kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И МОБИЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА XXI ВЕКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И МОБИЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА XXI ВЕКА.

Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании 21 века, но и образование 21 века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет.

В Пояснительной записке «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» говорится:  «Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний».  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И МОБИЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА XXI ВЕКА. »

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И МОБИЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА XXI ВЕКА.


Грязнова Валентина Сергеевна, учитель английского языка, высшая категория,

МБОУ «Лицей №1», п.Тюльган Оренбургская область


Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании 21 века, но и образование 21 века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет.

В Пояснительной записке «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» говорится: «Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний».

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. На уроках английского языка с помощью ресурсов сети Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети и адаптируя их к конкретному материалу урока; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас. Именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса учащихся. Для создания организационно-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании можно провести диагностические измерения, предложить учащимся в начале каждого учебного года ответить на традиционный вопрос «Интересны тебе уроки с применением ПК?» Результаты опроса всегда будут положительными, так как они включают следующие моменты:

- содержание уроков становится интересным, наглядным, понятным;

- имеется возможность заниматься в любое удобное время вне зависимости от дней недели, времени суток; возможность использования тренажеров для отработки того или иного учебного навыка;

- можно проводить независимое оценивание – тестовые задания оценивает компьютер, а не конкретный учитель;

- провести быстрое оценивание тестов;

- дать возможность исправить оценку;

- активно использовать индивидуальный темп работы - возможность выбора ритма и темпа занятий;

- обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду;

- повысить мотивацию, познавательную активность ученика и общекультурное развитие учащихся за счёт разнообразия форм и методов работы. Поэтому, учителю необходимо систематически использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках и внеурочное время.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Компьютер намного расширяет наборы применяемых учебных задач. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке позволяет изменить отношение учащихся к предмету, заинтересовать их, постепенно «приохотить» к его изучению. Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

Многие из моих детей и я сама имеют друзей по переписке по электронной почте во многих странах мира. Ученица 10 класса переписывается с ровесницей из Австралии и Америки, с энтузиазмом рассказывая о своей переписке, сообщает, что ей уже не страшно писать на английском языке.

Экспериментальный класс, в котором проводилась апробация на региональном уровне УМК «Английский язык» для начальной школы автора С.Г.Тер-Минасовой в течение 4-х лет поддерживал связи с классом из Америки, штат Мэйн, ребята писали электронные письма, участвовали в чатах, рассказывали о себе и школе. А материалы писем и блога американской школы мы использовали как дополнительный материал на уроках. На основе такого материала был спланирован и проведён открытый урок «Не хотите ли поехать на Рождество в Америку?», который успешно прошёл и получил высокую оценку. Интерактивное общение – это бесценная практика языка, которое помогает формировать навыки общения и толерантного отношения к людям, развитию межкультурной компетенции.

Именно это сотрудничество натолкнуло и помогло ребятам познакомиться впервые с международными проектами и поучаствовать в них вместе с нашими друзьями из американской школы. Пусть такая работа началась с малого - с поддержки акции в поддержку животных, но она не прошла бесследно для учеников, например, как эта, которая представлена на моем блоге «Учение с увлечением» http://gruaznova.blogspot.com/p/blog-page_2940.html , а подробнее информацию вы можете найти на сайте http://www.care2.com/causes/animal-welfare и вы можете подключиться к такой работе со своими учащимися.

Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями, которых много на образовательных сайтах и которые можно создать самим для работы. Достоинствами электронных пособий, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.

С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Такая работа всегда интересна учащимся, когда можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности носителей языка или совершить виртуальное путешествие в его страну, а можно просто проверить свои знания, даёт возможность регулировать предъявление учебных заданий по степени трудности. Например, электронное пособие «Профессор Хиггинс». Другой пример – это грамматический практикум “Grammar Class”.

При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. Главная цель, которую мы также ставим перед собой, применяя информационные технологии в обучении иностранным языкам - это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку школьников.

Например, работа с материалами сайта http://english4kids.russianblogger.ru или http://www.esl-lab.com помогает совершенствовать навыки аудирования и речевые навыки, включать тренировку в подготовке к тестам по такому виду речевой деятельности, как аудирование. Этот сайт систематически можно использовать на уроках, так как на нём содержится богатый аутентичный материал носителей языка. Материалы этого сайта можно выбирать в соответствии с темой, уровнем сложности и такую работу можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время – самостоятельно.

Компьютер стал важным элементом предметной среды. Современное обучение – процесс, который происходит в неопределенной, постоянно меняющейся среде. Учение поддерживается извне и предполагает активное использование информационных источников. В моей методической копилке содержится богатый материал презентаций, обучающих программ, электронных тестов, который я использую на уроке, рекомендую учащимся для индивидуальной работы и своим коллегам дидактический материал с использованием материалов Интернет-ресурсов, обучающих программ, презентаций. Использование компьютерных технологий меняет и роль педагога, основной задачей которого становится - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:

  • увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;

  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;

  • увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера;

  • создание комфортных условий для проведения процесса обучения;

  • повышение информационной культуры сельских учащихся;

  • расширение языковой и социокультурной компетенции;

  • изменение в положительную сторону мотивов изучения английского языка.

Известно, что почти каждый учитель использует на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Например, в моей педагогической практике имеются разные презентации, но в последнее время я отдаю предпочтение интерактивным презентациям (показываю интерактивную презентацию “What Do You Know About Animals?”, видеосюжет “Schools Around the World”. В арсенале моих дидактических материалов есть и другие интерактивные презентации, которые я использую в своей работе, например, “Schools Around the World”, в которых я применяю разные приемы для проверки лексики, грамматики, письма. Эти презентации содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов.

Ещё одна возможность сделать урок необычно-познавательным – это использовать, например, в предъявлении материала виртуальные экскурсии. В своей практике такой вид работы я использую при введении темы “Reading. Why not?” 9 класс, УМК В.П.Кузовлев. При введении темы “Scouts in the World”, 5 класс, С.Г.Тер-Минасова (показываю фрагмент). Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она может органично вписаться в любой урок по данной теме, она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Наглядность, подготовленная на электронных носителях (таблицы, схемы, видеоролики), помогает сделать урок более насыщенным и интересным. Презентации – это иллюстративный ряд к уроку, поэтому, они повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и быстрее запоминает, когда видит на экране.

Использование такой формы работы на уроке, как веб квест, помогает не только овладевать современными электронными образовательными ресурсами, которые объединяют в себе множество учебных и воспитательных задач, но и давать ученику возможность работать самостоятельно и в группе, участвовать в форуме, узнать много нового и встать на ступеньку выше в познании мира. Мои учащиеся работают с квестом “Travelling Guide to the English-Speaking Country” .

Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты – это необходимый компонент любого современного урока. Эту возможность можно использовать как при введении, так и закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

Для примера называю несколько электронных тестов, с которыми работали учащиеся.

http://english-oren-56.blogspot.com/ или http://gruaznova.blogspot.com https://spreadsheets.google.com/viewform?formkey=dHIwNDVrSF9UMU82WUJCWFdOZHRJUXc6MQ ,

https://spreadsheets.google.com/viewform?formkey=dFFMUUhzMWF0SGNnOEN1ekN5d3FseXc6MQ

https://spreadsheets.google.com/viewform?formkey=dHIwNDVrSF9UMU82WUJCWFdOZHRJUXc6MQ

https://spreadsheets.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFlQYllrUmRmaHk3bTJocHBrb2w0YlE6MQ

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGdlYnJma2I2RFBRTDl2WThJUHNUTXc6MQ

С 2010 года началась работа с учащимися по формированию навыка использования изученного языкового материала во время выполнения тестовых заданий при сдаче экзамена по английскому языку, формированию коммуникативной компетенции (языковой и информационной), достаточной для успешной сдачи ЕГЭ в сетевом сообществе http://www.openclass.ru/node/254193 .

Существует много программ, которые позволяют сделать учебный процесс привлекательным и оригинальным, субъектно-ориентированным и социально-значимым для детей, например, “Hot Potatoes”, которые помогают создавать разные тесты, лексико-грамматические задания, проводить работу с текстом, создавать кроссворды с разной категорией детей, необходимые ресурсы как обучающего, так и контролирующего характера. Эта программа совершенно бесплатная, ею можно пользоваться каждому учителю.

Работа по созданию тестов в среде Google

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFRLSVFxaG5jRGo2VF82OWlReUZZeGc6MQ решает две основные цели обучения языку – коммуникации и обмен информацией.

Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.

2.Владимир Канаво «Интернет технологии в образовании», http://www.itecp.ru/sitedo/library/libraryonline/element.php?ID=1874

3.«Достоинства дистанционного обучения», http://www.ipap.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=66

4.Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М.:, "Академия", 2006.

5. Современные технологии дистанционного обучения,

http://www.itecp.ru/sitedo/library/libraryonline/element.php?ID=1891

6.Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.

7. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М.:, "Академия", 2004

8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/

9.Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютера. – 2002. - №36. – С. 26-30.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821

11.Фундаментальное ядро начального общего образования - http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/

12.http://www.esl-lab.com

13. http://rushkolnik.ru/docs/index-4267448.html












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грязнова Валентина Сергеевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства