kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей английского языка, которые используют в своей работе современные методы. Одним из них является применение интеллектуальных карт (mind-maps). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка»

Использование интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка

О.А. Шаламова, учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 33»

Кемерово, Кемеровская обл.


С развитием общества, современных технологий произошло качественное и количественное развитие методов преподавания английского языка. Наряду с традиционными методами, которые доказали свою эффективность за долгие годы службы, в современную педагогику активно внедряются новые.

Одним из них является метод mind-maps или метод интеллектуальных карт. Данный метод был изобретен Тони Бьюзеном, британским психологом, специализирующимся на развитии процессов памяти, мышления.

Название данного метода выбрано не случайно и полностью отражает его специфику. Так, дословно mind-maps означает карты ума, т.е. логичным является предположить, что данный метод функционирует на базе схем, возникающих в сознании человека при обработке какого-либо материала. К тому же, при составлении карты ума активируются механизмы памяти, ассоциативного мышления и творческие способности индивида.

Поэтому, интеллектуальная карта - преобразование традиционного метода конспект, в сравнении с которым, первая отличается наглядностью и компактностью изложения материала. Соответственно, воспроизводя материал, зафиксированный с помощью данного метода, человек не только включает память, но и воссоздает ранее воспринятый текст, как бы "распаковывая" один за другим пласты информации, заключенной в каждой из частей карты.

Как следствие, происходит не машинальное заучивание, зазубривание текста, а введение в действие и оптимизация всего многообразия способностей человеческого мозга. Составляя карту или считывая информацию с карты, человек прибегает к ассоциативному мышлению, включает знания из всех областей, проявляет творческость. Зачастую такая работа может приводить к приобретению инновационных идей. А успех от проделанной работы мотивирует учащегося на дальнейшую деятельность и развитие себя, как личности, в целом.

Интеллектуальная карта позволяет организовать огромные объемы информации, предполагаемой для усвоения английского языка по заданной теме, на определенном этапе обучения. Исходя из этого, такого рода карта обладает целым рядом характеристик:

- вместимость, компактность. При большом объеме данных имеет четкое представление, структуру.

- всеобъемлемость. Может быть использована для раскрытия любого явления, процесса, в том числе языкового.

- гибкость. Подходит для любого возраста.

- аттрактивность. Останавливает на себе внимание и воздействует на протекание мыслительных процессов

- "маршрутизатор". Служит ориентиром в достижении поставленной цели. Помогает справиться с возникшими трудностями и найти пути решения проблемы.

- "генератор идей". Способствует возникновению творческих, инновационных идей.

Механизм создания mind-map не представляет собой особых трудностей.

Во-первых, необходимо выбрать идею, которая станет центральной темой для обсуждения. Затем поместить ее в центр листа.

Далее необходимо решить, в каких аспектах вы будете рассматривать заданное явление. После чего изобразить их графически в виде ответвлений от центрального понятия. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. Чем релевантнее идея, тем ярче цвет, ее обозначающий.

Каждую идею предполагается сопровождать рисунком, выполненным самостоятельно либо используя вырезки из журналов, а также фотографии и картинки из интернета.

После работы над основными идеями, переходим к прорисовке более тонких ветвей, в которых должны быть заключены идеи, уточняющие основные мысли. Количество ветвей зависит от количества идей, которые приходят в голову согласно заданной теме.

Применительно к урокам английского языка, такие карты можно использовать при обучении аспектам языка, видам речевой деятельности, ознакомлению с лингвокульторологическими знаниями и т.д. Сферы их применения различны, они могут применяться как в урочной, так внеурочной деятельности, а также при выполнении домашних работ, создании проектов. Так, использование данной технологии способствует реализации следующих целей:

  • фиксация лексического материала. При изучении того или иного блока учебника, ученику требуется усвоить набор лексики по теме. Соответственно в центр карты он помещает название темы, к примеру, music (музыка) и делает разноцветные ответвления. Каждый из блоков может быть посвящен directions (направления), according to age (по возрасту), mood (по настроению) и т.д., который включает в себя более мелкие детали, ассоциации;

