kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Категории текстовой модальности Объективная и субъективная модальность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объективная модальность, как известно, является обязательным признаком любого высказывания, одной из категорий, формирующих предикативную единицу – предложение. Данный вид модальности выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществленности или осуществимости). Объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности – неопределенности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Категории текстовой модальности Объективная и субъективная модальность»


Категории текстовой модальности

Объективная и субъективная модальность

Несмотря на то, что учеными (Г. Ф. Мусаева и др.) выделяются два основных типа текстовой модальности: объективная и субъективная, в реальном текстовом пространстве достаточно непросто провести четкую границу между данными категориями. При этом многие исследователи вообще считают, что модальность в тексте является только субъективной [13, c. 13].

Объективная модальность, как известно, является обязательным признаком любого высказывания, одной из категорий, формирующих предикативную единицу – предложение. Данный вид модальности выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществленности или осуществимости). Объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности – неопределенности. Значение времени и реальности-ирреальности слиты воедино. Комплекс данных значений называется объективно-модальными значениями.

Субъективная модальность, напомним, – это отношение говорящего к сообщаемому. В отличие от своей противоположности, модальность субъективная – факультативный признак высказывания. Семантический объем субъективной модальности значительно шире семантического объема объективной модальности [10, c. 410].

Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции. При описание модальности, к оценочно-характеризующим значениям относят значения, совмещающие в себе выражение субъективного отношения к сообщаемому с такой его характеристикой, которая может считаться не субъективной, вытекающей из самого факта, события, его качеств, свойств, характера его протекания во времени или из его связей и отношений с другими фактами и событиями.

К сфере модальности ученые относят:

– противопоставление высказываний по характеру их коммуникативной установки;

– градации значений в диапазоне «реальность-ирреальность»;

– разную степень уверенности говорящего в достоверности формирующейся у него мысли о действительности;

– различные видоизменения связи между подлежащим и сказуемым [17, c. 39].

Текстовая модальность может формироваться на различных уровнях, в частности, на грамматическом, лексическом, интонационном. Вместе с тем, данный феномен прослеживается и на отдельных участках высказывания или высказывании целиком.

Остановимся чуть конкретнее на средствах формирования текстовой модальности.

Итак, в тексте модальность имеет различные способы выражения посредством различных грамматических и лексических средств:

  • специальные формы наклонений (would, should);

  • модальные глаголы (русск.: может, должен; англ.: must, can);

  • модальные слова (русск.: кажется, пожалуй; англ.: perhaps, likely);

  • интонационные средства (пунктуация, вербализация (описание характера произнесения речи: said loudly, abruptly, etc.)).

Замечено, что различные языки грамматически по-разному выражают разные значения модальности. Так, английский язык выражает значение ирреальной модальности при помощи специального наклонения Subjunctive II, например:

If you had come in time, we should have been able to catch the train.

Профессор В. В. Виноградов придерживался концепции о том, что предложение, отражая действительность в ее практическом общественном осознании, выражает отнесенность (отношение) к действительности, поэтому категория модальности тесно связана с предложением вообще, разнообразными его типами, в частности. Каждое предложение, по В. В. Виноградову, включает в себя как существенный конструктивный признак, модальное значение, то есть содержит в себе указание на отношение к действительности. Категория модальности при этом принадлежит к числу основных, центральных языковых категорий, в разных формах обнаруживающихся в языках разных систем. Ученый также отмечал, что содержание категории модальности и формы ее обнаружения исторически изменчивы [7, c. 345].

Семантическая категория модальности в языках разных систем имеет смешанный лексико-грамматический характер. В языках европейской системы она охватывает всю ткань речи.

В настоящем исследовании разводятся понятия субъективная и объективная модальность.

Объективная модальность рассматривается на уровне научного факта, который принимается как феномен, не требующий доказательств, не терпящий разных интерпретаций. Текстовыми маркерами объективности видятся клише, типа: It goes without saying that … , It is proved that … , As the scientists say … , It is done by the linguists … , It is unnecessary to prove that …, It was already argued before … , etc.

Например:

1. Modern comparative linguistics pays attention to Russian verbs related to the act of speaking [Comrie, 1986; Hyug, 2013; Leskov, 2013; Slavkova, 2014], the dual number in Russian language [Cooper, 2000], the graphemic and syllabic length of words in text and vocabulary [Alekseev, 1998]. But in Russian you can see that “researches on the history of Russian vocabulary lie mostly in the depths of theses and numerous collected papers, containing the proceedings of conferences, of the late twentieth century” [26, p. 100].

Автор констатирует факт отнесения современной лингвистикой глаголов к речевому факту, при этом ссылаясь на авторитетное мнение таких ученых как Лесков, Славкова, Алексеев.

2. As a rule, in order to settle this issue, linguists do not use the analysis of the terminological system of a particular branch of knowledge, but they use “common sense” prerequisites [26, p. 100].

Автор констатирует факт о том, что для решения данной проблемы лингвисты, как правило, не используют анализ терминологической системы той или иной отрасли знаний, но используют «здравый смысл» – подводят некий итог – обобщение мнений по проблеме.

Под субъективной модальностью в настоящем исследовании понимается так же и индивидуальный (авторский) подход к интерпретации какого-либо конкретного лингвистического явления. В отличие от точных наук, лингвистика – наука отчасти субъективная и может претерпевать различные подходы при анализе различных лингвистических феноменов. При этом текстовыми сигнификаторами субъективности в научном тексте выступают фразы, типа: As I think … , As we see … , According to the classification suggested in the paper … , To our mind … , As it is understood in the work … , He sees the point in his own way… , etc.

Обратимся за примерами к научным текстам.

1. Rudolf Jacobson writes about advantage of studying of the grammar theory at school. He considers that the reason of an interference of grammatical designs of studied language is their formal similarity of “superficial structure” [24, p. 21].

Автор представляет субъективное мнение Rudolf Jacobson о преимуществах изучения теории грамматики в школе.

2. Zora Neale Hurston's novel Their Eyes were Watching God represents the growth of the protagonist Janie from a naïve girl to a mature woman. Janie captures this pivotal transition when she observes, “the young girl was gone, but a handsome woman had taken her place” (83). This growth of the heroine to some form of self-formation has been the dominant critical approach to the novel [19].

Автор статьи рассказывает о романе Zora Neale Hurston “Their Eyes were Watching God”. История о жизни молодой наивной девушки до зрелой женщины преподносится автором как основа доминирующего критического подхода к роману со стороны непосредственно автора.

Не смотря на то, что субъективная модальность тесно граничит с модальностью авторской, на наш взгляд, последняя заслуживает к себе определенного внимания в рамках настоящего исследования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Категории текстовой модальности Объективная и субъективная модальность

Автор: Кузнецова Виктория Алексеевна

Дата: 14.03.2023

Номер свидетельства: 627442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства