«Использование исследовательско-проектного метода на уроках английского языка»
«Использование исследовательско-проектного метода на уроках английского языка»
Использование исследовательско-проектного метода на уроках английского языка. Данная работа просвещает такие методики, как проектная деятельность и исселовательская деятельность в особенности на уроках английского языка. Введение ФГОС второго поколения не оставил без изменения ни одну сторону деятельности обучающихся, т.к акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. И метод проектов помогает выполнить ряд функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование исследовательско-проектного метода на уроках английского языка»»
«Использование исследовательско-проектного метода на уроках английского языка»
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой
достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи.
Наш мир стремительно меняется, меняемся мы - меняется и мир. Он подобен поезду, который быстро несется по рельсам, и чтобы не остаться в прошлом, нам приходиться запрыгивать в него. Еще недавно мы пользовались видеокассетами, а теперь они лежат «мертвым грузом» у многих в шкафах, не напоминая о себе. Ничего не стоит на месте, все движется, требует каких-то изменений и нововведений. Тоже происходит и в образовании.
Происходящие в начале XXI века широкомасштабные преобразования во всех сферах современного общества потребовали существенных изменений в системе образования, а именно: пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Все мы прекрасно знаем что, классическое образование, существовавшее большое количество времени, было ориентировано на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся были монологическими, субъект – объектными. А целью современного российского образования является не репродуктивная передача знаний, от учителя ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно формировать учебную проблему, находить способ ее решения, следить за процессом и довольствоваться результатом, т.е. оценивать его. Перед образовательной системой стоит не простая задача: формировать и развивать самореализующую личность с творческой инициацией, с навыком самостоятельного движения в общественной жизни, способной к обучению на протяжении всей жизни. Таким образом, требуется изменить задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Введение ФГОС второго поколения не оставил без изменения ни одну сторону деятельности обучающихся, т.к акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является творческая деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником становятся диалогическими. И чтобы соответствовать всему этому, школе необходимы новые методы обучения, которые формировали бы самостоятельную позицию учащихся, развивали бы исследовательские, оценочные навыки, формировали бы не просто знания, а умения пройденные через собственный опыт.
Какое бы не было обновление, естественно оно предполагает за собой определенные изменения. В нашем случае изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов не является новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
На сегодняшний день метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Педагоги должны осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, как неотъемлемую часть образования. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного подхода и решения комплекса задач. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определѐнный уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, а именно: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Общая схема научного исследования такова:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Выдвижение гипотезы.Гипотеза– предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются.В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
3. Постановка цели и задач исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
5. Выбор методов (методик) проведения исследования.
6. Описание процесса исследования.
7. Обобщение результатов исследования.
8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Соотношение проектирования и исследования следующее:
Проектирование
Исследование
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния
1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта
2. Решение практической проблемы
2. Создание нового интеллектуального продукта
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания
Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся:
Видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.
По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.
Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:
Минипроекты могут укладываться в одно занятие. Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год.
Какими бы не были проекты с их помощью можно:
1. Обучить детей:
- выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.
5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения.
Этапы разработки учебного проекта:
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).
3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).
4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретнойлично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Если вместо того, чтобы «пойти туда, не знаю куда и попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.
Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Для учителей английского языка метод проектной и исследовательской деятельности не нов, так как он существует достаточно давно. Выполнение проектных работ на актуальные темы для настоящего времени наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка как средства, значительно расширяющего их доступ к информации, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению. На уроках английского языка я использую данный метод, и к тому же УМК Биболетовой М.З. позволяет это делать.
Перед выполнением любой проектной работой я делю класс на несколько микрогрупп с использованием сингапурской системы, обычно по 4 ученика. Работа в команде развивает у учащихся учебно-социальные навыки, которые так необходимы в современной жизни. Для выполнения любого проекта необходима хорошая подготовка, а именно выбор темы, цели и актуальности данного проекта. Выбор тем может быть различным. Для каждого звена следует выбирать тему посильную их возрасту. Можно руководствоваться списком тем из учебника, а можно их немного видоизменять, например добавляя национально-региональный компонент.
После выбора тем, необходимо проработать этапы работы над проектом. Самым важным этапом является определение проблемы и деление класса на группы. Деление проводиться на усмотрение учителя, но чаще всего я стараюсь ставить в группы учащихся с разной языковой подготовкой, чтобы мотивировать более слабого ученика на работу. Затем работа происходит непосредственно в группе. Они определяют цель, задачи и методы исследования, а также источники информации.
После проделанной работы, происходит оформление данного проекта, а именно составление текста, подбор иллюстраций или рисунков, возможно даже и музыкальное сопровождение. И заключительным этапом является презентация данного проекта перед другими участниками и перед экспертной группой, которая оценивает их работу. Экспертная группа создается также из учащихся. Перед началом защиты проекта у экспертной группы находятся подсказки, по которым они проводят оценивание проекта. Данные критерии также есть у групп, они знакомятся с ними перед началом работы. После защиты всех проектов, выполняется обобщение и анализ проделанной работы.
Во время выполнения проектов, роль учителя сводится к тому, что ему необходимо контролировать процесс выполнения проектов, а именно оказать помощь в выборе литературы, подвести к общему итогу исследования и при необходимости скорректировать оценку, данную экспертной группой.
Выполнение проектной работы может занят от 1-2 уроков до нескольких, но результат того стоит. Так как развиваются творческие способности учащихся, интеллектуальные, учащиеся учатся общению и взаимодействию.
На своем примере хотелось бы показать несколько проектов выполненными учащимися на уроках и одну исследовательскую работу.
Перед выполнением любого проекта мы проделываем два этапа:
1.Изучение тем по данному проекту.
2.Выполнение проектной работы.
В седьмом классе во второй четверти мы проходили тему: Англоговорящие страны». На изучение данной темы отводилось 12 уроков, во время которых учащиеся знакомились с англо-говорящими странами, с их национальностями, сравнивали со своей страной. По завершению данного раздела учащимся было предложено выполнить проектную работу по следующим темам:
Англоговорящие страны и их традиции.
Роль английского языка в твоей жизни.
Блюда англо-говорящих стран и т.д. учащиеся выбирали темы и выполняли проекты.
В одиннадцатом классе в первой четверти была тематика «Глобализация», которая заняла 14 уроков и завершающим этапом была проектная работа «Глобализация и ты» Учащиеся приготовили презентации по данной теме, в ходе которой они и себя в глобальном мире.
В 2014 году ученица 6 класса выполняла исследовательскую работу на тему «Америка в России или заимствованные английские слова» данная работа заняла три месяца, на изучение данной тематики и проведения тестирования среди учащихся ее школы по выяснению того, как много заимствованных слов используют учащиеся в своей повседневной жизни. Данная работа заняла первое место на научно-практической конференции.
По итогам данных методов, следует отметить что:
Учащимся нравиться работать над проектами и выполнять исследовательскую деятельность.
У учащихся развиваются творческие и интеллектуальные навыки.
Проектная работа мотивирует учащихся на изучение иностранных языков.
Способствует развитию лексических, устно-речевых навыков, которые им так необходимы в современном обществе.
Учит учащихся справедливо оценивать как свою, так и чужую работу.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Список литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Биболетова М.З.,Трубанова Н.Н. Программа курса английского языка для учащихся 2-11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2009г.
3.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
4.Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.68-80.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
7.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова. –// Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
8.Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова.–// Иностранные языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.
9.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
10.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
13.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
14. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.