Просмотр содержимого документа
««Использования графических источников информации в УМК Forward для развития устной речи»»
«Использования графических источников информации в УМК Forward для развития устной речи»
Использования графических источников информации в УМК Forward для развития устной речи
1. Роль графических источников информации в обучении иностранному языку
Основная цель обучения иностранному языку в школе - это научить коммуникации на изучаемом языке. Одним из эффективных методов является работа с графическими источниками информации. Она осуществляется как в режиме «от графического источника к тексту», так и в обратном режиме
В соответствии с ФГОС учащийся должен научиться работать с таблицами, графиками, научиться структурировать, анализировать информацию, свернуть ее или развернуть, и т. Кодификатор ЕГЭ по иностранным языкам 2022 содержит следующие требования:
-преобразовывать информацию из линейного аудиотекста в нелинейный письменный (заполнять / дополнять таблицу информацией из прослушанного текста) п.3.4.
-вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.п.) п.1.1.5;
-преобразовывать нелинейный текст в линейный (комментировать таблицы, диаграммы и т.п.), включая материалы по избранному профилю п.2.10;
-создавать письменное высказывание с элементами рассуждения на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.п.) п.5.1.4;
-преобразовывать информацию из линейного текста в нелинейный (заполнять / дополнять таблицу информацией из прочитанного текста) п.5.2
В качестве компенсаторных умений указано умение использовать текстовые опоры различного рода (в том числе, графики и таблицы)
2. Графические источники информации в УМК Forward
УМК Forward предлагает систему заданий и упражнений по переводу информации из линейного текста в таблицы, диаграммы, схемы и обратные упражнения. Например, в учебнике для 3 класса предусмотрена работа с 3 картами: картой мира, картой Австралии, картой России. Пользуясь информацией, представленной на карте, учащимся предлагается построить на её основе высказывания типа Даша из России. Джил живет в Австралии и т п.
УМК предлагает ряд интересных заданий в режиме «от таблицы к тексту». Например:
-ознакомься с программой телепередач (она составлена в виде таблицы) и спроси товарища, какую телепередачу он хотел бы посмотреть.
-ознакомься с расписанием поездов (таблица) и подскажи иностранцу как ему добраться из Москвы в Казань.
-прочитай школьное расписание Никиты (таблица со смайликами) и расскажи о его любимых и нелюбимых предметах.
В курсе изучения английского языка в 3-м классе по УМК Forward учащиеся овладевают умениями работать с информацией, представленной в форме таблиц и различных схем:
-послушай текст и заполни таблицу;
-послушай текст и впиши недостающую информацию в схему состава семьи;
-посмотри на таблицу и напиши, в каких магазинах Джил может купить нужные ей вещи;
-расспроси своих друзей об их увлечениях и заполни таблицу на основе их ответов;
-послушай программу телепередач и заполни пробелы в таблице;
-послушай текст и нарисуй на карте схему пути Джона.
В 6-м классе таблицы и схемы присутствуют уже в каждом учебном блоке (Unit). К ним добавляется работа с диаграммами. Так ,например, с помощью диаграммы иллюстрируется употребления наречий частотности. Также учащимся предлагается следующие речевые задания на основе диаграмм:
-обсудите в парах время, проводимое перед телевизором подростками из разных стран на основе информации, представленной в виде диаграммы;
-прочти текст и дополни диаграммы подписями к ним; и т. д.
В учебнике Forward-9 (c.89) мы находим интересное задание: на основе данных диаграммы составить портрет современного лидера в форме линейного текста.
Как мы видим, во всей линейке УМК Forward имеется достаточно графических источников информации и заданий по работе с ними.
3. Методика работы с нелинейными источниками информации
Как показывает практика, учащимся гораздо легче дается работа по переводу информации из линейного текста в нелинейный. Обычно у них не вызывает затруднений задание заполнить информацией из текста предложенную таблицу. Обратное же действие обычно бывает связано со значительными затруднениями. Эти затруднения далеко не всегда имеют причиной недостаточность лексического т грамматического запаса на изучаемом языке. Неумение превращать информацию из таблицы в текст часто наблюдается и в русскоязычном варианте коммуникации. В таких случаях эффективным является использование на первом этапе обучения схем-опор.
Например, рассмотрим задание из упр. 42 Forward-6.
В задании требуется составить связный рассказ о предпочтениях британских подростках на основе данных опроса. Обычно учащиеся ограничиваются построением предложений с констатацией факта по образцу. Задание сравнить результаты, построить фразы типа «Большинство подростков предпочитают коллекционирование марок» , «Коллекционирование марок занимает первое место в списке» или «Коллекционирование монет не столь распространено как коллекционирование стикеров» вызывает затруднение, т.к. связано не с констатацией фактов, а анализом информации. Чтобы получить от учащихся требуемые высказывания требуется провести дополнительную работу по анализу информации и предложить дополнительные речевые образцы и различные задания для их закрепления. Например (D) :
Задание №1.Complete the sentences:
The survey shows that about ….. of all teenagers play sports . According to the survey the most common sport is… …is almost as popular as … About two times fewer\more teenagers are engaged in … than in …