исследовательский проект на тему: Развитие навыков устной речи на уроках английского языка через ИКТ
Исследовательский проект на тему: Развитие навыков устной речи на уроках английского языка через ИКТ
Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«исследовательский проект на тему: Развитие навыков устной речи на уроках английского языка через ИКТ»
Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Выдвигается следующая гипотеза:
Если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.
Поэтому целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере ИКТ).
Объектом исследования является процесс совершенствования устной речи учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования: использование ИКТ с целью повышения эффективности устной речи на уроках английского языка.
Задачи:
Изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
На основе анализа литературы выявить общую характеристику речевой деятельности.
Выявить специфику изучения иностранного языка на этапе обучения..
Подробно изучить ИКТ как один из способов повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка.
Определить последовательность проведения опытного обучения и провести анализ результатов.
Для достижения следующих задач используются следующие исследования:
теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;
эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседа с учителями и учащимися, проведение опытного обучения.
В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.
Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Чтобы способствовать общению учащихся мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Предмет иностранный язык в курсе основной школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения иностранного языка.
Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. В этой связи под современными информационными технологиями целесообразно понимать педагогические технологии, применяющие специальные программные и технические средства для работы с информацией. И смысл современной информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых максимально благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. В сфере обучения иностранному языку появились новые возможности.
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития навыков устной речи на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
На сегодняшний день мною активно применяются на уроках английского языка следующие материалы с использованием ИКТ:
1Презентации в Power Point для введения и отработки лексического и грамматического материала.
Как правило, такие презентации содержат множество картинок для того, чтобы сделать более наглядным изучаемый лексический материал, а также позволяют излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников и привлекать пассивных слушателей.
В данных презентациях представлены разнообразные виды речевых упражнений для отработки изученной лексики:
Составь слово из букв;
Вставь буквы в слова;
Вставь слово в предложение;
Найди синонимы
Составь словосочетания
Опиши картинку;
Заполни таблицу;
Составь рассказ по плану и другие
.
Эти задания, представленные с помощью компьютерных технологий, обеспечивают моментальную обратную связь, позволяют экономить время для речевой практики, а также более продуктивно организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом.
Использование презентаций улучшает навыки устной практики учеников. Дав своим ученикам задание подготовить устное высказывание (презентацию) на какую- либо тему, я добиваюсь следующих результатов:
• Ученик получает отличную возможность практики самостоятельной речи
• Остальные ученики получают хороший урок аудирования
• Такое задание повысит самооценку у учащегося, а также расширит его кругозор
• Задание будет полезно для тренировки умения представлять информацию перед публикой для тех, чья будущая профессия будет непосредственно связана с разного рода презентациями.
• Это задание является великолепным генератором для спонтанной дискуссии.
В своей работе использую методику обучения устной английской речи с использованием опор (опорных сигналов или конспектов). Практика применения этой методики развития речевых навыков с помощью опор очень эффективна. Но сразу хочу отметить, что высокой эффективности от применения опорных конспектов на начальной фазе обучения нет, поскольку учащимся потребуется какое-то время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться. В ходе работы можно заметить, что опоры развивают у учащихся самостоятельность высказывания, так как говорение на иностранном языке, а именно в монологической форме, представляет большую трудность для детей в этом возрасте. Учащимся очень нравится работать с опорными конспектами, так как они открывают большие возможности в развитии речи говорящего. Безусловно, подсказка в виде различных символов или знаков позволяет управлять высказыванием, но постепенно эта необходимость уменьшается по мере формирования речевого умения. Опоры можно составлять как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности, их можно использовать в рамках одного конспекта, обособленного друг от друга, и во взаимодействии, дополняя друг друга. Опоры могут содержать определенную информацию в развернутом или сжатом виде. Дети сами стараются создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения. При составлении опорных конспектов нужно обратить внимание на основные моменты текста, ключевые слова и словосочетания, цифры и даты, имеющие важное значение; простые рисунки, условные обозначения помогают в этом. Затем их расположить в нужной последовательности. Это позволяет учащимся произносить монологическую речь плавно, без каких-либо записей, делая речь свободной. Частая практика устной речи способствует развитию языковых навыков и побуждает к творчеству. Учащимся самим нравится составлять опорные конспекты к данным учителем текстам. Такой метод работы с опорными сигналами позволяет учащимся не просто заучивать и озвучивать текст, не понимая его содержания, а именно мыслить на языке, самим строить высказывания.
Описание животного
Письмо другу
Главной целью нашей работы –формирование компетенций. Следует помнить , что коммуникативная компетенция тесно связана с культуроведческой , а также страноведческой компетенцией на уроке английского языка. Учащимся даётся возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Здесь ИКТ как средство наглядности даёт большие возможности, урок становится более ярким и запоминающимся. По программе изучаются такие темы как « Географическое положение Британии», « Традиции и праздники», « Путешествие по Соединённому королевству» и др. используя возможности компьютера, составляются уроки-презентации. Имея серии уроков по конкретной теме, которые постепенно складываются в систему. На таких уроках показывается большое количество материала за короткий отрезок времени. Картинки , рисунки , комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая каждого ученика в процесс обучения. В конце презентации проводится проверка понимания. Это могут быть вопросы по содержанию увиденного , кроссворд, тест на выбор правильного варианта.
Больщую помощь при развитии навыков устной речи оказывают компьютерные программы Enjoy English.Цифровые образовательные ресурсы внутри каждого урока распределены в логической последовательности с разворачивающимся сюжетом конкретного урока и предусматривают последовательный переход от более простых заданий к более сложным.
Развитие речевых умений осуществляется на материале серии тематических картинок, текстов монологического и диалогического характера, комиксов, стихов, Power Point - презентаций. Основными заданиями являются следующие:
расположи реплики диалога в логической последовательности;
восстанови в диалоге стимулирующие реплики;
восстанови в диалоге реагирующие реплики;
прочитай диалог и замени в нем подчеркнутые слова другими, выбрав их из числа предложенных;
составь свой диалог с опорой на диалог - образец;
прочитай текст и выбери к нему подходящую иллюстрацию;
соотнеси смысловые фрагменты текста;
выдели в тексте избыточную информацию;
вставь в текст вместо картинок подходящие слова;
восстанови логическую последовательность текста;
ответь на вопросы текста;
добавь информацию, подходящую к тексту;
послушай текст и выбери к нему соответствующий рисунок;
послушай текст и восстанови в рисунке отсутствующие фрагменты;
послушай текст и восстанови в нем пропущенные слова;
послушай и восстанови логическую последовательность текста;
Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей. Большинство предлагаемых ЦОРов носят интерактивный характер.
Посмотри на коллаж и скажи, что ты обычно ешь на завтрак, обед, ужин.
I have _____ , _________ and ___________ for breakfast.
I don’t have ______________ for breakfast.
For lunch I have __________ and _____________ .
I don’t have ___________ for lunch.
Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно сделать вывод , что информационно-коммуникационные технологии эффективно применяются для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи и речевой деятельности. Компьютер позволяет предъявлять на экране элементы, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Интерактивные программы помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Для подготовки к речевому высказыванию на уроке используются Интернет-ресурсы, которые не только помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме, но и организовать устное выступление в сопровождении аудио-видео поддержки. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
Материалы данной работы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость и могут быт использованы учителями английского языка, заинтересованными в применении информационно- коммуникационных технологий для совершенствования умений иноязычной устной речи школьников.