Просмотр содержимого документа
«Изучение иностранного языка в условиях пандемии»
Изучение иностранного языка в период пандемии.
2020 год стал испытанием для системы образования Республики Казахстан. Школы, университеты столкнулись с неведомыми проблемами, а точнее, с вопросом как учить школьников дистанционно в условиях пандемии коронавируса (COVID-19). Таким образом, дети перешли на домашнее обучение в онлайн-режиме.
Педагоги всегда остро реагировали на любые веяния времени. Жизнь в условиях пандемии не стала исключением. Она затронула буквально все сферы жизни, включая и образование.
Настоящий педагог не имеет права поддаваться унынию. Он твёрдо убеждён в том, что пандемия сойдет на нет, а вот завершить учебный год в столь необычных условиях придётся. «Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам» (Ричард Генри Данн). Так учителя стали на путь освоения преподавания в дистанционной форме. Оказывается, вынужденное заточение может пойти на пользу, и преподаватели всех рангов стали разбираться с техническими вопросами, связанными с завершением учебного года и порядком проведения экзаменов, не выходя из дома.
Термин дистанционное обучение имеет различные дефиниции, я остановлюсь на определении этого понятия, которое дал И.В. Роберт:
Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ.
Только объединившись в единое целое – администрация школ, учителя, родители и дети – можно надеяться на успех в подобном эксперименте. Да, педагоги много времени вынуждены проводить у экранов дисплеев, подготавливая электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн уроки и занятия со своими питомцами и онлайн встречи с их родителями. Нельзя забывать о том, что вынужденная самоизоляция повышает степень невротизации в семьях, особенно если в одной семье несколько школьников, а технические возможности ограничены. Огромная нагрузка легла и на плечи родителей, которые невольно стали учителями.
Вспомнились слова великого писателя М.Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». Сейчас действительно наступило такое время, когда обычные люди совершают подвиги во имя других. В первую очередь, это врачи, на которых сегодня возлагаются все надежды. Не отстают от них и педагоги. Ведь врачи спасают тело, а настоящие педагоги призваны спасти душу. Поэтому дистанционное обучение в условиях пандемии видится мне как простор для новаторства и творчества педагогов.
Одной из основных целей обучения английскому языку, является формирование коммуникативных навыков общения в рамках школьной программы. Организация дистанционного обучения иностранному языку в условиях пандемии имеет ряд особенностей.
Прежде всего, обучение иностранному языку подразумевает коммуникативные задания; использование парных, групповых форм работы. С реализацией данных форм работ возникли трудности, но использование инновационных технологий облегчило ситуацию. Использование инновационных технологий позволяет реализовать метод проектов в рамках школьного дистанционного обучения посредством социальных сетей и платформы для организации видеоконференций ZOOM.
К сожалению, не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Из-за этого многие ученики пропускают онлайн-уроки. Особенно остро стоит эта проблема в сельской местности. Функции видеозаписи уроков пока нет на обеих платформах. В таких случаях эффективно выкладывать ссылки на уроки из базы Uchi.ru в домашние задания в электронный дневник, чтобы ребята не отстали от своих одноклассников, которые посетили онлайн урок.
Наверно, нет смысла говорить о том, что в методическом плане онлайн уроки существенно отличаются от урока классно-урочной системы.
Хочется остановиться на особенностях проведения онлайн уроков из собственного педагогического опыта:
– продолжительность урока не более 30 минут, желательно с проведением двух физминуток;
– в целях профилактики ухудшения зрения и сколиоза заниматься желательно устно, даже на уроках русского языка и математики, так как не у всех есть правильно оборудованное рабочее место;
– необходимо начать онлайн обучение с ознакомления детей с правилами ведения и поведения урока в новом формате;
– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»), а затем напомнить, по какому предмету урок, назвать его тему. Чем проще и конкретнее сообщение, тем легче ученикам будет удержать внимание;
– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего стола, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);
– если у ребёнка во время урока появляется вопрос к учителю – ученик запоминает или записывает его и отправляет в чат позже, когда учитель попросит задавать вопросы в чате;
– чтобы ученики не отвлекались на разговоры в чате, учитель чат может отключить, а также задавая домашнее задание, нужно обязательно разобрать его выполнение, тем самым удерживая внимание обучающихся на учебном материале урока;
– контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в оффлайне. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика;
– на дистанционном уроке, как и на уроке в школе, всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Если во время видеотрансляции возникла проблема, не нужно паниковать. Онлайн — новый опыт и для учителей, и для детей. Просто понадобиться больше времени, чтобы привыкнуть и наладить работу;
– в случае с дистанционным обучением родителей пугает неизвестность: сколько будут длиться уроки, как делать домашнее задание, как будут выставлять оценки. Чтобы их успокоить, объясните заранее, как вы построите учебный процесс. Устройте онлайн-собрание и попросите родителей заранее подготовить вопросы, которые их волнуют;
– чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Можно отправить напоминание о расписании онлайн уроков заранее, выложив его в чате ЭЖД или на сайте класса. На платформе Uchi.ru также есть расписание онлайн уроков на всю учебную неделю. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.
