитель находятся в субъект-субъектных отношениях. Также автором выделяется классификация активных методов обучения, где они подразделяются на неимитационные, то есть те техники, которые предполагают реальное, а не искусственно смоделированное взаимодействие учителя и учащегося, и на имитационные – те методы и формы проведения учебных занятий, при которых искусственно создаётся ситуация, необходимая для учебно-познавательной деятельности. В свою очередь, имитационные методы активного обучения делятся на игровые и неигровые. К игровым можно отнести такие формы, как деловая игра, инсценировка, тренинг, игровое проектирование, а к неигровым – действие по инструкции, имитационные упражнения и конкретные ситуации с проблемными вопросами, требующими решения. К последней упомянутой форме можно отнести такой метод активного обучения, как кейс-стади [4].
Понятие кейс-стади (case-study) имеет английское происхождение (от англ. case – ситуация, случай) и заключается в решении конкретных ситуационных задач группой обучающихся, с последующим представлением результатов обсуждения. Решением при этом является нахождение пути из проблемной ситуации, заданной условием кейса.
Кейс-метод был впервые применен в учебном процессе в 1870 году в школе права Гарвардского университета. В России же начали знакомиться с данным методом преподаватели экономических дисциплин только в 1924 году. В настоящее время метод кейсов активно применяется в России в трех направлениях: в бизнесе, в высшем образовании и в школьном образовании.
Что касается применения кейс-метода в школьном образовании, в частности в средней школе, то данная технология особенно эффективна на уроках ИЯ, так как позволяет развить те практические навыки, которые имитируют реальную языковую ситуацию, развивают коммуникативную компетенцию школьника, следовательно, готовят его к учёбе в ВУЗе и будущей социальной жизни в странах изучаемого языка. Также данный метод позволяет следовать модернизации образовательного процесса, ведь обучение на традиционных уроках предполагает то, что у ученика четко прописаны учебные задачи и обозначены методы, которыми он должен пользоваться, в то время как кейсовая технология предполагает моделирование ситуаций, схожих с реальными, при которых задачи не имеют чётко определённых рамок и насыщены второстепенной информацией, а также методы работы избираются учащимся самостоятельно.
Сама технология кейс-стади в методическом плане представляет собой письменное описание той или иной социальной ситуации, требующей от учащихся потенциальные способы её решения, посредством её анализа, актуализации ранее полученных знаний и последующего их применения, а также презентации найденного выхода из затруднения своим одноклассникам. Цель данного метода сводится к тому, чтобы помочь каждому ученику определить и найти те способы освоения знания, которые приемлемы и доступны для него самого. Тем самым осуществляется выход в самообразование и самоактуализацию, что требуется современным образованием. Ю. П. Сурмин считает, что кейс-метод в современном образовании имеет важную отличительную особенность, выражающуюся в «повышении эффективности деятельности преподавателя», ведь данная технология позволяет не только использовать свои умения и навыки, но и совершенствовать их. Также считается, что при работе по данной технологии все функции преподавателя: воспитывающая, обучающая, организующая, исследовательская, – сходятся воедино [5].
С.Б. Абрамова обозначает следующую структуру кейса: конкретная ситуация (случай, проблема, история из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом. Также кейс могут сопровождать приложения [1].
Исходя из наблюдений исследователей данной области, можно выделить следующие виды кейсов, которые можно применять на уроках английского языка в средней школе:
Практические кейсы, базирующиеся на реальных жизненных ситуациях. В данном случае целью является тренинг, закрепление знаний, умений и навыков поведения в той или иной ситуации. При этом кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие кейсы, в свою очередь, не являются точным отражением реальных жизненных ситуаций, а лишь передают типовые паттерны.
Научно-исследовательские кейсы, предполагающие модели для получения нового знания о ситуации и моделях поведения в ней.
Работая по этой технологии, учитель должен помнить о ее основных этапах. Кейс-технология включает в себя два этапа – подготовку и реализацию. Первый этап заключается в разработке кейса. Здесь учитель моделирует учебную ситуацию, которую затем презентует ученикам, или берёт за основу реальную ситуацию, упрощая её, адаптируя под возраст учащихся, уровень их подготовки, интересы и эффективность от применения данного метода с конкретными учениками. Также учитель разрабатывает проблемные вопросы, которые обучающие должны будут решить после анализа всех предоставленных материалов. Кейс должен отвечать следующим требованиям: ситуация не включает в себя элементы нереального и несуществующего, чётко прослеживается хронология событий ситуации, уточнены детали места, времени, действий, характеристик персонажей и т.п. На втором этапе происходит разбивка класса на микрогруппы (по 4-5 человек) и непосредственно работа над ситуационной задачей. Решение кейса учеником осуществляется в два шага, которые подразумевают анализ и обсуждение ситуации обучающимся и презентацию путей решения проблемных вопросов.
Приведем пример конкретного кейса, который может использоваться на уроке английского языка в 5 классе, работающем по УМК «Звёздный английский» («Starlight»), К.М. Барановой, тема «Food and drinks».
Описание ситуации: Вы приехали к вашему другу в Лондон. Утром вы встали и захотели сделать ему приятное, приготовив традиционный английский завтрак. Оказывается, что в холодильнике нет продуктов, поэтому вам нужно подумать над тем, что вы будете готовить и купить продукты в ближайшем магазине.
Задание: изучите информацию о традиционных английских завтраках, определите блюда и напитки, которые вы подадите своему другу, составьте список покупок.
Материал для изучения – текст «Englishmeals».
Необходимо отметить, что современное образование уделяет внимание поиску педагогических технологий, которые бы повысили уровень мотивации к изучению английского языка школьниками. Одним из способов достижения данной цели является такой активный метод обучения как кейс-стади. Он требует серьезной подготовки учителя по эффективному внедрению данной технологии в учебный процесс, в сочетании с традиционными методами обучения.
Нельзя также забывать о таком важном средстве дидактического воздействия на ученика как речь учителя. Именно функционально структурированная и качественно выверенная речь педагога способствует созданию условий на уроке, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса [2, с. 238].
В целом решение ситуационных задач активизирует познавательную деятельность учеников средней школы, положительно влияет на мотивацию к изучению иностранного языка, учит командной работе, включающие навыки работы в группе и умения принимать коллективные решения и побуждает к исследовательской деятельности.
Литература:
Абрамова, С. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка / С. Ю. Абрамова, Ю. В. Белозерова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 21.04.2021).
Апарина Ю.И. Адаптивная речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия на младших школьников// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2007. № 1. С. 238-240.
Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Английский язык. 5 класс: учеб. ля общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением/ англ. яз. /[Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др.] – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013 – 112 с.
Смолкин А.М. Методы активного обучения: [Метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров] / А. М. Смолкин. - М. : Высш. шк., 1991. - 176 с.
Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.