Использование арт-технологий на уроках английского языка
Использование арт-технологий на уроках английского языка
Использование арт-технологии на уроках английского языка- занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподованию, поиска новых интересных методик и технологии. Одной из таких эффективных технологии стала для меня проектная технология, которая предпологает опору на творчество школьников, приобщение их к исследователькой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование арт-технологий на уроках английского языка»
Использование арт-технологий на уроках английского языка
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной из таких эффективных технологий стала для меня проектная технология, которая предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Использование на уроках методов проектного обучения, поиск новых методик преподавания привело меня к мысли об интеграции таких предметов, как английский язык и искусство. Одним из интересных средств в обучении стала арт-педагогика-это современное, формирующееся практико - ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая термина "арт" акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании и обучении детей.
Преподавание таких предметов, как английский язык и искусство, позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, дают удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.
В чем состоит преимущество, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами учебной работы?
Во-первых, практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока с использованием арт-технологий, так это не требует от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои мысли и переживания;
Во-вторых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий, как средства свободного самовыражения ребенка, создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру. Дети обучаются языку в процессе игры, выполнения творческих заданий, проектов, и поэтому процесс обучения проходит для них увлекательнее, легче, порой незаметно для себя они решают сложные языковые задачи, запоминают лексику, строят высказывания на заданную тему.
Одной из разновидностей арт-технологии является использование техники коллажирования.
Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре;
При составлении коллажей на уроке могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1); ножницы, клей, фломастеры; иллюстрации, картинки разнопланового содержания: с фигурами и лицами, сказочными героями и с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.
Коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. И даже те ученики, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Коллажирование, как и любая визуальная методика, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у ребенка художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность, выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы, развить художественные способности и повысить самооценку; проявить оригинальность и уникальность личности каждого участника группы.
В создании группового коллажа важно осознавание своего места и поведения в группе, социальной роли.
Например, при изучении тем «Моя семья», «Мой друг» во втором классе, «За столом», «Еда», «Продукты», «Мой любимый завтрак» в третьем классе мы создаем коллажи, используя фотографии и рисунки, вырезки из журналов, одновременно отрабатывая навыки монологической речи, произносительные навыки, создавая тематический словарь по заданной теме и отрабатывая навыки общения в группе на английском языке, навыки публичного выступления. При работе над коллажем, детям рекомендуется общаться только на английском языке, тем самым совершенствуется умение вести диалог, используя побудительные предложения.
После изготовления коллажей участники группы представляют свои работы, и начинается обсуждение.
Создание мини-проектов с использованием арт-технологий.
Учащиеся начальной школы очень любят выполнять различные творческие задания. Сделанные своими руками пособия помогают ученикам рассказывать о себе, своей семье, своем друге, домашнем питомце и т.д. Выполняя творческие проектные работы, дети развивают не только мелкую моторику, но и речь.
Например, во втором классе учащиеся, занимаясь по УМК «Enjoy Enqlish», первый год обучения, в конце первой четверти выполняют проектную работу « Мой питомец». Это задание направлено на отработку и закрепления лексико-грамматического материала, пройденного по теме « Мой питомец».
Ученики рисуют своего питомца или наклеивают фото, вырезки из журнала, затем рассказывают о том, какие домашние питомцы у них есть, как они выглядят, отвечая на вопрос: « Is it bigor small?» Эти рассказы я сопровождаю игровыми моментами. Ученики отвечают на вопрос, используя пройденную лексику и грамматические структуры по теме. Дети в занимательной форме овладевают элементами общения - задавать вопросы и отвечать на них. Учащиеся максимально активны, самостоятельны в своих действиях, учатся слушать друг друга, работать в коллективе.
Проектные работы можно выполнять на любые темы, используя навыки, полученные учениками на других предметах. Выполнение творческих заданий позволяет школьникам разного уровня подготовки приобщиться к процессу обучения, развить навыки, полезные для нескольких предметов.
Все учащиеся вовлечены в процесс, то есть:
- проводят учебное исследование (многозначность слова, словообразование, грамматические явления)
• отбирать, оценивать, читать, понимать, систематизировать и использовать информацию,
• выстраивать логику высказывания,
• письменно оформлять и передавать информацию, • в процессе подготовки, создания и представления проекта участвовать в деятельности реальной ситуации,• использовать на практике знания из других областей (других предметов, компьютерных знаний, дизайна).
Использование музыки как элемента арт-технологии при изучении английского языка.
Учащиеся младшего школьного возраста очень любят петь и танцевать. Песня, как вид речевого общения, может служить мощным средством для более прочного усвоения лексического материала. Песня помогает расширить словарный запас ребенка, так как включает помимо изученной лексики, новые слова и выражения. Песня развивает музыкальный слух, а частое повторение позволяет совершенствовать артикуляцию и произнесение звуков. Практически на каждом уроке мои ученики поют песни, рифмовки. Песенки, подкрепленные физической активностью, я на последующих уроках использую в качестве физкультминутки. Включение музыкальных занятий в урок повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, раскрепощает их. Если кому-то из ребят трудно дается изучение английского языка, то спеть песенку и подтвердить движениями произносимые фразы может практически каждый. Получается, что отдельно взятый ученик и все ребята вместе чувствуют свою причастность к происходящему на уроке, они активны, эмоциональны, каждый справился с заданием, нет отстающих учеников, каждый доволен своей работой.
Проводя такие музыкальные занятия на уроках английского языка, я вижу, как даже самые неуспешные по предмету учащиеся меняются: повышается их самооценка и желание работать.
Учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся, наиболее приоритетными способами деятельности являются образовательные игры по формированию навыков аудирования и говорения, в частности песни. Песни подобраны таким образом, что дети непроизвольно усваивают значительное количество лексики и справляются с грамматическими трудностями.
Например, по теме «Внешность» для учащихся 2-го класса была выбрана песня «Аллуэтта» с целью развития навыка аудирования.
Оправданность использования арт-технологии на уроке
• одновременное развитие слуховой и зрительной памяти, моторики и самостоятельности,
• вовлечение каждого ученика в деятельность с учетом его индивидуальных особенностей и способностей,
• новизна и яркость презентации материала.
Развитие навыков аудирования
• обучающимся предлагается прослушать песню на английском языке,
• учитель задает вопросы: Понравилась ли вам эта песня? О ком эта песня? Можете ли вы назвать имя девочки?
• учитель предлагает познакомиться с текстом песни и найти знакомые слова по теме «Внешность»,
• дети прослушивают песню (режим работы индивидуальный – одни прослушивают отдельные слова, другие – слушают песню и повторяют)
• учитель предлагает спеть песню всем вместе.
При изучении темы «Животные в нашей жизни»» в третьем классе детям предлагается песенка «Teddy Bear» с целью развития фонетических навыков (отрабатывается произношение звуков t-d) и моторики кистей рук.
Обучающиеся прослушивают текст и отвечают на вопросы учителя: Кто герой песенки? Какие действия совершает медвежонок? Каким вы его представляете?
Дети под руководством учителя составляют и записывают словосочетания
«big bear, small bear, funny bear»;
Далее учитель предлагает речевую разминку для отработки произношения;
Затем дети исполняют песенку под видеоклип, повторяя движения медвежонка.
Использование элементов арт-технологий позволяет также интенсифицировать образовательный процесс на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий, также способствует формированию навыков самостоятельной работы у школьников и, несомненно, развитию их творческих способностей.