Просмотр содержимого документа
«Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка»
Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка
Ресурсы нашей школы предоставляют широкий простор для межпредметной интеграции, а именно – школьные музеи. Учителями МБОУ школы №4 г.Ставрополя создано два музея, являющихся уникальными по количеству экспонатов и научной организации, среди других школьных музеев. Это - музей "Истории", музей "И.Д.Сургучева".
Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Цель музейной педагогики –создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Также, по моему мнению, одной из главных задач в музейной технологии является задача научиться прививать обучающимся чувство красоты и созерцания.
Цель учи теля здесь - увлечь, зажечь, направить в нужное русло. Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных интересных уроков.
Музейная педагогика также может быть эффективным средством развития личностного потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся.
максимального использования синтетической природы музея, интенсивно влияющей на эмоциональную и эстетическую сферу учащихся;
внедрения педагогической модели, в содержании которой представлены культурно-эстетические ценности музея в качестве предпосылок к деятельности учащихся на основе диалога культур;
организации процесса освоения музейных ценностей с использованием проблемных, эвристических, театрализованных и игровых методов, стимулирующих непосредственное вовлечение детей в художественно-творческую деятельность
человек в процессе знакомства с музейной культурой получает дополнительный шанс осознать себя, развить личностный и творческий потенциал;
концепции музейного педагогики, ориентированные на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию.
Кроме этого, музейная педагогика устанавливает тесную взаимосвязь между языком и культурой. Английский язык нужен не только для того, чтобы рассуждать об особенностях англоязычных стран; он должен быть средством сообщения миру о собственной этнической и индивидуальной культуре. Иными словами, изучение языка должно быть социально и индивидуально значимым. Проведение уроков на базе музеев способствует формированию следующих компетенций:
Cоциолингвистическая компетенция, т. е. «способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией» (контекст – кто ведет общение с кем, о чем, где, с какой целью – определяет выбор языковых форм)
дискурсивная компетенция, т. е. «способность понять и достичь связности (когерентности) отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях»;
стратегическая компетенция, т. е. способность использовать вербальные и невербальные стратегии для заполнения (компенсации) пробелов в знании языкового кода пользователем;
социокультурная компетенция, т. е. «некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется [изучаемый] язык»;
социальная компетенция, т. е. желание взаимодействовать с другими и уверенность в себе, а также «умение поставить себя на место другого и способность управлять социальной ситуацией».
Исходя из накопленного опыта, в виде таблицы, можно представить темы по классам, по которым наиболее интересно и эффективно можно провести уроки в школьных музеях. Следует отметить, что возможности данного метода могут варьироваться и расширяться.
Класс
Тема программы
Музей истории
Музей имени И.Д.Сургучева
3-4,5-7
История твоего города
*
3-4,5-7
Экскурсия по моему городу
*
*
5-7
Музеи Лондона
*
7
Интервью с туристами
*
2-7
В школе здорово!
*
*
7
Моя страна - Россия
*
*
5-7
Человек и природа
*
*
7
Что делает твою школу особенной?
*
*
7
Разные пейзажи – разные страны
*
*
Следует отметить, что формы проведения уроков могут самыми разнообразными: экскурсии, интервью, ролевые игры, конференции, виртуальные экскурсии, презентации, уроки обобщения пройденного материала и т.д.
Заключение
Музейный материал, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и занятия на базе школьных музеев, экскурсии в виртуальные музеи не только не вызывают перегрузки учащихся, а напротив, значительно облегчают усвоение курса такого предмета как иностранный язык, делают знания учащихся более прочными и глубокими.