  • фиксация грамматического материала. Так, для ознакомления или усвоения правила, наглядное представление материала помогает ученику наилучшим образом освоить и закрепить знания по той или иной грамматической теме. К примеру, при изучении времен, будет полезным прибегнуть к данному способу. В силу того, что в английском языке, в отличие от русского, насчитывается 12 времен, для более прочного усвоения материала необходимо сформировать в сознании учащихся схему или карту. Она будет являться своеобразным ориентиром в достижении цели, как то свободное ориентирование во временной системе английского языка. Изучая настоящее время, можно представить данное грамматическое явление ядром схемы, затем разделить на настоящее простое, настоящее длительное, настоящее завершенное и настоящее завершенно-длительное время. Таким способом нам удастся четко разграничить времена и избежать путаницы. В дальнейшем можно предпринять деление каждого блока по типам предложения на утвердительные, отрицательные и вопросительные. Таким образом же образом можно построить закрепление временных систем прошедшего и будущего времени.

  • фиксация фонетического материала. Фонетика иностранного языка является первоочередным объектом усвоения на этапе знакомства с ним. Чтобы уменьшить объем материала, можно рассматривать в отдельности группу гласных звуков и группу согласных. Овладевая фонетическими тонкостями конкретного языка, информация может быть графически подразделена на 3 блока: звуки, совпадающие по произношению со звуками родного языка, звуки, сходные по произношению и звуки, принципиально отличающиеся в неродном для носителя языке. После чего перейти к более детальному изучению каждого звука.

  • словообразование. Образование разных частей речи от слова основы. К примеру, в центре карты помещается глагол work (работать), от него ветвями отходят возможные части речи (существительное, прилагательное, ...), которые, в свою очередь, включают ответвления worker (работник) для группы существительного, working (работающий) для группы прилагательного и т.д.;

  • помощник в пересказе текста. Так, в центре интеллектуальной карты необходимо указать идею текста. Далее на ветвях записываются ключевые слова параграфов, если это короткий рассказ или ключевые слова, характеризующие отдельную главу, если вам предложен текст романа и т.д. Соединяя зафиксированные данные воедино, у вас получится целостный, логически связный текст;

  • подведение итогов по теме. В центре карты может находиться тема изученного раздела, затем разветвления, включающие информацию, с одной стороны, по грамматике, с другой стороны, по лексике и т.д. И впоследствии каждый из этих блоков категоризируется, перечисляются изученные лексические единицы, грамматические структуры и т.д.

Итак, в школе ребенку ежедневно необходимо запоминать большое количество информации из разных областей науки, культуры и т.д. Поэтому исходя из всего вышесказанного использование интеллектуальных карт существенным образом облегчает и вносит разнообразие в традиционную систему формирования знаний у школьника. Она может применяться так же на занятиях по другим школьным предметам, но в связи с активной популяризацией и внедрением английского языка во все сферы жизни общества, является актуальным.

Так, ученику, mind-maps существенно облегчает задачу фиксации информации на уроке, делает процесс запоминания более интересным, особенно на начальном и среднем этапах обучения и ведет к качественному закреплению и формированию знания. Основные понятия на карте выделены разными цветами, как маячки, что способствует включению работы ассоциаций и более легкому извлечению информации.

Кроме тренировки памяти происходит совершенствование мыслительных процессов, за счет которых один информационный блок как бы притягивается к другому, осмысливая полученные данные, и выстраивается последовательная, связная, аргументированная речь. В этом заключается основная идея функционирования интеллектуальных карт, раскрывается процесс преобразования графической информации в текстовую. Двигаясь по пути передачи информации от одного ориентира, указанного на карте, до другого, сравнимо с путешественником, передвигающимся на машине.

В этой связи, можно утверждать, что воспользовавшись механизмом запоминания mind-maps, выбрав данное "средство передвижения" по пути к достижению конечного ориентира, становится возможным в полной мере продемонстрировать содержательную сторону излагаемого сообщения, приобрести возможность реализации творческого потенциала, а также выработать тактику самостоятельного изучения и декодирования информации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка

Автор: Шаламова Ольга Анатольевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства