Изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов
Изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов
Эксперимент направлен на изучение особенностей понимания слов английского происхождения младшими школьниками 3-х классов. Исследование понимания предполагает выявление состояния различных лексических значений слов, т.е. денотативного, сигнификативного, коннотативного аспекта. В нашей работе мы остановимся на исследовании денотативного и сигникативного аспектов лексического значения англицизмов.
Анализ теории по проблеме позволил сформулировать цель. Целью проведения эксперимента является выявление особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов, учитывая разные аспекты их лексического значения.
При этом были выдвинуты следующие задачи:
1. Разработать методику проведения эксперимента;
2. Провести эксперимент и выявить особенности понимания англицизмов школьниками 3-х классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов »
Изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов
Описание эксперимента
Эксперимент направлен на изучение особенностей понимания слов английского происхождения младшими школьниками 3-х классов. Исследование понимания предполагает выявление состояния различных лексических значений слов, т.е. денотативного, сигнификативного, коннотативного аспекта. В нашей работе мы остановимся на исследовании денотативного и сигникативного аспектов лексического значения англицизмов.
Анализ теории по проблеме позволил сформулировать цель. Целью проведения эксперимента является выявление особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов, учитывая разные аспекты их лексического значения.
При этом были выдвинуты следующие задачи:
1. Разработать методику проведения эксперимента;
2. Провести эксперимент и выявить особенности понимания англицизмов школьниками 3-х классов.
Базой для исследования послужила одна из школ г. Архангельска, 10 детей 3-х классов с нормальным психофизическим развитием.
При проведении эксперимента мы опирались на психолингвистические методики: методика прямого толкования слов, методика «Составь фразу» и методика соотнесения слов. При разработке методики были использованы некоторые приемы и методы, описанные И.А. Смирновой, Р. И. Лалаевой , Н. В. Серебряковой , Г.А. Волковой.
В качестве экспериментального материала был предложен тест, состоящий из 3 заданий.
В первом задании предлагается соотнести слово с соответствующей картинкой.
Цель задания – изучение денотативного аспекта лексического значения англицизмов младших школьников.
Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.
Инструкция - «Рассмотрите картинки, прочитайте слова и соотнесите каждое слово с соответствующей картинкой».
Используемые материалы - слова-англицизмы: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт; картинки с изображением вышеуказанных слов.
Всего: 20 слов, 20 картинок.
Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и самостоятельность выполнения задания.
Уровни
Высокий – правильное, самостоятельное выполнение задания
Средний - допускаются ошибки (от 1до 10), испытываются затруднения в выполнении задания, требуется незначительная помощь в виде подсказок;
Низкий – задание выполняется с большим количеством ошибок ( 10), отказ от помощи педагога.
Во втором задании предлагается самостоятельно дать определение словам.
Цель задания - изучение понятийного (сигникативного) аспекта лексического значения англицизмов младших школьников.
Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.
Инструкция - прочитайте слова и дайте им своё определение.
Используемые материалы - слова-англицизмы: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт; картинки с изображением вышеуказанных слов.
Всего: 20 слов, 20 картинок.
Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и точность выполнения задания.
Уровни критериев:
Высокий – правильное, точное выполнение задания;
Средний – допускаются 1-5 ошибки, неточности в толковании значения слов (от 3 до 10), испытываются затруднения в выполнении задания;
Низкий – задание выполняется с большим количеством ошибок и неточностей ( 10).
В третьем задании предлагается составить свои фразы со словами.
Цель задания - изучение понятийного аспекта лексического значения младших школьников.
Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.
Инструкция – почитайте слова и составьте свои фразы со словами.
Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и уместность употребления англицизма во фразе.
Уровни критериев:
Высокий – правильное выполнение задания, уместное употребление англицизмов;
Средний - допускаются ошибки (от 1 до 10), неуместно употребляются англицизмы, испытываются затруднения в выполнении задания,
Низкий – задание выполняется с большим количеством ошибок ( 10), неуместное употребление англицизмов.
Описание результатов эксперимента
При выполнении детьми 1-го задания были получены следующие количественные результаты:
Таблица 1
Ребёнок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Кол-во правильных ответов
20
20
20
17
19
20
20
20
20
20
Кол-во подсказок
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Как видно из таблицы большинство детей оказались на высоком уровне. Для выполнения ими этого задания было характерно правильное и самостоятельное выполнение задания. Дети понимали значение слов и правильно соотносили их с картинкой. 80 % испытуемых выполнили задание без ошибок, и лишь два ребёнка сделали малочисленные ошибки. Например, один ребенок не соотнёс слово бизнес с соответствующей картинкой, а другой – неправильно подобрал картинки к таким словам как шоу, постер и джаз.
Таким образом, мы можем сформулировать первую особенность понимания англицизмов младшими школьниками. В пассивном словаре младших школьников присутствует большое количество англицизмов, денотативный аспект лексического значения слов английского происхождения сформирован. Младшие школьники 3-х классов правильно понимают слова английского происхождения.
При выполнении детьми 2-го задания были получены следующие количественные результаты:
Таблица 2
Ребёнок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество правильных ответов
18
20
20
17
18
19
19
20
19
20
Для качественного анализа 2-го задания, каждое из определений, предложенное ребёнком, сравнивалось с истинным лексическим значением англицизма. Как видно из таблицы 2 большинство детей оказались на высоком уровне развития процесса понимания англицизмов. Они правильно и точно выполнили задание. У них в достаточной степени сформирован понятийный аспект лексического значения слов английского происхождения. Для выполнения ими этого задания была характерна близость ответов к верному толкованию слов. Во многих случаях толкование основывалось на дословном, часто правильном переводе с английского языка. Так слова джем, сэндвич, постер правильно определяются как варенье, бутерброд и плакат. Среди наименее освоенных оказались слова холл и джаз. Причина неосвоенности слов видится в том, что они из жизни взрослых людей, и у детей не вызывают интереса.
Можно сделать вывод, что младшие школьники понимают те слова, которые чаще слышат и сами употребляют в речи.
При выполнении детьми 3-го задания были получены следующие количественные результаты:
Таблица 3
Ребёнок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество правильных, уместных ответов
20
19
19
15
19
16
19
20
20
17
Как видно из таблицы № 3 данное задание оказалось для детей самым сложным. В нём школьники сделали наибольшее количество ошибок. Но всё же большинство испытуемых показали хороший результат, оказавшись на высоком уровне. Для выполнения ими этого задания было характерно наличие 1-5 ошибок, лишь 30% учащихся выполнили задание без ошибок. Так детьми были составлены фразы «Джаз- танцор диско», «Холл - моё хобби», где неуместно звучат такие слова как джаз и холл. В ряде случаев школьники испытывали трудности в составлении фразы с заданным словом и заменяли его синонимами.
Так, понимая общий смысл слова, правильно относя его к определённой тематике, младшие школьники допускают малочисленные ошибки в употреблении слов в речи, испытывают трудности в составлении фраз с англицизмами. Большинство школьников правильно и уместно употребляют англицизмы во фразах.