kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование концепта «Любовь» Причина обращения к концепту «Любовь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удивительно ёмкое и многозначное понятие «Любовь» является самой таинственной областью человеческих отношений. Лингвистика как социально значимая научная дисциплина не осталась в стороне от многомерности исследовательского процесса, также включив в состав исследуемых объектов любовь. Эта общечеловеческая ценность привлекла внимание многих отечественных и зарубежных языковедов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование концепта «Любовь» Причина обращения к концепту «Любовь»»

Исследование концепта «Любовь»


Причина обращения к концепту «Любовь»

Любовь — форма духовной культуры, представленная в тезаурусе человека как индивидуальное переживание чувства преданности людям, предметам и явлениям окружающего мира, идеям, мечтам, самому себе, когда объект этого чувства становится выше и ценнее личного «Я» и без слияния с избранным объектом, овладения им, единения человек не мыслит своего существования или, по крайней мере, ощущает глубокую неудовлетворенность, свою неполноценность, неполноту индивидуального бытия. Такое понимание любви включает в себя все ее виды (к жизни, сексу, женщине или мужчине, к детям и родителям, к себе, к деньгам, славе, власти, искусству, науке, Родине, Богу и т. д.), чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-л.; чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; внутреннее стремление, склонность, тяготение к чему-либо.

Вл.А. Луков предлагает следующую характеристику любви как одной из важнейших констант мировой культуры: «Любовь близка к дружбе, но отличается от нее. Ее антонимы — ненависть (более широкий аспект), ревность (по отношению к любимому человеку). В человеческих отношениях любовь обычно связывается с сексом, но возможна «любовь издалека» (впервые описана Дж. Рюделем, XII в.), неразделенная любовь (как в «Страданиях юного Вертера» Гёте), возможно и противопоставление любви сексу как духовной близости в противовес животному вожделению или близости за деньги. Любовь формируется в процессе «кристаллизации» чувства. Особый случай — любовь к себе («Я» выступает в качестве объекта для самого «Я»). Эта разновидность любви может восприниматься как положительная («самолюбие»), так и отрицательная («себялюбие») ценность»[Луков2007.].

В последние десятилетия концепт «Любовь» анализировался в следующих направлениях: рассматривался данный концепт через призму национального менталитета как русская культурная доминанта, обладающая особой лингвистической и культурологической ценностью (Колесов В.В.); изыскивались способы адекватного толкования любви с помощью метаязыка (Вежбицкая А. «Толкование эмоциональных концептов»); исследовалась лингвокультурологическая специфика концепта «любовь» в русском и немецком языках (Вильмс Л.Е.); описывалась этносемантика телеономных концептов «Любовь», «Счастье» в русском и английском языках (Воркачев С.Г.).

Исследователями в настоящее время предлагается несколько критериев типологизации концептов. Во-первых, в качестве предметов тех или иных дисциплин концепты подразделяются на когнитивные (когнитивная психология), лингвокогнитивные (когнитивная лингвистика), лингвокультурные (лингвокультурология) и культурные (когнитивная культурология). Далее рассматривается более подробная классификация лингвокогнитивных, лингвокультурных и культурных концептов на лингво-специфические, дискурсивно-специфические и культурно-специ­фические.

К лингвоконцептам в широком понимании можно отнести любой вербализованный культурный смысл, в какой-то мере отмеченный эт­нической спецификой: Медведева А.В. «Концепт «Дом» в русской и английской концептосферах»; Лаенко Л.В. «Национальная специфика репрезентации концепта «Соленый» В русском и английском языках»; Листрова-Правда Ю.Т. «Концепт «Бог» в языковом сознании русского народа» [Методологические проблемы когнитивной лингвистики 2001.].

Концепты могут классифицироваться по своей тематике. Они образуют эмоциональную (такие концепты, как ра­дость, страх, удивление, любовь, презрение), образователь­ную (школа, оценка), интеллектуальную (ум, мышление, по­нимание) и др. концептосферы. Могут выделяться концеп­ты, функционирующие в том или ином виде дискурса: педа­гогическом, религиозном, политическом.

Предмет нашего исследования — концепт «Любовь» принадлежащий к сфере эмоциональной деятельности человека.

Социальные, культурные, духовные, этические концепты представляют особый интерес для анализа, поскольку именно они дают наиболее интересный материал для осмысления языковой картины мира носителей данного языка, национального менталитета.

В последние десятилетия значительно увеличился интерес к исследованию эмоций самыми разными сферами науки. Каждый человек на уровне бытового сознания понимает, что имеется в виду, когда говорят об эмоциях. Но их научную дефиницию до сих пор никто дать определенно не может, поскольку они представляют собой довольно размытый многоликий феномен с множеством функций.

Принимая во внимание их коммуникативную функцию можно предложить следующее определение эмоций «как специфическую форму человеческого отношения к действительности и его языковое (и праязыковое) выражение (интерпретацию)» [Шаховский 1996.].

Н.А. Красавский дает следующее определение эмоциональному концепту: «этнически, культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, лексически и/или фразеологически вербализованное образование, базирующееся на понятийной основе, включающее в себя помимо понятия, образ и оценку, и функционально замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации множество однопорядковых предметов (в широком смысле слова), вызывающих пристрастное отношение к ним человека. Эмоциональный концепт знаково оформлен. Способы его семиотической экспликации могут быть вербальными (т.е. выраженными через язык) и невербальными (т.е. выраженными иными техниками, например, жестом, рисунком и т.п.)»[Красавский 2000:80].

Концепт «Любовь» заслуживает изучения как один из самых фундаментальных культурных концептов.

Удивительно ёмкое и многозначное понятие «Любовь» является самой таинственной областью человеческих отношений. Лингвистика как социально значимая научная дисциплина не осталась в стороне от многомерности исследовательского процесса, также включив в состав исследуемых объектов любовь. Эта общечеловеческая ценность привлекла внимание многих отечественных и зарубежных языковедов. Наиболее распространенными стали исследования данного феномена в рамках лингвокультурологического, психолингвистического и когнитивного направлений.

Исследования феномена «Любовь» зарубежными учеными носят в основном философско-этический характер и, в отличие от собственно языковых, сводятся к выявлению, классификации и рассмотрению различных видов и форм любви.

Понятие «Любовь» многоаспектно, и вполне правомерно рассматривать его с различных позиций. В результате исследований, проведенных авторами научных работ, было получено новое знание о феномене любви, суть которого заключается в том, что любовь, представляя собой универсальную человеческую ценность и занимая особое место среди лингвокультурных концептов, имеет собственное языковое выражение, специфическое для различных этнокультур при наличии некоторой базовой признаковой общности. Этнокультурные различия/сходства феномена, в том числе и тендерные, свидетельствуют о присутствии в нем своеобразных коннотативных и ассоциативных признаков, которые основаны на ментальных образах, присущих конкретному культурному социуму.

Любовь - один из важнейших компонентов духовной культуры, один из ключевых концептов общеязыковой картины мира. Несмотря на большое количество философско-этических трудов, в которых описывается чувство любви, не существует единственно верного определения этого феномена человеческой жизни.

Л.Э.Кузнецова на основе анализа представлений о любви в этических и психологических исследованиях создает семантическую модель данного понятия. Любовь - это, прежде всего, глубокое, обычно иррациональное чувство, переживаемое человеком и направленное на другого человека, преимущественно половое, вызывающее сильные переживания и предполагающее проявление уважения, заботы и нежности.

В результате исследования описаний любви как межличностного чувства в этико-психологических работах исследовательница выделяет в семантической модели понятия следующие признаки: 1) интегральный признак «ценность»; 2) центральное положение предмета любви в системе ценностей субъекта; 3) признак «положительность»; 4) немотивированность выбора объекта любви, его непроизвольность; 5)индивидуальность объекта любви; 6) сексуальная окрашенность (в видах эротической любви) [Кузнецова 2006:202] .

Ю. С. Степанов, анализируя лексемы любовь, нрав, нравиться, выделяет такой важный компонент концепта «Любовь», как «взаимное подобие». Делая выводы, исследователь указывает, что внутренняя форма концепта складывается из взаимного подобия двух людей, из установления этого подобия действием, из осуществления этого действия [Степанов 2001.].

Любовь как «универсалия культуры субъективного ряда» [Можейко1999:384] в которой фиксируется отношение к объекту как к чему-то безусловно ценному; представляет собой, по мнению С.Г.Воркачева, «телеономный концепт в квадрате»: она формирует смысл индивидуальной жизни и через выход за пределы отдельного бытия, и через стремление к единению с абсолютным благом [Воркачев 2007:41]. Телеономные концепты - это «высшие духовные ценности, образующие и воплощающие для человека нравственный идеал, стремление к которому создает моральную оправданность его жизни, - идеал, ради которого стоит жить и не жалко умереть... » [Воркачев 2003.].

Концепт «Любовь» отражает представление о базовых, основополагающих ценностях и «экзистенциальных благах» [Брудный 1998:75], в которых выражены основные убеждения, принципы и жизненные цели, и стоит в одном ряду с концептами «Счастье», «Вера», «Надежда». Он напрямую связан с формированием у человека смысла жизни как цели, достижение которой выходит за пределы его непосредственного индивидуаль­ного бытия [Воркачев 2003].




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследование концепта «Любовь» Причина обращения к концепту «Любовь»

Автор: Нуйкина Карина Вячеславовна

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства