Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся"»
О.Б. Размахнина (г. Моршанск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. В Концепции модернизации российского образования указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В нормативных документах цель иноязычного образования определяется сегодня как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур.
Основной стратегией обучения иностранным языкам является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Одним из важных аспектов в преподавании иностранного языка в школе является работа с детьми повышенного образовательного спроса: одаренными детьми. Современные образовательные технологии позволяют сделать это наиболее результативно и продуктивно.
Среди эффективных форм работы с одаренными школьниками – организация их индивидуальной и самостоятельной работы, привлечение к научно-исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Исследовательская деятельность на иностранном языке — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся при подготовке научных работ становится формой создания в школе позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы. В данном случае проектный метод обучения рассматривается как дидактическая система реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой обучающиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.
В целях выявления и развития творческих способностей обучающихся и повышения их интереса к научной деятельности и в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» областной целевой программы «Дети Тамбовщины» в Тамбовской области ежегодно проводится открытая научно-практическая конференция обучающихся «Грани творчества».
Обучающийся (или группа обучающихся) под руководством учителя выполняет исследовательскую работу, представляющую собой самостоятельно проведенное исследование, раскрывающее не только приобретённые знания по проблематике исследования, но и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами исследовательской работы являются:
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
привитие интереса к научной деятельности.
Являясь руководителем исследовательской деятельности обучающихся при подготовке научных работ по английскому языку, не могу не отметить, что выполнение данной работы требует наличия у школьника-исследователя не только высокого уровня мотивации, сформированности учебно-познавательных и коммуникативных компетенций, но и подразумевает уверенное владение информационными технологиями.
Существует единый алгоритм, отражающий этапы работы над исследуемой проблемой во всех областях знаний. Использование ИКТ является необходимым условием практически на всех этапах:
выбор проблемы;
сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
разработка концепции и планирование исследования;
подбор методов и методик осуществления исследования;
проведение исследования;
обработка полученных данных;
письменное оформление материала в виде целостного текста;
представление работы на рецензирование;
представление к защите и защита работы.
Выбор проблемы исследования зависит от интересов и склонностей школьников, может осуществляться по рекомендации научного руководителя. Использование сети Интернет значительно расширяет возможную проблематику, что особенно важно при проведении этой работы на иностранном языке – недостаток печатного аутентичного материала восполняется Интернет-ресурсами.
Для редактирования, обработки и представления полученных результатов обучающиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, готовят презентации исследовательских работ с помощью фото и видеороликов, создают продукт проектной работы: статью, рекомендации, электронные и печатные пособия, буклеты и т. д.
Научный руководитель знакомит обучающихся со структурными компонентами научно-исследовательской работы и общими требованиями к её оформлению, оформлению цитат и ссылок, таблиц, иллюстраций, приложений и библиографического списка, требованиями к тезисам, что требует высокой информационной грамотности учителя.
Педагог формирует коммуникативную культуру воспитанников, указывая им как на необходимость соблюдения авторских прав, так и на внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях.
Организуя и координируя исследовательскую работу обучающихся, необходимо учить их правильно использовать сервисы сети Интернет, обращая внимание на содержание и структуру сайтов, источник информации, так как довольно часто в сети Интернет можно найти материалы, в которых присутствуют грамматические, лексические и орфографические ошибки или материал, содержащий некорректную информацию. Роль учителя – научить ученика критически подходить к оценке материала и правильно использовать Интернет-ресурсы. При выборе Интернет-ресурсов необходимо отбирать такой материал, который бы способствовал воспитанию личности ребёнка, выработке активной жизненной позиции, привитию общечеловеческих ценностей, любви к Родине и ближнему.
В ходе исследовательской работы обучающиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронным энциклопедиям, мультимедиа программам, поисковым системам сети Интернет. Самостоятельный поиск необходимой информации помогает развивать компенсаторную и социокультурную компетенции, а работа с аутентичным материалом развивает коммуникативную компетенцию обучающихся во всех видах речевой деятельности.
Занятие исследовательской работой способствует повышению мотивации и развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что в полной мере отвечает задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность обучающихся занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели;
выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
помощь обучающимся в профессиональной ориентации.
На протяжении ряда лет вовлекаю обучающихся средней и старшей школы в научно-исследовательскую работу. Положительным результатом считаю призовые места, занимаемые моими учениками на городской и областной научно-практической конференции, успешное обучение выпускников в высших учебных заведениях.
В 2010 году моя ученица Кожевникова Юлия с исследовательской работой «Школы Британии и России» стала призёром городской научно-практической конференции. Навыки творческой и исследовательской работы помогли ей стать лауреатом творческого конкурса среди учащихся 11-х классов МОУ г. Тамбова и Тамбовской области на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина в номинации «Знаток английского языка и литературы» и поступить в университет.
В 2011 году Королева Светлана, выполнявшая под моим руководством исследовательскую работу «Сказка как жанр устного народного творчества», стала призером областной открытой научно-практической конференции «Грани творчества», в 2012 году с исследовательской работой «Феномен Гарри Поттера» – победителем данной конференции в секции лингвистики.
Организация исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет
в полной мере учитывать индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы обучающихся,
научить школьников планированию и организации собственной познавательной деятельности,
овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК;
раскрывает творческий потенциал обучающихся,
способствует развитию и формированию их информационно-коммуникативной компетентности.
Уверена, если ученик получит в школе исследовательские навыки, научится ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то он, в силу более высокого образовательного уровня, будет ответственно относиться к собственному образованию и самообразованию, сможет легче адаптироваться в дальнейшей жизни.