Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по английскому языку»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Логовченко О.Е.
МБОУ СОШ№5
г. Славянск-на-Кубани
Развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение в учебный процесс выдвинуло на первый план проблемы их использования в учебном процессе и в частности обучению английскому языку. Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно употребляться во все новых и новых сферах преподавания языка, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
В лингводидактический процесс включаются, правда, очень медленно, электронные учебники, электронные словари и разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. Компьютер выступает, в частности как тренажер, помогающий учащемуся овладеть рутинными аспектами языка с помощью тренировочных упражнений, как инструмент в функции текстового редактора, позволяющий легко создавать и обрабатывать печатные тексты, как канал общения и источник получения информации из различных баз данных, как средство презентации аудиовизуальной информации и т. д. Все эти функции компьютера, используемые в учебном процессе, отражают, с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой — реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на первый план коммуникативный, когнитивный, личностный подходы к обучению языкам. Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютеры наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности студентов в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям личности.
В процессе обучения, как показывает опыт, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетенции:
• осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
• моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
• наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опору в процессе учебного диалога;
• обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.
Каждый студент получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.
Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала занятия и эффективность усвоения этого материала студентами. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между преподавателем и студентами. Мультимедийные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как:
программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео -, аудио- ролики, ресурсы сети Интернет);
оборудование (ПК, аудио-, видео- аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска). (по материалам сайта PEDSOVET.ORG)
Преподаватель может использовать разработки, созданные самостоятельно, например, презентации на Power Point. Материал в данном случае подаётся упорядоченно, следуя замыслу преподавателя. При необходимости его можно корректировать. Интегрирование обычного занятия с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. При этом ПК не заменяет, а только дополняет педагога. Эта программа удобна и при выполнении творческих проектных работ студентами с последующей демонстрацией на аудиторию. Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в методике преподавания различных предметов, в том числе и иностранного языка. Студенты с удовольствием подключаются в творческий исследовательский процесс, ведь проекты - это личностно-ориентированный вид работы, так как они пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы, пишут, роются в справочниках, разговаривают с другими людьми, ищут фотографии и рисунки, даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. Сообщая и показывая при этом другим о себе и окружающим мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Выполнение и презентация проектов дает ребятам с разным уровнем владения языка возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.
Существует целый ряд привлекательных возможностей Power Point, таких как анимированный переход от слайда к слайду, различные эффекты, привлекающие внимание слушателей. Помимо рисунков и графиков на слайдах можно размещать фрагменты фильмов. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации.
Например, с большим интересом студенты отгадывают кроссворд, который выполнен с эффектами анимации:
Анимация — очень важный элемент презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание. Полученные результаты свидетельствуют, что, программа Power Point помогает внедрять новые методы обучения иностранным языкам и создаёт творческие условия для работы. Использование программы Power Point для защиты проектов на уроках английского языка развивает активное самостоятельное мышление, умение делать обобщения, выводы, развивает и совершенствует навыки работы на компьютере.
Занятия с применением компьютерных презентаций неизменно вызывают интерес учащихся. Фактически, преподаватель не ограничен в выборе средств и материалов для подготовки красочных, информативных презентаций. Современные компьютерные технологии также позволяют создавать презентации со звуковым сопровождением, таким образом, средства необычного предъявления нового материала значительно расширяются, что способствует повышению мотивации изучения иностранного языка, так как учащиеся знакомятся с социокультурными реалиями посредством визуализации наиболее интересных явлений. Компьютерная поддержка с применением презентаций неоценима при введении нового лексического материала. Посредством компьютера и проектора на экран выводятся новые слова, приводятся примеры употребления или визуальные образы, учащиеся должны догадаться о значении новых слов по примеру или изображению. Применение презентации также целесообразно при проведении тестовых заданий, так как возможности презентации позволяют осуществить взаимный контроль с наглядным представлением ответов на экране.
Подготовка компьютерных презентаций требует привлечения различных источников, это довольно трудоемкий процесс, требующий тщательной проработки материла. Вот почему выполнение презентаций учащимися, как один из видов домашней самостоятельной работы, способствует наилучшему усвоению новой информации, лексики. Таким образом, реализуется деятельностный подход в обучении.
Электронные презентации позволяют наиболее быстро и доступно объяснить преподавателю грамматический материал. Возможности компьютера позволяют вернуться к тому, что было непонятно, выделить цветом или с помощью анимации наиболее важные моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Например, мы использовали электронные презентации при изучении грамматической темы «Prepositions»:
Или при изучении грамматической темы «Спряжение глагола to be»
Фонетический материал также может изучаться с помощью электронных презентаций, поскольку в программе Power Point предусмотрена такая возможность, как прикрепление звуковых файлов. Все вышесказанное говорит о том, что разнообразие стилей и общения, и обучения на занятии, использование мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание занятия, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению английского языка. Электронная презентация как одна из этих технологий является одним из современных, очень удобных инструментов, с помощью которого преподаватель может в полной мере передавать свои знания студентам. Практика показывает, что информационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.
Учет психолого-педагогических и организационно-методических условий для организации обучения английскому языку позволит с максимальной эффективностью внедрить новые технологии в учебный процесс, повысить результативность обучения, сформировать прочные и глубокие навыки.
Учитывая комплексный характер интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс формирования навыков иноязычной речи, преподаватель вынужден пересмотреть собственную деятельность и выстроить совместную с учащимися деятельность по достижению намеченных целей обучения. Процесс алгоритмизации должен быть перенесен с зоны овладения учебным материалом учащимися на зону организации педагогической деятельности. В связи с использованием ИКТ в учебном процессе преподавательдолжен пересмотреть структуру учебного материала, организационно-методического и инструментального обеспечения, разработать новые формы учебной деятельности. Подобная стратегия педагогической деятельности позволяет добиться перевода обучающегося в режим творческого развития, задействовав механизмы формирования его личностных качеств, эффективно собирать и перерабатывать учебную информацию.
Литература
Аверин Д.В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова, 2002. № 2. С. 106-108.
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 1998. - №5-7.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001, № 2. С. 14 - 19.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001, № 3. С. 5-12.