Существует достаточное количество образовательных платформ для обучения, такие как:
Moodle;
Google классы;
Bilimland;
Kundelik.kz;
Skillbox;
Wikium
Openculture.com
TED-ed
Я хотела бы поделиться своим опытом организации онлайн уроков. Мною были использованы, в основном, две платформы-ZOOM и мессенджер What’s app.На мой взгляд они являются самыми удобными, на это есть ряд причин.
Во-первых, со многими учащимися уже была налажена связь посредством мессенджера What’s app, так как они выполняли домашние работы в периоды отсутствия по болезни, другим причинам и высылали его мне в данном мессенджере.
Во-вторых, данное приложение доступно всем, оно бесплатное, интерфейс несложный, тем самым, у учащихся не возникало сложностей при работе с ним. What’s app использовался для обратной связи, прежде всего, учащиеся могли задать вопросы по заданиям, что-то уточнить.
Что касается использования платформы ZOOM, это, конечно, видеоконференции. Подключиться к трансляции урока обучающийся мог используя ссылку или идентификатор.
Платформа ZOOM имеет ряд преимуществ перед Skype:
бесплатная 40-минутная конференция с вместимостью до 100 человек;
демонстрация экранов пользователей;
сессионные залы;
расшаривание экрана со смартфона;
работа с Google Disk, Dropbox….
Тем самым, 40-минутная конференция вполне позволяет провести урок дистанционно, при этом имеется возможность демонстрации презентаций, наглядного материала.
Существенной проблемой, с которой пришлось столкнуться школам, это, отсутствие возможности у некоторых учащихся обучаться дистанционно, у некоторых семей не было технической возможности для реализации дистанционного обучения. Таким учащимся с отсутствием видеосвязи учебный материал отправлялся в формате doc, c разъясняющими грамматический материал видео.
Подводя итоги, несомненно, следует отметить, что дистанционное обучение стало серьезным испытанием, как для учителей, так и для учащихся и их родителей.
Дистанционное обучение имеет как свои плюсы, так и минусы.
Касаемо плюсов:
обучение в домашней комфортной обстановке;
выполнение заданий в удобном темпе;
повышение интерактивной «грамотности» (знакомство с различными образовательными платформами).
Помимо плюсов, есть также и недостатки такого формата обучения. К ним можно отнести:
проблемы технического характера;
проблема самодисциплины/самоорганизации;
проблема взаимодействия, обратной связи.
Исходя из пережитого опыта преподавания в дистанционном формате, можно сказать, что такое обучение имеет право на жизнь, и при грамотной организации может занять свое место в системе образования.
Итак, взвешивая все ЗА и ПРОТИВ, приходим к выводу, что вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо как детям, так и учителям.
Список использованной литературы и источников
1.Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии. –
Современные проблемы науки и образования, 2020. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830
2.Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
3.Лутфуллаев Г.У Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19
5.Позднякова Т.А. Организация дистанционного обучения в преподавании английского языка для младших школьников в период карантина // Всеобразование, 2020. URL: https://vseosvita.ua/library/stata-organizacia-distancionnogo-obucenia-v-prepodavanii-anglijskogo-azyka-dla-mladsih-skolnikov-v-period-karantina-iz-opyta-raboty-296892.html
6.Роберт И.В Теория и методика информатизации образования.-2008
7.Рябова Т.С Преподавание английского языка в условиях дистанционного обучения
8. Хуторская А.В Практикум по дидактике и методикам обучения -СПб, -2004.
9.Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии Covid-19 // Modern humanities success / Успехи гуманитарных наук, 2020. С. 31.
10.Малькова Т. В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа, 2009. — № 1.